Калино или Потревоженные тени -14 В гуще событий
В ГУЩЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
Александр, перебравшись через Терек, с болью в сердце осознал, что разрешённое ректором путешествие закончилось. Он спешил в университет, чтобы вмести со всеми студентами, сдать зимнюю сессию.
Он не ожидал, что вернувшись в университет, окунётся в самую гущу политических событий. Друзья наперебой рассказывали ему о студенческих волнениях в университетах Москвы и Санкт - Петербурга. Политические демонстрации студентов сопровождались критикой правительства, требованиями демократической конституции, призывами к радикальным мерам борьбы за свои права, за реформы в образовании и отмены крепостного права. В университете раздавались какие-то листовки, студенты срывали лекции, недовольные подачей устаревшего материала, захлопывали и освистывали старых профессоров.
Профессора Московского университета раньше других своих ученых собратьев осознали опасность, исходившую от вседозволенности студентов, которые больше занимались политикой, чем учебой, и не встречали при этом достойного отпора своим притязаниям и требованиям.
«Проступки, совершавшиеся толпой, – указывалось в «Исторической записке», составленной профессорами историко-филологического и юридического факультетов, – оставались безнаказанными или… кончались удачей студентов. Эти удачи утвердили студентов в мысли, что они своей массой составляют силу, против которой начальство боится действовать решительно.
В Министерство народного просвещения из всех университетских центров шел поток обвинений в безнравственности молодёжи, много жалоб на поведение студентов, совершенно отбившихся от рук.
Министр просвещения Е. П. Ковалевский, парируя упреки в адрес его Министерства в попустительстве распущенности университетской молодежи, поначалу попытался защищать студентов от нападок профессоров и членов правительства, но не имел успеха. Их неприятие существовавшего уклада университетской жизни, гонения на профессоров, необдуманные желания подменять академическую деятельность подготовкой социально-политических потрясений не имело успеха.
В конце 1858 г. Е. П. Ковалевский обратился к попечителям учебных округов с циркуляром, запрещавшим студентам «изъявлять публично своим профессорам знаки одобрения (посредством рукоплесканий и т. п.) или порицания».
Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX века способствовала подъему революционного движения. Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество.
У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться.
В 1861 году появилась листовка "К молодому поколению", написанная публицистом Шелгуновым, затем последовала серия листовок революционной группы "Великорус". К этому времени, при подготовке к революции, Бакунин уже побывал в Германии и Франции, где встречался с К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые стали для него друзьями. Домбровский писал: «Бакунин, беседуя с ними, говорил:
-
- Нужно объединяться в отряды, нужно произносить зажигательные речи. Драться пока есть сила, пока есть вера… - Вера во что? – спрашивает Маркс. – В то, что мы победим. – А за что драться хотите? – задал вопрос Фридрих. - За свободу.
– За какую, позвольте вас спросить? - За общую. За свободу для всех. За полную свободу. – Полная свобода – это миф, - сказал Карл. – Это миф, Бакунин. Бакунин глубоко вздохнул и сказал с печалью в голосе: - Если свобода – миф, то и революция, возможно, миф.
– Вы хотите свободу для всех, не так ли? - Для всех, - неохотно ответил Бакунин. – Все достойны свободы – это верно. Но все ли её примут? Лавочника надо освободить от его лавки, банкира – от его денег, попа – от его паствы, нищего – от его нищеты. Всё это разные свободы. – Надо разрушить государство, власть, перед которой все рабы. Тогда люди сами найдут, что им надо. – Бакунин говорил, веря своим словам.
– Стало быть, надо уничтожить царей, королей, чиновников, генералов, судей. Уничтожить все законы, которые дают им власть. Кто же это сделает, Бакунин? - Студенты, интеллигенты. Все, кому ненавистна власть. Народ! - Стало быть, нужна власть народа? – Карл улыбнулся. – Почему власть? Почему опять власть? - А вы думаете, что, уничтожив власть, народ захочет видеть снова над собой собственников?
- Надо уничтожить и собственника и всякую собственность. Всё разрушить, всё. – Нет, Бакунин. Всё разрушить нельзя, да и не нужно. И не возможно. И не нужна людям полная свобода, свобода без конца и без края. Человек существо общественное. Это заметил ещё Аристотель. Жить вне общества он не может. А общественная организация, естественно, предъявляет к человеку какие-то требования, которые он обязан соблюдать. И не в этом несчастье людей, Бакунин. Бакунин замолчал, а потом сказал, наклоняясь к Карлу:
- Я приглашу вас в Россию. – Когда? – улыбнулся Карл. – Когда произойдёт революция, и весь царский двор полетит вверх тормашками. – Как это? – не понял Карл, потому что последние два слова Бакунин произнёс по-русски».
Шёл 1861 год. После объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля" с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения организации «Земля и воля» сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда.
Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. «Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Она представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13—14 городах. Московское отделение состояло из 400 членов этого общества.
Продолжение http://proza.ru/2023/02/15/577
Свидетельство о публикации №223021400495