Библиотекарь. Гл. 15. Знакомство с отцом Пахомием

 БИБЛИОТЕКАРЬ. Роман.     ГЛАВА 15. ЗНАКОМСТВО С ОТЦОМ ПАХОМИЕМ.

  - А, Вы знаете, Степан Михеич! Я, пожалуй, соглашусь с дьяконом Андреем Кура-
евым. Эта книга еретическая и может привести к новому расколу церкви. – Отец Па-
хомий положил на стол большого формата книгу в красном переплёте. – Эта Ваша
«Роза Мира» паразитирует на христианстве. Берёт христианские образы, искажает
их, вносит свои интерпретации, порой недопустимые с точки зрения христианской
догматики. А автор этот, Даниил Андреев, просто находился в прелести.

  Михеич молча подошёл к книжным полкам своего кабинета и достал две доволь-
но толстых увесистых книги. Он положил их рядом с «Розой Мира» на стол. Оказа-
лось, что это были Библия и Коран.
- Отец Пахомий, а можете ли Вы сказать то же самое о Коране? Ведь хорошо из-
вестно, что Коран процентов на восемьдесят повторяет то, что написано в Ветхом
Завете.
 Отец Пахомий остановился, задумался. В семинарии их учили – терпимо отно-
ситься к другим коренным религиям России. Он публично не имел право оскор-
блять чувства верующих мусульман, буддистов, иудеев. А заявление о том, что Ко-
ран «паразитирует» на Библии было бы прямым наскоком на мусульманство.

- Ну, откровенно говоря, я не знаю, как ответить. Но, между нами, в душе я ду-
маю, что так и есть.
- То есть Моххамед не истинный пророк, а просто находился в прелести?

  Отец Пахомий оглянулся по сторонам, как бы желая убедиться, что их никто не
слышит. Потом соскочил с кресла.
- Степан Михеич! Ну Вы задаёте провокационные вопросы! А вдруг содержание
нашей беседы дойдет…
- Будьте уверены, не дойдёт! У меня мы и не на такие крамольные темы спо-
рим! Тем более, теперь в России, а не в СССР живём. Давайте поговорим с Вами не как
с представителем церкви, а как с человеком непредвзятым. Прошу Вас в этой непу-
бличной обстановке, где всё останется сугубо между нами, давайте не будем цеплять-
ся только за готовые решения, а проведём ИССЛЕДОВАНИЕ. Владимир Иванович,
мы же хорошо знаем друг друга столько лет. Давай поговорим как люди науки. Ты же
по образованию психолог. Когда-то диссертацию писал. Я понимаю, что теперешнее
положение тебя обязывает. Но ведь и по-христиански: нужно любить своих ближних
и даже врагов своих, а это в том числе означает, что нужно попытаться ПОНЯТЬ их,
ПОЧЕМУ ОНИ ТАК МЫСЛЯТ, почему придерживаются тех или иных взглядов. Кураев и тот
как-то аргументирует свои утверждения. Ведь деятельная любовь может всё, даже по-
мочь привести их ко Христу. Но тогда сначала нужно встать с ними рядом, дать руку,
убедить, что ты их понимаешь и делаешь всё не во вред им, а на пользу. Тогда они
пойдут с тобой. А так, как сосуществуют нынче религии, просто «терпя» друг друга,
стараясь не задевать – это тупик. Глобализация, которая сейчас вовсю идёт, и никак
ты её не остановишь, она требует общей идейно-ментальной основы человечества,
иначе в новом глобальном доме «терпимость» эта ни к чему хорошему не приведёт.
Будет большой всемирный дом терпимости…

- «Толерантность», - отец Пахомий произнес это слово вразбивку, по слогам, -
словечко новое, по смыслу близкое к «терпимости». Толерантность эта уже даёт
свои сатанинские плоды там, на Западе…

- Да, но вернёмся к совпадениям в разных духовных книгах. Есть ведь и другая
версия, почему возникли такие совпадения: может быть, это потому, что инфор-
мация ПРИШЛА ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА? Просто каждый её несколько по-своему вос-
принял, отсюда некоторые несовпадения. А ещё… Большая ошибка тех, кто связан
с различными верованиями, происходит от того их общего предрассудка, что Бог
раз и навсегда дает одно откровение, которое потом веками исповедует церковь без
всяких изменений.
- А, по-вашему, это не так?

