Люди и самолеты
400 стр. Тираж 500 экз.
Те, кому эта тема интересна, могут написать мне по электронной почте:
alkorobanov@yandex.ru
Содержание
От автора
Глава 1. Потому что мы пилоты
Драма над Антреа
Крылатый испытатель
Последний бой экипажа Николая Хорпякова
«Мы были сыны Отечества»
И небо – одно на двоих
Он учил летать самолеты
Глава 2. Истоки
Дорога в небо
САМ, «Стрела» и другие
Предгрозовые годы
Глава 3. Судьбы
Директор Шенкман
«Арестовать вместе с братом…». Евгений Мирошников
Спираль судьбы Вячеслава Саликова
Примечания
Приложение
Авторское предисловие
Светлой памяти моей матери Марии Степановны Коробановой
В конце сентября 1910 года в Воронеже царило необычайное оживление. Публика находилась в состоянии нетерпеливого ожидания чуда. Губернские газеты «Воронежский телеграф», «Дон», «Живое слово» пестрели сообщениями: «Первое октября будет отмечено в истории Воронежа как первый авиационный день!», «Наконец-то и наш воронежский воздух прорежет человек-птица на своей машине!», «Воронежцам еще никогда не приходилось видеть «живой аэроплан»!» Задолго до события по городу были расклеены гигантские афиши, сообщавшие о воздушных полетах «первого русского авиатора-борца И. М. Заикина».
Первый октябрьский день не задался. Небо хмурилось. Низко нависшие тучи сеяли мелкий холодный дождичек. Вопреки непогоде город пришел в движение. Улицы заполнили воронежцы от мала до велика. Нарасхват разбирались извозчики. Вагоны конки буквально брались приступом. Извозчики, велосипедисты, рысаки, пешеходы: сплошной людской поток лавиной тек в одном направлении – к ипподрому за Новостроящимся кладбищем (ныне район цирка и сквера им. Дурова).
В пять часов вечера из временного ангара выкатили самолет. Заработал мотор, «Фарман», слегка раскачиваясь на неровностях импровизированного аэродрома, устремился вперед и, наконец, к восторгу публики взмыл в воздух…
Через четверть века – ничтожный по историческим масштабам срок – дети и внуки тех, кто с удивлением взирал на «летающее чудо», своими руками собирали в Воронеже воздушные машины, которые нисколько не походили на первые летающие аппараты: самой прочной их частью были лишь моторы.
1910 год, так запомнившийся воронежцам первыми полетами французского биплана, это еще и год, с которого принято вести отсчет отечественного самолетостроения: в мае-июне состоялись первые полеты самолетов российских конструкторов А. С. Кудашева, И. И. Сикорского и Я. М. Гаккеля.
За столетие авиапромышленностью России и СССР освоено свыше 200 моделей самолетов. Многие из них завоевали мировое признание. В нашей стране выпускались первые серийные многомоторные цельнометаллические самолеты ТБ-1 и ТБ-3, грозное оружие Великой Отечественной войны – летающие танки – штурмовики Ил-2, первые в мировой истории воздухоплавания сверхзвуковые пассажирские лайнеры Ту-144 и самые скоростные сверхзвуковые истребители МиГ-25, МиГ-31, транспортные гиганты Ан-22, Ан-124.
Вехами вековой истории авиастроения стали самолеты-памятники в больших и малых городах. В Воронеже их насчитывается пять: Ил-2 установлен на улице Циолковского у проходной авиационного завода, Ил-28 – на аэродроме «Балтимор» в Советском жилом районе, МиГ-21 – на перекрестке улиц Космонавтов и Ворошилова, МиГ-29 – на улице Студенческой, второй МиГ-29 – на улице Димитрова. Это не только свидетельства доблести земляков, проявленной на ратных полях, дань признательности мужеству и героизму летчиков разных поколений. Воронежские самолетостроители вписали в летопись отечественной авиации немало ярких страниц.
Производство Ил-2 и Ил-28 в разные годы было налажено в Воронеже. Со стапелей Воронежского авиазавода сходили «пионеры» довоенного самолетостроения ТБ-3 и ДБ-3, в 50–60-е годы ХХ века – аэробусы Ан-10 и военно-транспортные самолеты Ан-12, сверхзвуковики – гражданские Ту-144 и военные Ту-128. Воронежские самолетостроители освоили выпуск широкофюзеляжных лайнеров Ил-86. В новом веке продолжается выпуск следующего поколения аэробусов – Ил-96. Только капризы «рынка» прервали выпуск во многом уникальных по своим характеристикам «грузовиков» Ил-96-400Т. А сложные отношения с Украиной оборвали серию пассажирских Ан-148.
