Нуцальство - это царство христианского правителя

Нуцальство - это царство христианского правителя

Нет ничего более позорного и глупого чем прятать иудео-библейский титул "правителя, царя" под странным словом "нуцал" (и отсюда- "нуцальство"). То есть было якобы ни-то, ни-сё какое-то "нуцальство". Что означает? Собачий хвост или что конкретно? Как переводить на русский язык? Как вообще понимать такое словосочетание как "нуцалхан Аварский"? "Нуцал"- христианский правитель и к титулу "нуцал/нецвал" не может быть ещё добавлен термин "хан".

А с лёгкой руки совершенно некомпетентного в этих вопросах дагестанского преподавателя Криштопы пустившего затем по всюду свои раковые метастазы утверждения, что титул "нуцал" является якобы "грузинским заимствованием". То есть были такие "великие" гурджи, которые оказывались в состоянии назначать своих ставленников в Аварии. Какая несустветная чушь, какая вопиющая безграмотность!

НУЦАЛ-ПРАВИТЕЛЬ, ЦАРЬ. И "НУЦАЛЬСТВО" СЛЕДУЕТ ПЕРЕВОДИТЬ КАК "ЦАРСТВО", А НЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО КАКИХ-ТО "ГУРДЖИ".НИКАКОГО ИХ НАМЕСТНИЧЕСТВА В ГОРНОМ ДАГЕСТАНЕ НЕ БЫЛО, КАК И ИХ ЦЕРКВЕЙ,И В АВАРСКОМ ВООБЩЕ НЕТ НИ ОДНОГО ТЕРМИНА, КОТОРЫЙ С ДОСТАТОЧНЫМ НА ТО ОСНОВАНИЕМ МОЖНО БЫЛО БЫ СЧИТАТЬ "ГРУЗИНСКИМ ЗАИМСТВОВАНИЕМ".

Грузинские археологи в своё время утверждали, что в одном только Хунзахском районе ими были обнаружены остатки семи христианских храмов. И где конкретно они их обнаружили - ни слова. По артефактам и результатам археологических раскопок вовсе не Хунзахский район выглядит как христианский, а Шамильский. Есть кое-что и в Хунзахе, но лидирует всё же Шамильский.Как поучает знатный "грамотей" Б.Атаев в своей монографии "Аварцы": "Сегдня модным стало, приводить в доказательство кресты как подтверждение христианства своих предков. Но далеко не всегда..." Какая ещё мода на "христианство"? Мы что в Доме Мод соревнуемся чей наряд ярче? Не говоря уже о том, что этот автор разместив у себя в монографии кучу чужих иллюстраций (вовсе не артефактов из Хунзаха!) не дал ни одной ссылки на авторство и годы их обнаружения- в каком аварском районе и когда они обнаружены. "Модно стало..." Вначале, модельер, научись академически правильно писать монографии и лишь затем излогай своё мнение о "моде"! Нам не модельеры нужны, а криминалисты: где, кто, когда, при каких обстоятельствах? Всё указать, выделить и обосновать собственное мнение- на этом твоя миссия криминалиста закончилась, о моде пусть рассуждают другие и в наше отсутствие. На деле же мы видим, что чужие иллюстрации превращены в какой-то пантеон славы и величия Хунзаха и Анди. А где все остальные, почему о них ни строчки? Они уже не "аварство"? Хунзах - Москва, Анди- Петербург. И в центре Расул Гамзатов. Так что ли?   

Не надо быть, например, доктором исторических наук как Криштопа, чтобы перед тем как цитировать глупейшие утверждения Криштопы, взглянуть в Этимологический словарь Севернокавказских языков и найти там заключение лингвистов, что гурджийское "нецвал" есть на самом деле северокавказское заимствование в грузинском и означает "молодец, жених". В чеченском языке оно до сих пор и означает "жених". Можно ли вообще такое себе представить, чтобы кавк. авары оторвали от гурджийского "нецвал" значение "правитель", а чеченцы вырвали бы вторую половину и присвоили себе уже в значении "жених"? Какое вообще отношение к этому могли иметь грузины. Разве гурджи создали христианское учение? Да они были вообще никто в раннем христианстве.