- Вы же знаете, что Ветхий завет не был написан «за один присест» и одним толь-
ко автором, он складывался веками. Поколение за поколением в еврейском народе
являлись пророки, через которых Бог давал откровения, то есть разные люди в раз-
ное время черпали свои сведения из ОДНОГО источника. Что-то в них оставалось
неизменным и подтверждалось, что-то уточнялось. Это нормально. Вот как ведёт
курс каких-нибудь наук опытный преподаватель? Сначала, пока слушатели не гото-
вы к глубокому уровню познания, даётся общая, несколько примитивная, упрощён-
ная картина, потом, по мере роста, даются уточнения… Провидение не оставляет
человечество ни на минуту, и не даёт всё раз и навсегда. Ведь если принять такую
точку зрения, то права не нынешняя Русская Православная церковь, а правы рас-
кольники, которые воспротивились изменениям и уточнениям. Вон у нас их целая
слобода! Подите – объясните им, что корректировка Никона была нужна, так как
ничто не стоит на месте. Они вас тут же в антихристы запишут.
 -Уже записали…

  Тут нам нужно сделать отступление и немного рассказать о собеседнике Михеи-
ча – отце Пахомии, в миру Владимире Ивановиче Подаксенове. Это был седоватый
пожилой человек, который служил настоятелем храма в селе Колмогорском уже 5
лет. Действительно, когда-то он закончил университет по специальности психо-
логия. Писал диссертацию, работая в психиатрической клинике. Но, как говорят
(существует даже такая статистика), что психические отклонения чаще всего
встречаются у математиков и психологов, причем у последних – чаще. Объ-
ясняют это тем, что выбирают специальность «психология» те, кто уже имеет
скрытые проблемы с психикой и, благодаря науке, хочет с ними разобраться.

    Так было и у Владимира Ивановича. Он имел склонность к суициду с под-
росткового возраста. Работа в клинике ничуть не отдалила его от проблемы, а
только её усугубила. Глядя на то, как психи порой не отличаются от здоровых
граждан, так сказать, рядятся под личину приличного человека, он начал по-
дозревать, что подавляющее большинство людей вокруг него – скрытые психи.
Он стал напрягаться в общении даже с давними знакомыми, ожидая, что вот-
вот они вдруг сорвутся и выкинут какой-нибудь психический трюк. Он стал
нелюдим. Закупоривался в своей однокомнатной квартире после работы и на
выходных. Никуда не ходил, ни с кем не общался. Но «психи» стали проникать
к нему и через закрытые двери. И он тут отчётливо понял, что избавиться от
них можно только сведя счеты с жизнью. Спасла его, можно сказать, чистая
случайность.
  В последнее время его особенно доставал один «псих» с тёмными кругами во-
круг глаз и отвратительным синим языком, который тот постоянно показывал,
кривляясь перед Владимиром. Он противно выкрикивал: «Слабо тебе повеситься!
Кишка тонка! Верёвочка худа! Мыльца нема!» В тот вечер, не выдержав его оскор-
блений, Владимир плюнул ему в синюю харю. И вдруг увидел, что плевок как-то
странно подействовал на «психа». Там, где он стекал по его роже, появлялось ши-
пение, дым и «псих» как бы стирался, как ластиком, в этом месте. «Ага! Боишься,
хрен, воды!» - обрадовался Владимир. Он ухватил «психа» за шею и потащил на
кухню. Там заткнул раковину, открыл на полную кран и стал пихать «психа» в воду,
приговаривая: «Варись рыбка! Катись зыбка!» Псих ругался, шипел, дымился, но
потихоньку разлагался. Часа два ушло у Владимира Ивановича на уничтожение
прохиндея. Вся кухня была уже по щиколотку в воде, когда, наконец, в раковине
исчез уже поганый хвост злодея. Владимир, очень довольный собой, сказал: «А вот
и не слабо! Теперь ты, гад, мне не помешаешь!». Накинул веревку на люстру и начал
приспосабливаться. В дверь зазвонили и дико застучали: «Вы нас заливаете! От-
кройте немедленно!» «Еще психи подвалили! – подумал Владимир. – Нет уж, теперь
или никогда!» Он продолжил свое дело. Когда дверь удалось вскрыть, он уже мирно
болтался под люстрой.

