НОТЫ. Сюита. Цикл стихов
НОТЫ (цикл стихов, посвящённый Ирине Морих): "Невидимая" сущность нотной тайнописи. Связь времён. Секреты, идущие цельным стержнем сквозь века. Символическая кодировка высших сущностей доступным посвящённым языком звукописи. Невидимые опоры и контрфорсы, пронзающие нотный текст в идеальном мире. Высшая природа музыкального языка, помещённого в низменную земную атмосферу. Избранность умеющих идти на жертвы музыкантов. Рыцарская природа высшего искусства.
Ирина Борисовна Морих - брестская поэтесса, автор нескольких стихотворных сборников, широко известная в Беларуси преподавательница теоретических музыкальных дисциплин, руководитель курса композиции для юных музыкантов, автор получивших всеобщее признание учебников по теории музыки и сопутствующим дисциплинам.
Ирина Борисовна, вместе с композитором Марком Александровичем Русиным (любимым учеником Хачатуряна), преподавала группе студентов, среди которых был и Лев Гунин.
La loi interdit les copies ou reproductions destin;es ; une utilisation collective. Toute repr;sentation ou reproduction int;grale ou partielle faite par quelque proc;d; que ce soit, sans le consentement de l’auteur ou de ses ayants cause, est illicite et constitue une contrefa;on sanctionn;e par les articles du Code p;nal.
All rights reserved. No part of this publication may be reproduced or transmitted in any form or by any means electronic or mechanical, including photocopy, recording, or any information storage and retrieval system, without permission in writing from both the copyright owner and the publisher.
Все авторские права защищены. Закон запрещает копировать или репродуцировать любую часть этого текста. Любое копирование и распространение возможно только с разрешения самого автора
[leog@total.net].
Лев Гунин
НОТЫ. СЮИТА.
(цикл стихов)
Ирине Б. Морих
Ноты в чёрных колпачках —
Гномы времени в пространстве —
С неизбежным постоянством
Держат строй, живут в веках.
Охраняют дух творца
И встречают нас с опаской —
В недоступных чёрных масках,
Или — в белых башмачках. (…)
Ирина Морих
* * *
Чуткие, дивные сны;
жёлтый туман от причала;
вечностью разделены
знаки иного портала.
Знаки иной пелены,
недостижимого света,
словно бесплотной струны
эхо от эха ответа.
Связь истончается в них
с тайным источником знаний
в мире тяжёлом живых,
в грузном парламенте зданий.
* * *
Рукокрылые созданья,
параллельные миры,
сотворенья-созиданья
на сетчатке чудных лир.
Птицы, севшие на строки
параллельных проводов -
ноты тянут звук высокий
до бесцветных облаков,
или звук ниспровергают
в пропасть тёмную низин,
и оттуда исторгают
рык ужасных образин.
Дихотомия начала,
дихотомия конца,
днём - структуры покрывало,
ночью - тёмный створ кольца.
* * *
Совместить в одном,
переплавить в нём
равенство эпох
с протуберанцем -
может под углом
бестелесный гном
метра в ритме
мирозданья танца.
Двойственность во всём,
тройственность в углах,
гроздьями нанизанных
на звёзды.
И искрят огнём
волны на колках,
истончая
вдохновенья роздых.
* * *
вечно бессмертные линии
тайны бездонные синие
скрытый орёл в небесах
воды сакральные лилии
потусторонности длинные
всплески коротких "ах"
корку и зёрна делящие
меры длины проводящие
доли судьбы на весах
и за мембраной тонкою
как наковальней звонкою
времени тёмный страх
* * *
симметрия из зазеркалья -
метричность написанья нот
в ней заколдованные знанья
и занесённый глиной рот
себя собою порождая
не расплетённые значки
усеяли дорожки рая
как многоногие жучки
игра слепого порожденья
природных сил случайных грёз
они как саженцы мгновений
в пространства каменный обоз…
* * *
птицы на проводах -
ноты на чёрных швах
чёрные жмутся друг к дружке
белые спят на подушке
в комнатах без дверей
где нет ни ламп ни теней
* * *
тайнописью для непосвящённых
нотные седые письмена
под свои они зовут знамёна
не открыв заветного лица
только чародейства рокового
требуют от тех кто присягнёт
верностью мечте своей суровой
и недостижимой как исход
гением становится не каждый
ими только признанный поэт:
только тот кто в бой идёт отважно
ничего не требуя в ответ
только тот кого не задевают
ни интриги смертных ни бойкот
тайну мироздания познает
выше смерти став на эшафот
* * *
расплата поджидает
за добрые дела
из-за угла стреляет
и в белого орла
пробоины пространства -
следы от рваных пуль -
на нотоносце страстном
живую плоть дерут
не тривиальной драмы
хранят кровавый след
секвенции и гаммы
всех пережитых лет
на огненном насесте
значки судьбы сидят
и собираясь вместе
проводят свой обряд
лишь избранным вверяют
секрет своих узлов
хранителям их тайны
защитникам миров
* * *
Мне видится загадочная вязь
в узлах и петлях чудных нотных знаков,
поверхность водная, и птиц иконостас
в раздольях безопорных Зодиака.
Нетленные сокровища миров,
тончайшего из всех эфирных слоя
создания, они - следы шагов
железной волей скованного строя.
Там, где мечты и грёзы без удил
свободно скачут, носятся, резвятся,
они - бесплотный вихрь высших сил,
в котором запечатаны остаться.
Но, в дымную среду извлечены,
в земную юдоль бедствий и страданий,
они как в плен захваченные сны,
не мыслимые здесь без понуканий.
И только в связке, твёрдою рукой
сплочённые для смысловой основы,
они идут единым строем в бой,
чтоб наши и свои сорвать оковы.
* * *
Вихри и всплески на белом полу стены.
Тени в щелях амбразур как пучки вины.
Пики, мечи и забрала иных миров,
нотные знаки как след бессловесных слов,
танец в доспехи одетых сов.
Каждая линия радуги стала прямой,
переходящей в галактики стрел прибой.
И, за стеною рядясь стеной,
горсть высыпает осколочных кнопок рой,
чтоб приколоть их на строки чужой рукой.
Магия танца на шахматном дне дворцов.
Бряцанье рыцарей о ноосфер покров.
Каждая нота как точечный координат
звёзд гороскопов в короне блестящих лат.
Времени стрелка, бегущая в бег назад.
Соотношения разных частей длины
через вселенные магией проведены,
через зеркальный порог - и вскользь,
миром миров искрошив купорос -
им наполняя земную ось.
* * *
Их заново открывшие жевала
их выпустили в чуждую среду,
чтоб странниками вечными Портала
они скитались - на свою беду.
Как бабочки, на крыльях чёрно-белых
они порхают с вешки на шесток,
и стонут, и скорбят в руках умелых,
и смехом дразнят лунный голосок.
И каждый, прикоснувшийся к их тайне,
становится тоскующим рабом
стенаний по утерянному раю
чего-то за пределами столбов,
чего-то за пределами вселенных,
нам перекрывших Времени Портал,
нас отделивших от миров нетленных,
которые когда-то каждый знал.
И говорят они своим бессменным,
бесплотно-бестелесным языком,
из запахов - не-звуков - сотворенным,
арбитром ароматов и послом,
посланцем неземного хризолита,
поставившего разуму предел, -
туда, где твари лижут из корыта,
влача в отбросах свой земной удел.
……………………………….
Из не вошедших в сборники
стихов 1984-1985 и 2006-2018.
Свидетельство о публикации №223021400404