Даурия

        В нашей жизни встречается много странных вещей и событий, которым часто нет объяснения.
        После окончания физмата пединститута я был направлен на работу в одну из школ Крыма. Есть такой посёлок Терновка, что недалеко от Севастопольской бухты, где я стал преподавать физику и математику в старших классах. В свободное время занимался репетиторством.
        Как-то родители привели ко мне караимскую девочку для подготовки к поступлению в Одесский политех.  Девочка была несколько застенчива, но способная. Познакомились.
- Я - Даурия, я бы хотела подготовиться по физике, не могу понять…  что такое электрический ток, -  на меня смотрели не по-взрослому умные глаза, а в тонких губах затаилась легкая усмешка.
- Евгений Васильевич, - представился я,-  Думаю, Даурия, мы за пару месяцев разберёмся со всеми вопросами и с электричеством, тоже, -  папа Даурии занимался бизнесом и сразу заплатил мне за два месяца вперёд. О том, что у девочки бывают странности в поведении, родители ничего мне не сказали.
        Где-то на третьем, четвёртом занятии я заметил, что девушка непроизвольно, как бы отключается от внешнего мира и что-то шепчет на непонятном мне языке. На обращение типа,
- У тебя всё нормально, помощь не нужна…, - никак не реагирует. Через пять-пятнадцать минут, как-бы просыпается и, как ни в чём ни бывало, продолжает начатое общение.
         При очередном эксцессе … я услышал из её уст, немного мне понятный немецкий язык. Дело в том, что моя бабка из поволжских немцев и в детстве я, даже, разговаривал на немецком языке.
- Du, du kannst mich h;ren, wo du jetzt bist (Ты, меня слышишь, где ты сейчас) – произнёс я на немецком и тут же получил чёткий вразумительный ответ,
-  Ja, ich h;re es. Ich bin in der Stadt Doris, dem K;nigreich Theodoro, ich bin die Tochter des Abtes der orthodoxen Kirche, ich lese den Text des Alten Testaments  (Да, слышу, я в городе Дорис, царство Феодоро, я - дочь настоятеля православной церкви, читаю текст Ветхого Завета).
         Через два месяца нашего общения, не говоря об уроках, я узнал очень много из того, что меня сильно заинтересовало, а именно – город-крепость  Дорос, царство Феодоро… это всё находилось рядом со мной в нескольких километрах. Я побывал в крепости Мангул-Каре (Дорос), сквозном гроте, в Свято-Благовещенском монастыре, у обоих источников – мужском и женском. Мне было несколько странно, почему Даурия не слышит меня на русском, английском, но входит в контакт со мной на немецком. Мне было понятно всё насчёт Ветхого Завета, так как, караимы Нового Завета не признают, но почему, только, на немецком. Скорее всего потому, что в период 14-15 веков в Юго-западном Крыму процветала готическая культура, и, естественно, язык. Вопросов было много и каждый раз, когда Даурия с двадцать первого века уходила (перемещалась) в пятнадцатый, я задавал заранее подготовленный вопрос. Мне было интересно узнать, знает ли она что-то об известном купце Афанасии Никитине, русских купцах … Из её ответов следовало, что да в городе были ряды купцов из Руси, об Афанасии Никитине слышала… что он был в городе Дорос и жил. На мои вопросы о падении крепости Дорос рассказала очень много из того, что не известно из общепризнанных исторических источников.
        Всё, что можно было записать, я записал в свой дневник. Материала собралось не на один рассказ. Если угодно будет Богу, надеюсь,  эти рассказы когда- нибудь появятся в печати.
         В июне, Даурия, в переводе с тюрского... означает – несущая удачу людям, уехала поступать в Одесский политехнический университет, а я уехал с друзьями в Западную Сибирь.
         По возвращению в Терновку узнал, что семья Даурии уехала из Крыма. В университете Одессы Даурия Шишман в студентах не значится. Подумал: «Если судьбе угодно, то мы ещё раз встретимся… всё в этом мире в руках Бога, а чудеса они случаются если сильно захотеть».
         Я часто хожу к развалинам этой православной культуры в Крыму и вспоминаю наше общение, беседы с живым свидетелем… тех далёких веков, что были подарены мне самим небом.
         На память остались стихи, которые я черканул на полях обыкновенной ученической тетрадки.

О, Дорос, ветер быль... уносит в море
             В память о небольшом православном  царстве  Феодоро, которое
             возникло в 13 веке в Крыму, успешно противостояло различным
             завоевателям, но было уничтожено турками Османской империи в 15
             веке  это небольшое стихотворение.

(лирическая сноска к рассказу)

Стоит под солнцем Феодоро царский,
Отливы жемчуга на камнях берегов.
Здесь путь невольника кончался рабский,
Славяне находили здесь защиту от врагов.

Набеги, кровь… всё помнят горы,
Из камня стены  чью-то хранят боль.
О Дорос, ветер быль… уносит в море.
Есть воля, братство, хлеб есть, соль.

Полудней жарких… паруса по небу,
Монастыри и храмы в камне берегов.
Тропа к духовному по скалам хлебу,
И каменных коней хребты несут любовь.

Под медным солнцем помню вкус полыни,
Триста спартанцев Дорос, как один падут.
Пятнадцатый век в сердце моём стынет,
Хоругви православные от турок не спасут.

Полк янычар…  бой этот помнят горы,
Ахмет - Паша в кольцо феодорийцев взял.
И трое суток в ливнях плачет море,
Славян полк до последнего меча стоял.


         По самым оптимистичным подсчётам в мире не более 2000 караимов, в России проживает около 800 человек. Это умирающий народ, требующий особого государственного участья. У Николая второго - императора российского, было 200 человек караимом личной охраны. В Крыму караимы были освобождены от всех налогов.


Рецензии