  Владимира сняли со слабыми признаками жизни. Повезли в реанимацию. Там
произошел еще один криз. Признаки жизни исчезли. Так как это было в пересмен-
ку, ждали врача, как вдруг он опять подал признаки жизни. Прошло не менее полу-
часа, как он побывал в клинической смерти.
  Очнулся он совершенно спокойным. Тихая улыбка блуждала на его лице. Он гля-
дел на мир так, как будто заново всё увидел. Он долго не отвечал на вопросы, глядел
в пространство с этой своей «идиотской» улыбкой. Думали, может с речевым аппа-
ратом что случилось. Лишь на третий день он заговорил. Однако с персоналом он
общался нехотя, все как-то односложно: да – нет. И всё, казалось, глядел куда-то
поверх этого мира, находясь в каком-то своем пространстве.

   Через неделю он потребовал к себе психиатра. С ним была откровенная беседа.
- Я понимаю, что болен психически, но, уверяю Вас, теперь я совершенно не опа-
сен для общества, те тридцать минут, что я был «там», меня совершенно поменяли.
Я прошу Вас, не помещайте меня в клинику, а отправьте домой. Я просто хочу по-
нять, что было со мной, что я пережил в это время?

  Он рассказал доктору про тёмный тоннель, по которому он двигался некое вре-
мя, про то, как он видел всё со стороны — своё тело со следами верёвки на шее..,
про встречу с умершей мамой, которая утешала его и говорила, что всё наладится,
нужно только верить…

  Доктор ему попался «продвинутый». Он сказал, что это ему всё известно, что
есть недалеко от города село Колмогорское, где живет старичок Михеич, который
давал доктору почитать книжицу одну, «Жизнь после жизни» Раймонда Моуди.
  Доктор посоветовал Владимиру Ивановичу сменить обстановку, поехать в Колмо-
роское, снять там комнату и пожить немного на свежем воздухе, почитать книги,
пообщаться с Михеичем. Сказано – сделано. Так началось знакомство будущего
отца Пахомия со Степаном Михеичем.

   Владимир Иванович за смешные деньги снял комнату в селе Колмогорском у
местной старушки, какую ему посоветовал Степан Михеич. И стал вести здоровый
образ жизни. Он не только много гулял, купался в местной речке, закалялся, но,
главное, читал много книг из библиотеки Михеича, разговаривал с ним, слушал,
как тот играет на рояле. Вечерами они сиживали в читальном зале при зажжённом
камине. Всё это оказало столь благотворное влияние на Владимира Ивановича, что
недуг практически отступил. Теоретически можно ещё, конечно, было ждать ре-
цидива, но ничто на это не указывало. В город его не тянуло, а тянуло к мистике,
именно не к религии, а к мистике. Он долгое время не читал Библию, потому что
во время учёбы им очень хорошо промыли мозги насчет христианства. Их препо-
даватель научного атеизма считался лучшим во всем университете, да что там в
университете! Его, говорят, приглашали в Москву на кафедру научного атеизма в
МГУ. Он настолько убедительно, как тогда казалось, обосновывал, что Библия – это
набор выдумок, легенд и мифов народов Ближнего Востока, что сомнений у студен-
тов не оставалось.
  Зато Владимир Иванович охотно читал «Агни Йогу» Елены Рерих, Блаватскую,
книги теософского общества. В ту пору эти книги можно было достать только у
Михеича. Он страстно мечтал одно время съездить в Гималаи, думал найти там
«просветление», но Михеич настраивал его так, что просветление не зависит от ге-
ографического положения, а только от внутреннего состояния.

