Про бардак и автоматизацию

    Работать в приятном коллективе единомышленников с системой взаимодействия сотрудников, построенной на душевности и по науке, это мечта популярная, но недостижимая. Сильно облегчит жизнь признание того факта, что установление в управлении бизнес-процессов совершенно логичных, и от того понятных, является невозможным. Многие, не желающие признавать очевидного, выглядят крайне нелепо, даже смешно. Дон Кихот, наверно был одним  из подобных идеалистов, упомянут он, не из-за его целей, а прежде всего средств, которыми пользовался. Хотя если подумать, то и в целях много общего найти не сложно. А жить нужно счастливо, прежде всего, сбросив с себя груз иллюзий,  и принять как должное системный бардак вокруг, потому что скоро ты узнаешь, что страшен не бардак как таковой, а его автоматизация.
Нужно понимать, что мечтатели – заказчики, получатели продукта автоматизации, их представление о будущем всегда сводится лишь к «волшебной кнопке». Почему-то мне эта кнопка видится большой и красной. Можно с надписью, но с какой именно, это в конце.
    Так вот, мечтатели, их мечта, это когда ты сидишь у экрана и что-то тебе захотелось, все равно что, зато очень-очень. Но  противно при этом, что для твоего хотения есть препятствия, которые определяются границами возможного и они куда меньше рамок твоего монитора. Но все же, хочется чего-то обязательно светлого и такого нужного, из которого управленческие решение должны рождаться легко и сами собой. И ты, вдохновлённый открывающимся перспективами от твоей будущей придумки, как наяву, представляешь себе, наконец, эту «волшебную кнопку», возможность с пафосом нажать которую тебе просто обязаны обеспечить. И чтобы  вдруг! О чудо! Ты получил именно то, что тебе нужно. Даже если это что-то другое, не то, что ты себе нафантазировал раньше, но это даже пусть и другое, совершенно невообразимым и непонятным (ты же не айтишник!) образом, но появилось, это самое то, что так нужно всем, включая вышестоящих, и не может быть заменено ни на что иное. Короче, волшебство автоматизации невозможно без волшебной кнопки.
     Всегда и везде, вся автоматизация проектируется именно так, как описано выше. Всегда и везде. Хоть и с разной степенью детализации. Кстати, при этом все постановщики задач, кто бы они ни были, абсолютно уверены, что все программисты  и кодировщики с ними, уже давно выучили такие, в общем-то, элементарные требования к их деятельности и давно уже научились исполнять все такое в мгновения ока. Но некоторые, нерадивые, те самые, что делают именно твой проект, исключительно из их собственной вредности, специально, так вот, у них все абсолютно наоборот. И нечего им так нелепо оправдываться никому не интересным ихнем бредом, вроде того что им кто-то, что-то вообще должен, например, что-нибудь там рассказывать о своих мечтах. В результате такого безобразия, твои гениальные идеи остаются как недостижимый идеал, в лично твоём воображении. Представляешь, остаются там, в твоём воображении, навсегда и никак не реализуются. Такое не просто обидно, с этим невозможно жить.
Вернёмся к идеалу. Ключевое слово: «недостижимый». Поэтому, все то, что может быть сделано, во всех проектах и при любых условиях будет настолько далеко от  «предела твоих мечтаний», что просто невероятно. Бесконечно. Безусловно, мы говорим о стороне заказчика, то есть о будущих пользователях.
То, с чего мы начали. Можно потратить годы, внедрить десятки гениальных продуктов, провести мега аналитику и все равно, приходишь к выводу – первому и бесспорному правилу автоматизации в управлении, которое следует определить как:
 
Автоматизация бардака создаёт только автоматизированный  бардак.
 
    Ирония же заключается в том, что и было объявлено как постулат, что бардак это неизменная норма, в которой мы живем и будем жить. Именно поэтому никогда не стоит ждать от автоматизации процессов управления привнесения в само управление хоть чего-то разумного и(или) доброго. Автоматизация процессов управления это во всех случаях боль, страх, мрак. Но делать нужно.
Далее. Так, чтобы по-честному, без недомолвок и без недосказанного, при автоматизации обещать можно только одно, только то, что гарантированно будет выполнено - ручной работы прибавиться. Потому что второе правило автоматизации, абсолютная аксиома, безутешна для страждущих эдема в управлении,  ибо:
 
Любая автоматизация ведет к увеличению ручного труда.
 
    Значит, ключевая задача, как самая большая хитрость, так это заранее определить на кого ляжет безумное веселье ручного вколачивания в поля и таблички данных, пользователем которых, то есть именно тем, кто будет хоть что-то да получать, ну хоть для чего-нибудь, этим кто-то может быть должен стать, подумай, это ты? Вокруг таких забав и будут ломаться копья, но потом, и, внимание!, среди тех, кто не знал заранее второго правила автоматизации. А кто молодец, тот теперь знает. Поэтому изначально ты, уже знающий, со всей жизнерадостностью и удовольствием вполне можешь занять нужную позицию, которая поближе в «волшебной кнопке».
    Закончим по правилам автоматизации тем, что должно быть первым, ну мы помним, идеала не достичь никогда, поэтому это правило приводим в конце. В общем главное, все, что может быть полезным в автоматизации бизнес-процессов, то, с чего всегда нужно начинать, так это с корректной формулировки цели, то есть, чего же хотеть действительно потребно. Так вот, никакая автоматизация не имеет своего практического смысла, если конечным итогом трудной и бурной деятельности не является формализованный отчет. Значит, третье в очереди, но первое по «главности», правило автоматизации:
 
Автоматизация нужна исключительно и только для получения  стандартизированного формализованного отчета и не для чего больше.
 
     Есть, конечно, глупцы или бессовестные обманщики, причем я не знаю, кто из них хуже, которые могут живописно рассказывать, приводить лживые примеры достижения иных целей автоматизации в управлении, но все такое - это лишь красивая обертка для продажи дорогих продуктов, в реальности не имеющих никакой ценности. Иногда, правдивая и единственно нужная цель автоматизации - формализованный отчет, подменяется, на автоматизацию каких-нибудь процессов, эта глупость эквивалентна подмене понятий цели и средств, так что про такую мерзость говорить не стоит.
    Управленец живет ради отчетности, это смысл его существования, и только этого он может вожделеть со всей страстью. Разработчики, запомните самое важное, если сможете на тестовой версии продукта показать, что в результате нажатия хотя бы жалкого подобия  «волшебной кнопки», в итоге формируется нужная табличка, только это способно вызвать у будущего пользователя реальный, неподдельный и живой интерес. Даже, если это будет не тестовая версия, а только презенташка, схема на бумаге, но в самом нижнем углу, где все стрелочки сойдутся на квадратике, внутри которого написано «отчет», только в этом случае вы получите помощников в разработке ТЗ, ТУ, и тому подобных изысков, а так же действительных соратников в среде заказчиков, и разного рода благодарности от них,  хоть еще и за не разработанное вами ПО.
    И да, про надпись, на большой красной кнопке, она должна быть, в любых ее вариациях, запускающей команду: «Сформировать отчет».
 


Рецензии
Привет от мужа системотехника
Доволен, как слон :)))

Мост Будущее   10.07.2025 21:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.