Замок Сент-Миклош в Чинадиево. Закарпатье

Все дороги ведут в Рим. Одна из этих дорог со Львова идёт через  перевал «Русские ворота» на Ужгород, Хуст, а уж затем, конечно же в Рим. Согласитесь, дорога длинная, много на ней остановок и привалов. Мы же остановимся на самом первом - на  перевале «Русские ворота», что возле древнего городка Чинадиево на Закарпатье. Если Париж стоит мессы, то Чинадиево - времени, потраченного на его достопримечательности.
Ещё в 13 веке местные князья-феодалы смеканули, что  единственную дорогу, ведущую из южной Европы ( не забываем о Риме) с Владимиро-Волынским и Великим Литовским княжествами, равно как и путников с их скарбом надо хорошенько охранять. И не только охранять. На то они и дороги, чтобы с идущих по ней обозов с мануфактурой собирать мзду немалую. Такие дорожные сборы были обычным явлением и взимались на всех стратегически важных объектах: мостах, въездах в населённые пункты,  горных перевалах. И наш перевал в Закарпатье был не исключением. А чтобы лучше охранялось и собиралась дань, построено укрепление рядом венгерским поселением Сент-Миклош. О логистике тогда никто слыхом не слыхивал, зато руководствовались военной и экономической целесообразностью.
Замок вышла на «ура», как и положено:  стены метровой толщины, башни с бойницами по углам, лаконичная архитектура, подвалы, потаённые лестницы и разветвлённая сеть подземных ходов, один из которых был длиной двенадцать километров и соединял Сент-Миклош и замок Паланок.  Минимум лепнины и пилястров, максимум удобства и механических приспособлений. В замке даже был лифт, соединяющий подвалы с чердаком. Тут не до излишеств и роскоши, когда постоянно приходиться обороняться. Замку крепко доставалось во время осад польской армией. В 17 веке Речь Посполита сделала серьёзную заявку на статус империи. А уже в 18 она вообще исчезла с политической карты мира. Вот к чему приводят неуёмные амбиции вождей.
В середине 17 веке в судьбе замка Сент-Миклош наметились кардинальные изменения. Он был ввергнут в пучину войны венгерского народа против австрийского гнёта. В любой беде французы советуют искать женщину. Нам искать ее долго не нужно. Это Илона Зриньи, наследница двух знатных родов Хорватии, одна из самых образованных женщин Европы, национальная героиня  Венгрии и Хорватии. Она знала десять языков, разбиралась в медицине, военном деле и баллистике.
Три года красивая женщина бальзаковского возраста после смерти мужа командовала обороной Мукачевского замка. Ее не зря называют венгерской Жанной д’Арк. На ее долю выпало немало бед. Почти одновременно она лишилась отца, матери,  мужа и старшего сына. Осталась одна с двумя детьми на руках против штурмующего австрийского войска.
Недостатки ее знаний в военном деле помогал устранять молодой военачальник повстанцев Имре Текели. Они тайно встречались в замке Сент-Миклош. Вся Европа с интересом наблюдала не только за укрощением строптивых венгров, но и за любовным романом между 40-летней Илоной и её 26-летним кавалером. В этом двухэтажном невзрачном здании решалась судьба нескольких европейских государств.
Илоне и Имре было глубоко безразличны сплетни, пересуды и осуждения всех ясновельможных домов Европы. Они были счастливы, несмотря на взрывы, штурмы, политическое давление. Результатом этих свиданий стала бурная свадьба в осаждённом замке Паланок в Мукачево. О последующих печальных событиях останавливаться не будем. Остановимся только на судьбе замка. Что только с ним не вытворяли. Он был тюрьмой, сельсоветом, зданием лесхоза, автобазы, потом просто заброшен и рушился среди мусорных куч.
Но вначале 21 века пришла удача откуда не ждали. Местный художник взял в аренду здание, отреставрировал пока только первый этаж. В туристических буклетах Сент-Миклош называют никак иначе как замок любви. И потянулись сюда не только любители изобразительного искусства, но и влюблённые со свадебными кортежами. Ведь на картинах местного художника много не заработаешь, а на туризме да замешанного на любовной теме, можно неплохо подняться. А если сюда ещё добавить древнюю старину с элементами мистики, магию друидов, то успех очевиден. Тем более, никакого обмана здесь нет. Всё по чесноку.
Среди  живописного мусора, раскиданного вокруг замка, было найдено древнее кельтское городище. И, если государственные структуры пока только чешутся, предприимчивые закарпатцы, потомки тех самых кельтов активно возрождают кельтскую культуру и разрабатывают новые туристические точки. Кельтская тема оказалась беспроигрышным вариантом и интерес к ней только растёт. А это на руку не только предпринимателям, но и многострадальному замку. Многих ему столетий жизни. Пусть радует нас и наших потомков. Спасибо Иосифу Бартошу за его возрождение.


Рецензии