Пушкин Данте Инферно Вторая смерть

Вергилий комментирует в кругах дантевого ада  = некоторые ждут и жажду и торопят ВТОРУЮ СМЕРТЬ

Значит душа бессмертна и только  в пределах первой смерти
Во второй она умирает и … исчезает, упокоившись ?

Каноники уверены в обратном = это вечная неуспокоенность = самое страшное наказание душе грешника

Фрагменты текста кантатики Инферно великого Данте ( полностью – Дуранте) с темой второй или новой смерти уже мертвого в царстве мертвых:

И ты услышишь вопли исступленья
И древних духов, бедствующих там,
О новой смерти тщетные моленья

В подстрочнике (пер Г.Д, Муравьевой РГГУ, 2021)  :

Где услышишь отчаянные вопли,
Увидишь древние страждущие души,
Каждая из которых призывает ВТОРУЮ СМЕРТЬ

Переводчица в сноске поясняет, ссылаясь на Enciclopedia danteska: 

большинство комментаторов считает, что вторую смерть следует понимать как вечное проклятие, в котором исполнится приговор Страшного суда

***

И я: "Учитель, что их так терзает
И понуждает к жалобам таким?"
А он: "Ответ недолгий подобает.

И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что всё другое было б легче им.


 А ты уйди, тебе нельзя тут быть,
Живой душе, средь мёртвых!"

Передвигаясь среди мертвых, они встречают таких, кто:

И вот бегут, левее нас, нагие,
Истерзанные двое, меж ветвей,
Ломая грудью заросли тугие.
Передний: «Смерть, ко мне, ко мне скорей!»


"Кто это кружит здесь, как странник некий,
Хоть смертью он ещё не окрылён,
И подымает и смыкает веки?"


Тогда ко мне поэты обратили
Свой взгляд. "Мой сын, переступи порог:
Здесь мука, но не смерть, — сказал Вергилий.


И, веруя, зажёгся столь всецело
Огнём любви, что в новый смертный миг
Был удостоен этого предела.

***
В примечаниях:
Грешники в Аду, уже умершие телесной смертью, хотели бы умереть и душой, чтобы прекратились их муки.

Мертвое… песнопенье — потому что описывало область вечной смерти — Ад.

***

Бонус ликбезиады:

Из Мидраш к Торе по версии рабби Вейсмана
Что предшествовало сотворению Вселенной
До того, как сотворить Вселенную, Ашем ввел семь понятий, жизненно важных для функционирования мира.
(Точка зрения. Принадлежит Раши. По его мнению, еще до Творения Ашем замыслил семь вещей, но воплотил их позднее. Например, Геином был воплощен на второй день Творения, Ган Эден — на третий и т.д.)
Вот эти понятия:
1. Тора.
2. Тешува (Раскаяние).
3. Ган Эден.
4. Геином.
5. Кисэ акавод (Небесный Трон Славы).
6. Бейт Амикдаш (Иерусалимский Храм).
7. Имя Машиаха.

Шехина (Б-жественное Присутствие)
Руах акодеш (Дух Святости)
Эмуна (Вера), Битахон (Упование).

Геином =  гай бэн ином («ущелье сына Инома»), был задуман для того, чтобы обеспечить наказание для грешников

Ад. Это просто могила. Все идут в Ад = всем нужна могила

В Аду в зале Суда ы Врат Воздаяния рассматривается тяжесть грехов души усопшего и ее последующее странствие в Царстве Мертвых где царит Смерть. Грешен даже невинный вроде бы младенец, ставший жертвой Смерти до крешения  или до обрезания. Смерть забирает живого приговоренного к концу жития, усыпляет, отсекая косой нити жизни и связи с Жизнью. Осужденный в личный Судный день завершает первую свою смерть выбором по Приговору Судии места в Геином (например,  в кругах дантевого Инферно). Там он корчится в муках приговора по кругу и страдает душой до второй смерти. Избранных ждет Тешива – Раскаяние. Суд осуществляется по Справедливости и Милости.

***
Согласно толкованию Раби Моше бен Нахман РАМБАН библейский Ад таков:

    «Геином»  - противоположность «Будущему миру» —— или, по-русски, Ад. Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Геиномом карается только душа.
И слова «участь одна праведнику и нечестивцу» (Коэлет 9:2) — относятся к их телам после смерти.

И мудрецы измерили Геином — его длину и ширину. Сказано в трактате Таанит (10а): «Земля — одна шестидесятая от размера Гана (Сада). А Ган — одна шестидесятая от Эдена. А Эден — одна шестидесятая от размера Геинома. Получается, что вся земля по сравнению с Геиномом, как крышка по сравнению с кастрюлей».