Обр. внимание на арм. таг "венец", тагавор "жених, царь", тагаворутюн "царство". Вот это и есть чисто христианская традиция правителя. С Чечнёй и Аварией всего одна небольшая разница- в арм. это всего лишь перевод, пересказ, а в аварском и чеченском АРАМЕЙСКО-ИУДЕЙСКИЙ ПОДЛИННИК. ЗДЕСЬ РАННИЙ НАЦРУТ (ХРИСТИАНСТВО) ВО ВСЕЙ СВОЕЙ КРАСЕ.И никем другим кроме как фанатичным христианином такой правитель быть не мог. Более того, мы предпологаем, что христианство в Чечне и Аварии являлось иудео-христианского толка. В таком случае они не нуждались ни в Грузии, ни в Армении как своих учителях и наставниках. В роли последних должны были выступать другие.

Да, в Этимологическом словаре севернокавказских языков "нуцал/нецвал" указано как исконно северокавказское "жених, молодец", но...мы не в состоянии тогда объяснить наличие этого же термина в древнееврейском языке. Кто от кого в таком случае заимствовал?

Ав. НУЦАЛ "титул верховного правителя" (нуси "паутина"),чеч. НЕЦВАЛ "жених" (ницкъ "сила,мощь,насилие"), ивр. НАЦРУТ "христианство",НАЦИВ "наместник,управляющий",НИЦИ "отличающийся непримиримостью"

В любом случае в аварском и чеченском явный подлинник обозначения христианского правителя, у армян же всё верно, но это - перевод. Истина откуда и кем было занесено христианство в Чечню и Дагестан по-прежнему за семью печатями. Наиболее вероятный источник- богатая и влиятельная иудейская община в иранском Горгане и иудео-христианские общины Анатолии. Картина с грузинами и армянами как медиаторами христианства выглядит совершенно неправдоподобным и ничем не подтверждается. Христианство не может просто висеть в воздухе как призрак, за ним литература, обряды, терминология.Всё это должно было оставить следы. Но таковых нет. А то, что есть-принадлежит к парамонгольской, арамейско-древнееврейской и греческой лексике, а вот грузинской лексики нет вообще Нельзя вообще писать о христианстве, но не приводить при этом языковые доводы, лексику христианского профиля.Пока же единственное, что приведено, это якобы "грузинское" нецвал. Но этот термин совсем не грузинский. И ничего другого в работах дагестанских исследователей христианства нет. Когда мы выражаем возмущение таким передёргиванием фактов, то авторы монографий ссылаются на Криштопу. А какого чёрта тогда надо быть кандидатом исторических наук, чтобы не уметь при этом отличить зёрна от плёвел? Для того, что перевернуть и опрокинуть это утверждение о "грузинском наместничестве",со ссылкой на то, что "Криштопа так сказал" достаточно было открыть всего две книги: 1. Этимологический словарь севернокавказских языков" Старостина С.А. и 2. любое издание Русско-ивритского словаря (раздел N).

Это гимназисты или глупые блогеры могут ссылаться на то, что "Криштопа так сказал", а нам плевать на этого Криштопу, потому что его рассуждение противоречит мнению лингвистов. Если бы этот Криштопа являлся специалистом должного уровня, то он хотя-бы имел мало-мальское знакомство с термином "нецвал", а не нёс бы всякую чушь. Он вообще даже представления об этом не имел. Теперь каждому из нас следует иврит учить, чтобы опровергать всякого рода псевдознатоков с научными регалиями? Почему научные работники не делают качественно ту работу, за которую им платят?

К огромному сожалению, подавляющее большинство научных кадров РД выглядят как липовые учёные. Их доводы спокойно опровергаются и вообще ничего нового они давно уже не пишут.История Дагестана в школах не преподаётся (никому это теперь не нужно), родные языки не преподаются. Страна со своим культурным наследием полностью сброшена в пропасть неведения и незнания. И при этом, оказывается, - патриоты? Какой страны? Островов Итуруп и Шикотан? А на кой чёрт они нам в Дагhестане нужны?