У бабушки, которая была глуховата и всегда громко включала радио, слава Богу,
ненадолго, он однажды услышал, как известная певица пела: «Отпустите меня в Ги-
малаи! Отпустите меня насовсем! А не то я завою, а не то я залаю, а не то я кого-ни-
будь съем!...» - он увидел себя как бы со стороны, ему стало дико смешно. Он не
смог сдержаться и с громким гоготом выскочил от бабушки, прямиком направив-
шись к Михеичу. Его сотрясали приступы смеха. Он ворвался к Михеичу, с порога
засмеявшись и воскликнув: «Сейчас кого-нибудь съем!» Он рассказал Михеичу, что
его так рассмешило, уже попивая знаменитый «библиотечный» чай с бальзамом. И
с тех пор желание побывать в Гималаях его как-то покинуло.

К мистике он несколько охладел. Зато включился его живой острый ум, ум учёного
и исследователя. Он захотел разобраться во всём массиве информации, который сва-
лился на него в последнее время. Особенно зацепила идея КОСМИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ,
где есть разного уровня «владыки» - сущности разного уровня духовной мощи, за
каждой планетой и звездой «закреплён» такой «духовный» владыка. Собственно, это
напомнило ему то, что он узнал о земной церкви – она тоже была иерархична. Он по-
нимал, что разное устройство «сообщества» нужно под разные цели. Демократически
«плоское» общество, где каждый может стать калифом на час, в результате выборов,
например, «взлетев» на верхушку управления, имеет одни цели. Сообщество с иерар-
хической лестницей управления – другие. Он стал терпеливо исследовать вопрос, а
какой же такой «владыка» закреплён за планетой Земля? В книгах теософского об-
щества он не нашел определенного ответа. В них все известные основатели религий
были уравнены: Будда, Моисей, Христос, Муххамед, Кришна, Зороастр… - всё это
некие великие учителя человечества «одного ранга». И ещё ждать нам какого-то Ма-
трейю? Что-то тут не то, какое-то противоречие!? Промелькивало в этих книгах еще
какое-то имя Санат Кумар, но как-то не очень ясно. Ну не может же духовный «вла-
дыка» Земли никак не проявиться в человеческой истории? Если он есть.

  Однажды, пребывая в гостях у Михеича в его кабинете, на одной из книжных
полок увидал он книгу с немного странным названием «Жизнь Иисуса» авторства
некоего Ренана. Чем-то притянуло его это название.
- Степан Михеич, а что за издание? Вижу старинное, дореволюционное. Дай по-
читать?
- Какие вопросы? Бери. Кстати, потом хотелось бы обсудить с тобой содержание.
- Хорошо! – и Владимир Иванович погрузился в чтение.

  Это была довольно грамотная историческая реконструкция эпохи, в которую
жил Христос. Были хорошо воссозданы древняя Иудея, Палестина, их климат, нра-
вы и обычаи, верования и чаянья. Возникало ощущение, что ты сам ходишь по этим
тесным улочкам Иерусалима, Капернаума, Назарета, Вифлеема, дышишь пылью
иудейской пустыни, ешь смоквы, жадно пьешь из источников прохладную воду,
погружаешься в Иордан... Здорово были описаны подробности. Но главное, воз-
никало ощущение, что ты ходишь рядом с Иисусом, видишь Его, говоришь с Ним.

  Образ Христа стал магически притягивать Владимира Ивановича, причём вопреки
отношению автора книги. Ведь Ренан не верил в божественность Иисуса. Он считал
его просто гениальным человеком, создателем одной из мировых религий, просто
пусть великой, но отнюдь не мистической исторической личностью. Он не описы-
вал чудеса Христа, ибо считал это выдумками. Но Владимиру Ивановичу какой-то
чудный голос шептал – вот Он, Тот, кого ты ищешь. Он - «Владыка» Земли, Венец
иерархии. Откуда-то в нем родилось и зазвучало странное четверостишие:

ПО ДОРОГАМ ПЫЛЬНОЙ ИУДЕИ,
ПО ПОЛЯМ БЛАЖЕННОЙ ПАЛЕСТИНЫ
Я ХОДИЛ, ЛИКУЯ И НАДЕЯСЬ!
Я ХОДИЛ ЗА НИМ, ЗА БОЖЬИМ СЫНОМ!