Воронеж накрепко связан с творчеством авиаконструкторов Туполева, Ильюшина, Антонова, Новожилова, Балабуева.
Вехи авиастроения принято обозначать именами конструкторов. Это справедливо. У любителей авиации и просто начитанных, неравнодушных к отечественному прошлому современников на слуху имена выдающихся летчиков-испытателей. К этой когорте следует причислить испытателей наших дней. Но прежде чем воздушная машина «сойдет» с чертежей, обретет форму и поднимется в небо, свое слово должны сказать организаторы производства, инженеры и рабочие, техники и летчики, которые учат летать самолеты. Страницы книги, которую читатель держит в руках, – дань уважения этим людям, продолжение большой работы по воскрешению памяти о воронежских авиаторах и самолетостроителях, начатой предшественниками: П. Я. Козловым в книгах «Илы» летят на фронт» (1976) и «Великое единство» (1982), С. М. Табачниковым в книге «Крылья» (1986), посвященной истории Куйбышевского авиационного завода.
Названные авторы имели счастливую возможность общаться с современниками событий. Но они были ограничены в выборе фактов. На многих авиационных проектах лежала печать секретности: с конца сороковых и до начала семидесятых годов ХХ века самолетостроители активно работали на оборону. По понятным причинам на эту тему было наложено табу. Архивные документы, проливающие свет на довоенное самолетостроение, в научный оборот введены сравнительно недавно – по большей части в последние два десятилетия, когда с них был снят гриф секретности. Да и тему репрессий прежнее поколение историков вынужденно обходило молчанием.
Значительная часть книги посвящена драматичным событиям тридцатых и сороковых годов прошлого века. В ней также собраны разрозненные факты биографий работавших в Воронежском крае авиаконструкторов, творчество которых оборвалось по разным причинам. Нельзя сказать, что о Ермолаеве, Калинине и Москалеве совсем ничего не известно. Однако об их воронежских годах краеведческая литература упоминает весьма скупо. И автор счел своим долгом вписать их имена в местный синодик.
В девяностые годы минувшего века производство самолетов в стране исчислялось единицами, отрасль находилась в состоянии стагнации. Интерес к ней угас и пробудился лишь в начале XXI века. Ныне появилась возможность продолжить труды предшественников, коснуться прежде запретных и острых тем. Больше того, прямо назвать имена тех, кто в новейшее время едва не «репрессировал» отечественное авиастроение – одну из интеллектуально насыщенных отраслей отечественной экономики.
Подавляющая часть материалов опубликована в разных изданиях. Но идет время, открываются новые факты, углубляется наше знание о прошлом. Очерки заново выверены, расширены, отчасти переработаны и снабжены обширными ссылками на источники.
Замыслом книги я обязан Андрею Шилову, в 2008-2010 году начальнику информационного центра Воронежского авиационного завода. Книга не состоялась, если бы не заинтересованное участие в ее замысле руководителя центра общественной информации и печати ВАСО И. Н. Стрюка и директора музея боевой и трудовой славы ВАСО С. В. Гавриловой. Общение с ними позволило объемнее представить место воронежского самолетостроения в истории отечественного авиапрома.
Воспоминания, труды, советы, пожелания В. И. Пенькова, А. И. Супонецкого, А. И. Анохина, С. А. Сафонова, Э. И. Перовой, А. А. Симонова, Равиля Вениаминова, А. А. Пыхонина, И. Я. Маргулева, Т. П. Молчановой (США), профессора В. И. Максименкова, доктора исторических наук А. В. Ганина обогатили содержание очерков, составивших книгу.
Всегдашнюю готовность помочь советом и делом я встретил у архивистов, столичных и воронежских. Прежде всего, признателен сотруднице Государственного архива Воронежской области Н. Г. Воротилиной.
Особая признательность Галине Мининой за подвижнический труд по розыску и копированию материалов о воронежском самолетостроении, хранящихся в ГАВО, и ценные советы при подготовке рукописи к печати.
Неизменная благодарность друзьям детства за бескорыстную помощь моему начинанию.
Свидетельство о публикации №223021401607