Глава 428. Моцарт. Девятый концерт

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром №9 ми-бемоль мажор «Jeunehomme»
Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена
Михаил Плетнев (фортепиано)
Михаил Плетнев (дирижер)

Phalaenopsis: Вот этот концерт хочу, чтоб слышал каждый ребенок с малых лет. Правильно?

Maxilena: Абсолютно правильно! И каков Моцарт у Плетнева, а?

Phalaenopsis: Я даже не найду слов. Концерт уж больно хорош.

A_Bulycheva: Немалая часть арий, песен, сонат и концертов Вольфганга Амадея Моцарта была сочинена для певиц, скрипачек и пианисток. К числу таких произведений принадлежит и этот концерт, написанный для некой мадемуазель Женом. Кем точно она была — неизвестно, но в ХХ веке пианистку идентифицировали с Викторией Жёнами, дочерью великого французского хореографа Жана-Жоржа Новерра.
Двадцатилетний Моцарт создал возвышенное, рыцарское произведение, в котором фортепиано является безусловным лидером. Вопреки правилам, в первой части солист сразу же вступает в диалог с оркестром, и в дальнейшем партия фортепиано — «мотор», задающий музыке темп и пульсацию. Минорная вторая часть сложна и серьезна: главная тема излагается в виде канона скрипок, а вскоре пианист присоединяет к ней абсолютно новую мелодию. Посреди финального рондо фортепиано внезапно вступает с новой темой — менуэтом, ломая темп и ритм.
Но несмотря на все своенравие молодого автора концерт ми-бемоль мажор — очень изящное, почти камерное произведение, в котором фортепиано часто остается то наедине со скрипками, то наедине с гобоями.


Рецензии