   Эта интуиция подкреплялась и рассудком. Мыслил Владимир Иванович при-
мерно так:
- Вот Ренан недоумевает, как из маленькой «секты» в двенадцать учеников, ко-
торые поначалу всего боялись, могла вырасти МИРОВАЯ религия?! Невероятно!
Ренан объясняет это некой «гениальностью» Иисуса. Но ведь смотрите: никакого
серьезного УЧЕНИЯ Иисус не создал, не написал «десять томов про космическое
мировое устройство и законы мироздания». Он лишь добавил некоторые заповеди,
и то устно. И не повелел ученикам, чтобы те записали их на скрижалях, в отли-
чие от Моисея. На что можно было надеяться? На передачу из уст в уста?! Долго ли
эта передача могла продержаться в истории?

  В общем, вопросов была масса. Но Образ Христа глубоко очаровал Владимира
Ивановича и поселился в его сердце. С этим он пришёл к Михеичу после прочтения
той книги.
Степан Михеич серьезно и внимательно выслушал. И начал свой ответ с вопро-
са, так как видел, что ответ на этот вопрос у его гостя есть:
- А, сам-то ты, Владимир Иванович, что думаешь по этому поводу?
- У меня тут появилось сравнение, которое, по-моему, многое объясняет. Ког-
да-то я исследовал такой интересный случай, даже начал потом диссертацию пи-
сать, но не дописал, - Владимир Иванович развёл руками и беспомощно улыбнулся,
давая намёк на нынешние свои обстоятельства и всё, что к ним привело.

- Так вот в том случае в одном районе города началось повальное галюцинатор-
но-психическое расстройство одного типа у многих граждан. Этот всплеск напу-
гал тамошних медицинских начальников. Дали задание – расследовать. И я попал
в следственную группу. Естественно, от населения всё скрывалось, чтобы не допу-
стить паники. Проверяли многое, но всё не имело отношения к делу. Однажды мне
пришла в голову мысль сопоставить карту распространения заболеваний с розой
ветров в данном районе. А там, знаете, был фармацевтический завод. Оказалось,
что недавно он перешёл к производству нового мощного препарата. А ветер с него
преимущественно дул в сторону этого района. Выбросы попадали на жителей. Я
доложил. Сначала на меня косо посмотрели, но ситуация приближалась к катастро-
фической, и решено было принять меры. Поставили новые фильтры, и «вспышка»
прекратилась. То есть «НЕВИДИМАЯ СИЛА» была причиной распространения
заболевания. Я это к чему? По-моему, Ренан не видит, что причиной появления и
распространения новой религии являлся не человек Иисус, а та невидимая, но ко-
лоссальная ДУХОВНАЯ СИЛА, которая стоит за Ним, ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ НЕГО. Именно
Она, действуя из других миров, через своих проводников в виде апостолов, пропо-
ведников и чудотворцев из века в век, на разных территориях, у разных народов
приводила к тому, что люди принимали вещи, которые трудно совместимы с зем-
ной жизнью, принимали христианские заповеди и старались жить по ним. Совер-
шали подвиги разного калибра и ранга вопреки земным законам, ибо Сила эта ду-
ховная, которой обличен Христос, не от мира сего. УБЕРИ ЭТУ СИЛУ И ХРИСТИАНСТВО
ДОЛГО НЕ ПРОДЕРЖИТСЯ, ибо христианство живёт не благодаря, а вопреки земным
законам. Как бы сказали наши марксисты, — расширенное воспроизведение хри-
стианства из века в век, из народа в народ обязано наличию непрерывного действия
этой Силы, Силы Божественной, а значит, Иисус Христос – воистину Сын Божий!
– торжественно закончил Владимир Иванович.