Кавказское албановедение - это вообще отдельная тема для разговора.Десятилетиями топчутся на одном и том же месте и не продвинулись ни на шаг. Как была Тревер "албановедом" N1 так и осталась, ещё лет 100 пройдёт, а ситуация на той же ступени развития и  останется. Ничего нового! В самих источниках об Албании тоже много недостоверного. Особенно у армянских авторов. Нам ясно, что агъваны/албаны себя считали "Солью Земли" и это обстоятельство наложилось и на сам этноним- "соль, сила". Подобная идеология христианского превосходства, избранности христианской общины, по-видимому, была распространена в раннем христианстве. Сегодня она уже малозаметна. Иудейское мессианство ими было заменено на его христианский вариант при посреднечество иудео-христианства. Последняя разновидность христианства нам видится крайне интересным и малоизученным. В этом направлении следует продвигаться дальше собирая по крупицам информацию и восстанавливая по ним прошлое. В этой связи возникают следующие вопросы:

1. Почему из всех севернокавказских языков семитские согласные имеются только в языках вайнахов и дагестанцев? Нет их и в грузинском. Что это вообще может означать?

2. Латералы присутствуют у кистинцев (бацбийцев) Грузии, у аваро-андо-цезов, гл ао всех остальных кавказских языках отсутствуют. Их нет в тюркских, но они представлены в некоторых монгольских языках. Как можно истолковать этот факт? Среди европейских они только в исландском и частично ещё где-то в Бельгии. Лингвисты считают эти латералы в исландском - неразрешимой загадкой.

3. Почему монгольский язык обладает прямо-таки феноменальной способностью раскапывать глубже кавказоведение и имеет потрясающее количество совпадений с кавказско-алародийской лексикой? Что упустили в этом направлении лингвисты и какую роль играл или мог играть никем до сих пор неразгаданный шумерский? Ясно, что он и гутийский играли какую-то связывающую роль, но какую конкретно неизвестно. Аварское и шумерское числительное "шесть" ( анлъ, аще)без сомнения соответсвует общетюркскому его обозначению и указывает на наличие в нём утраченного латерального. Монг. "шим/шин" (шинген "водянистый") в значении наличия "влаги, сока" - также явное указание на изначальный латерал типа аварского "лъим" ("вода,влага"). Здесь не случайные совпадения, а система. Как подобное соотношение вообще могло иметь место? Такая лексика обычно без острой на то нужды не заимствуется. Без монгольских этимологий нет вообще полной картины в кавказоведении и образно выражаясь, пазы не складываются. Лингвисты должны обратить пристальное внимание латеральным и их рефлексам.

Почему нет до сих пор ни одного академически выдержанного сравнительно-сопоставительного анализа в этой области? Мы понимаем,что сама коробка монгольских языков, их каркас имеет сходства с тюркскими (хотя доказанного родства монгольских языков с тюркскими нет), но процент фактических лексических совпадений очень высок. На этом фоне загадочным выглялит и генетический крен отцовской линии происхождения кубачинцев, кайтагцев и аваров Дагhестана с китайскими уйгурами, а следом за ними тибетскими цянами и монголами Внутренней Монголии. Почему эти три этнические группы на карте генетических расстояний столь явно вытянулись на восток по сравнению с другими кавказцами, настигая уйгуров и хазара? Академик В.В. Бартольд в своё время писал, что кайтагцы прежде говорили на монгольском языке и лишь позднее перешли на даргинский диалект. Уже упомянутый нами Криштопа заявлял, что "академик Бартольд после этого извинился". Что за чушь? За что ему было извиняться и кому он вообще принёс извинения? Криштопе? Карл Менгес также обнаруживал сходства данных монгольских языков с топонимикой и гидронимикой Дагhестана и сопредельного с ним Закавказья, да и сами этнонимы "авар" и "кайтаг" он считал монгольскими. У нас нет ответов на все эти вопросы,а хотелось бы их услышать. Где и когда носители некоторых кавказских и монгольских языков могли соприкасаться? А то, что они соприкасались достаточно длительное время у нас никаких сомнений не вызывает. Ответ выдающегося американского лингвиста А.Вовина, к сожалению, не даёт повода для оптимизма: "я иранскими языками не занимаюсь". То есть он дал понять, что иранский мир должен был быть как-то с этим связан.   

    


Рецензии