Учили в берайте «Протяженность Вселенной» (Мидраш Батей мидрашот, гл. 27): «И есть семь уровней — один под другим. И это: Геином, Врата тьмы, Врата смерти, Трясина, Гибельная яма, Авадон, Шеоль, а ниже всех — Арка. И ангелы-разрушители располагают нечестивцев в Арка — под рекой огня, выходящей из-под Небесного Трона, как сказано: “Вот пылающая ярость исходит от Ашема, и бушует бурей, и обрушится на головы нечестивцев” (Ирмия 23:19). И тот, кого спускают в Арку, больше не поднимется, и будут его карать из поколения в поколение».

. И возвращаются к этой теме в мидраше Теилим (Шохер тов 11), говоря: «Для каждой из семи категорий праведников есть особое место в Ган Эдене и в соответствии с этим, семь особых уровней в Геиноме, и это… ». Т.е. семь обителей для праведных и семь для порочных, для каждого — обитель по его делам.


И во всех семи тысячах мест каждого уровня карают нечестивцев такими карами. Но нечестивцы не видят друг друга в полном мраке, ибо вся тьма, предшествовавшая сотворению мира, собрана там.

Таков мидраш.

Аминь

***
в Путеводителе заблудших Рамбама: Об очищающем огне Геинома:

«огонь» Геинома, который, как мы верим, сжигает души, не подобен огню этого мира — ни огню, которым мы пользуемся на углях или в пламени, ни первозданному огню, образующему сферу огня, из которого, в сочетании с тремя другими первоосновами, создано все сущее, несмотря на то, что первозданный огонь состоит из крайне тонкой материи (при сотворении мира было создано четыре первоосновы: огонь, вода, прах и воздух. И этот первозданный огонь, воспринимаемый нами как космическая тьма, окаймляет всю Вселенную — Рамбан.на Берешит 1:1,4). Однако, «огонь» Геинома еще более утончен, хотя он и связан с первозданным огнем

 наши учителя, благословенна память о них, сказали об одном из видов «огня» этого места казней: это «огненная река, выходящая из-под Небесного Трона». Ведь они связывают утонченность «огня» с Небесным Троном, который стал основой всего сотворенного — самым сокровенным из всех созданий.

И в Берешит раба (21:9) сказано по поводу стиха Торы «…И поместил перед Ган Эденомхерувов и пылающий меч, обращающийся и т.д.» (Берешит 3:24): «Перед Ган Эденомхерувов» — т.е. микэдэм, прежде Ган Эдена были сотворены ангелы, как сказано: «Это ангелы, которых я видел под Б-гом Израиля в реке Квар, и я узнал, что это херувы» (Йехезкель 10:20); «пылающий меч» — как сказано: «Его слуги — огонь пылающий» (Теилим 104:4); «обращающийся» — ибо ангелы «обращаются», принимая различный облик: порой они «мужчины», порой «женщины», порой «духи», а порой — ангелы. Другое истолкование: микэдэм (перед) — т.е. прежде Ган Эдена был сотворен Геином: Геином был сотворен во второй день, а Ган Эден в третий; «пылающий меч» — как сказано: «И станут все преступники и все вершащие злодейство подобны соломе, и спалит их этот грядущий день» (Малахи 3:19). И оба этих истолкования говорят, что Геином и основа его «огня» — это ангелы и херувимы под Небесным Троном. И все эти слова мудрецов намекают на великий основополагающий принцип устройства Вселенной.

Творец бесплотных и чистых душ, да благословится Его Имя, в состоянии сотворить для них утонченный, бесплотный «огонь», который сжигает утонченные, бестелесные объекты и уничтожает их.

Наказание Геиномом приходит к человеку сразу же после смерти. Как только нечестивец умирает, его душа соединяется со сферой огня (п.54), и попадает в огненную реку, выходящую из-под Небесного Трона, которая, являясь одним из элементов этой сферы, дает энергию всем видам огня. Река спускается в Геином, и, скатываясь вместе с ней, спускается туда и душа.
И эта душа, которая возвращается к первоэлементу огня и присоединяется к нему, с самого начала и до конца своего пребывания в Геиноме мысленно стремится вознестись и приобщиться к высшим мирам, чтобы возвратиться к своему источнику — так же, как все вещи возвращаются к истокам. Но тяжелые грехи и бесстыдные проступки отделяют ее от Творца и удерживают ее, и она втягивается и попадает в огонь Геинома. И то, что душа не может осуществить свое желание, — само по себе великое страдание и мука, невыразимая и беспредельная, которая добавляется к мучениям Геинома. И в том и заключается карет — отсечение души, что она отсекается от своего источника, как ветка отсекается от дерева, которое давало ей жизнь.

Так сказали мудрецы в мишне из трактата Эдуйот (2:10): Нечестивцев карают в Геиноме двенадцать месяцев, как сказано (Йешая 66:23)


Рецензии