  Замечательно, что Вы пришли к такому выводу сами, а не просто под воздей-
ствием какого-нибудь талантливого проповедника! – Михеич смотрел на гостя со
светлой улыбкой. – Теперь это ваши твердые убеждения, поздравляю Вас!
Михеич продолжил:
- Знаете, а ведь Ренан «наступил на грабли», на которые человечество наступало
и будет наступать ещё не раз. Хотя он имел хорошее религиозное образование, од-
нако не сумел сделать из него достаточных выводов. Я приведу Вам своими словами
одно место из «Деяния апостолов» (но не Ренана, хотя у него есть и такая книжка, а
из Нового Завета), где идет диалог в Синедрионе после того как апостолы, испытав
схождение на них Святого Духа, вышли с христианской проповедью на улицы Ие-
русалима. В Синедрионе сильно забеспокоились. Им казалось, что они покончили с
этой «вредной сектой» и её предводителем. Он казнен. Эти запуганы. Всё – тишина
и покой воцарятся отныне в народе иудейском. Но «эти» опять вышли и стали не-
сти прежнюю ересь, выдавая своего предводителя за Мессию. В Синедрионе раз-
мышляли, какие меры принять к «этим». И тут выступил один из самых мудрых
членов Синедриона, Гамалиил. Он сказал по сути примерно то же, о чём сейчас го-
ворили мне Вы. Он сказал, что, помните, был такой-то, который тоже выдавал себя
за мессию и увлек за собой много народа, но его убили и народ рассеялся, теперь
уж о них никто не вспомнит, и был еще такой-то, та же история, но он утонул и
народ снова рассеялся без последствий, НЕТ ПРЕДВОДИТЕЛЯ - НЕТ СЕКТЫ, но это если
предводитель и секта не от Бога, а от человеков. А вот если Тот, о ком мы говорим,был действительно от Бога? И СЕКТА НЕ РАССЕИВАЕТСЯ ПОТОМУ,
ЧТО ОН ОТ БОГА?! Тогда,
действуя против них, мы будем действовать против Бога!!! Поэтому оставим их в
покое, если, мол, не от Бога, то само «рассосётся», а если от Бога… Синедрион был
очень впечатлен этой речью, и апостолов оставили в покое.

   Владимиру Ивановичу очень запала в душу эта речь Михеича, и он впервые по-
просил дать почитать Новый Завет. Дальше – больше, он начал осваивать всю Би-
блию, и появилось у него желание – стать священником. Он стал ходить на службы
в местный храм. Потом попросил у священника благословения на поездку в Трои-
це-Сергиеву лавру для поступления в семинарию.
Перед поездкой они еще раз встретились с Михеичем, сели у камина. Начали
разговор.
- Ты собираешься стать иерархом Православной Церкви. Ты же как-то начинал
размышления об различии иерархического и «демократического» устройства об-
щества? Что у них разные цели?
- Да, было дело, – Владимир Иванович давно не удивлялся способности Михеича
читать скрытые мысли людей.
- Давай поговорим об этом. Ибо так или иначе это нужно понять, чтобы лучше
исполнять обязанности одного из иерархов, ну, точнее, иереев, церкви.

- Готов поучаствовать в разговоре.
- Ну действительно, ты прав. У «плоского» демократического устройства обще-
ства несколько простых целей, и главная из них – избежать крайностей расслоения
общества на крайнюю нищету и крайнюю роскошь. Поэтому главной опорой та-
кого общества является так называемый средний класс. Чем больше в этом классе
людей, тем устойчивее демократическое общество. Общая сытость и комфортность
жизни достигает при этом максимумов охвата населения. Социальные противоре-
чия сглаживаются. Все довольны, сыты и умиротворены. Только вот есть и дру-
гая сторона медали. Такое общество во всём, а не только в материальном достатке,
«уплощается». Культура тоже уходит от аристократических форм: опера вытесняет-
ся опереттой, оперетта – мюзиклом, мюзикл – рэпом и хип-хопом… Живопись – ну
тут не просто деградирует до «Черного квадрата» Малевича (тут еще можно было
бы уйти обратно, ибо это – тупик), но заменяется пошлым Энди Уорхолом, сопли-
выми и фекальными инсталляциями. Кино тоже не порождает шедевры. Наука и
философия почти не выдают прорывных идей, идей фундаментального порядка,
да, главное, и не ставят «вселенских» вопросов. Церковь на Западе, увы, тоже, заи-
грывая с «демократией», уплощается и деградирует, не предлагая людям духовного
подвига, прорыва к высотам духа, а так немножко лепечет им о Боге, стараясь не
сильно мешать мещанскому бытию.
 Иное дело общество иерархическое, если оно
не выродилось, то оно устроено так, что есть лестница, постоянно зовущая челове-
ка ввысь. Искусство порождает гениальные шедевры, наука открывает новое пред-
ставление о самом фундаментальном строении вселенной, философия мучительно
ищет ответы на самые «проклятые» вопросы о человеческом предназначении. Ре-
лигия рождает гигантов духа – святых. В таком обществе есть не только гениаль-
ные творцы, но, главное, их творения востребованы определенным слоем общества
– аристократией, публикой очень взыскательной с высоким вкусом. Она, эта ари-
стократическая публика, не принимала пророй даже шедевры (хотя время потом
расставляло всё на свои места), а пошлятину уж отсеивала ещё на подходе.
 Потом
в СССР роль такой взыскательной публики играли «худсоветы», они тоже иногда
ошибались, но в целом фильтр от пошлости работал. А вот в «плоском» обществе
гении и их шедевры не нужны. Они непонятны и не востребованы. Представь, что
сейчас кто-то напишет такую музыку или стихи, как писали в эпоху немецкого ро-
мантизма Гёте и Бетховен, в эпоху «штурма и натиска». Она вызовет лишь улыбку
у современного человека – мол, что надрываются, куда зовут, зачем «бурлят»?!
Спуститесь, дядьки, на землю!
  Общество иерархическое, с настоящей элитой там, вверху – это общество по-
стоянного совершенствования человека на пределе его возможностей. Ведь сейчас
как: а что, напишу я «стихи» или нечто по форме напоминающее стихи – рэп.
Все пишут! Напрягаться особо не надо. И «музыку» к ним, на уровне «ту-дум»! За
качество таких «стихов» и «музычки» никто не спросит. Публика невзыскательна!

Понимаешь! Публика невзыскательна – в этом главная проблема! Всё сойдет, вся-
кая безвкусица и пошлятина, лишь бы её правильно «раскрутить», и ещё будет
иметь миллионы поклонников! А современная литература?! Как сказал ещё Чехов
«писатель пописывает – читатель почитывает»! Это он, бедный, ещё не знал, что
будет с литературой в недалёком будущем. Современную ситуацию спасает ещё
то, что человечество в прошлом накопило золотой запас культуры, он ещё вос-
требован, но чем дальше – тем меньше! ВЫВОД: плоское общество нужно менять
на иерархическое. Демократия выполнила свою роль – выровняла уровень жизни,
сделала доступным всем слоям общества достижения культуры, науки, религии,
философии, образования… Демократия может уходить. Может быть когда-то,
когда опять накопятся сильные расслоения, нужно будет вернуть демократию на
время.
- Если я понял тебя правильно, Степан Михеич, то церковь никогда не должна
«уплощаться»? Правильно, что она жёстко придерживается позиций иерархическо-
го устройства?
- Верно, только расслоений сильных допускать нельзя, иначе всё это перенапря-
гается и рушится.

- Но вот смущает меня картина будущего общества, которую ты нарисовал. Это,
прямо, Индия какая-то с кастовой системой: брахманы, шудры…
- Есть некое сходство, но огромны различия. Если там в касту попадают по ро-
ждению и до конца жизни, то есть это замкнутые системы, то, назовем это, «слои»
нового общества будут открыты. Если человек будет соответствовать слою, то по-
падёт в него без проблем и перейдёт в другой в случае нового развития. Знаешь,
наша советская система была многим хороша, но в своем стремлении всех урав-
нять – перебарщивала. Профессор мог жить в одной коммуналке с алкашом. Ведь,
понимаешь, что слесарю будет трудно в обществе академиков, а академику в среде
слесарей. Иерархическое общество должно будет сохранить такое достижение де-
мократии, как доступность к образованию, культуре, религии, философии, но оно
должно создать такую лестницу слоев, по которой человеку было бы легко подни-
маться, так как каждый слой будет обеспечивать наиболее благоприятные условия
для развития духовного, интеллектуального, культурного, физического…
- Утопия какая-то!
- Пока да.
- Еще вопрос: иерархическое общество подразумевает монархию? Наверху абсо-
лют? Самодержец? Суверен! Вниз идет лестница «феодалов».

- Ну, в современном варианте это будет не так, хотя некое сходство есть. Феода-
лы были просто землевладельцами, а не людьми с соответствующим уровнем раз-
вития. А здесь именно уровень развития будет играть определяющую роль, какое
место на этой «лестнице феодалов» будет занимать человек. В своем романе «ЗУБР»
о Тимофееве-Ресовском Даниил Гранин писал, что в сложившемся у них довоенном
европейском круге учёных был такой интересный принцип равенства: ТЫ РАВЕН ТОМУ,
КОГО ПОНИМАЕШЬ!
- Ты равен тому, кого понимаешь! Да, интересно! Нужно запомнить.

   На следующий день Владимир Иванович уехал в Сергиев-Посад. Там он успешно
закончил семинарию. И через несколько лет попал снова в село Колмогорское, толь-
ко уже в качестве настоятеля местного храма. Он сразу по окончании семинарии
туда просился, и как только представились обстоятельства, его туда и направили.
Из семинарии теперь уже рукоположенный отец Пахомий вернулся убежден-
ным монархистом с иконой Николая Второго и его семьи. Он говорил с Михеичем
о пророчествах православных старцев и некоторых ясновидящих священников, в
которых предсказывалось, что незадолго до прихода антихриста Русь православ-
ную возглавит Помазанник Божий, царь, который будет послан самим Богом. Он
спрашивал мнения Михеича на сей счет.

- Да, я согласен, пусть этот человек будет назван царем, хотя это не совсем соот-
ветствует положению дел. Помните, перед Вашим отъездом на учебу мы говорили о
возможности возрождения монархии? Вы тогда ещеёсомневались.
- О, я тогда был ещё бесконечно далек от истинной веры! Но ведь Вы тогда верно
многое предугадали!
- Ну да, ну да…

   Первые недели после возвращения отца Пахомия они еще общались на «Вы».
Возникла какая-то дистанция между ними. Новое положение отца Пахомия обязы-
вало его говорить как бы с оглядкой. Он ощущал себя уже не просто мирянином, а
представителем церкви. Но мнением Михеича дорожил как прежде. Михеич, пони-
мая деликатность ситуации, давал возможность новоиспеченному батюшке осво-
иться в этой роли. А на вопрос о пророчествах про православного царя предложил
сначала прочесть «Розу Мира» Даниила Андреева. Реакция батюшки не заставила
ждать:
- Не буду я читать эту книгу! Нам чётко сказали, что она антихристианская! Её
просто рекомендуют игнорировать. Некоторые батюшки даже сжигают. Читал я у дьякона Андрея Кураева про это сочинение, там чётко все разъяснено!

- То есть саму книгу Вы ещё не читали, а Вам уже с ней всё ясно?! «Не читал, но
осуждаю!» Прямо 37-й год какой-то, – с усмешкой произнес Михеич.
- Ну, хорошо, только из уважения к Вам лично. Вообще-то, времени у меня не-
много, а дел уйма!
- Ну, из уважения ко мне лично! – снова улыбнулся Михеич. Снял с полки книгу
в красном переплёте и протянул ее батюшке. Тот взял, слегка насупившись. Видно
было, что он просто выполняет просьбу товарища, хотя и не очень ему приятную.

С тех пор минуло почти полгода. Батюшка не наведывался к Михеичу. Хотя
Михеич на службах в храме бывал исправно. Наконец, отец Пахомий решился зай-
ти к библиотекарю, и у них состоялся основательный разговор.
           ***          ***        ***


Рецензии