Памир-Мургаб рассказы о службе 34

"Памир-Мургаб"(123).

Тюрьма-она и в Африке тюрьма!А на Памире и подавно!Конечно,гарнизонная гуптвахта-не тюрьма в полном смысле,но и здесь-камеры,выводной,много черной работы,мало сна и еды,холодно,грязно и тоскливо...Нет права на письма,на чтение,разве что уставы,но их читать,только с ума сходить!Все там вроде правильно и даже красиво,но как безнадежно далеко от реальной жизни!Подъем в 6-00,темнота,холод,пока безветрие(в полночь ветер на Памире стихает,чтобы в полдень начаться опять),но мерзлая пыль никак не отряхивается с лица и рук.Наши лица-черные маски с белеющими глазами и зубами.Умываться негде,да и неохота.Ночью сегодня нам устроили показательный шмон в камере.Дежурный по части-капитан,начальник первой мангруппы,пришел навестить молодого литера-начкара,решил научить того правильному режиму на губе- и пошло-поехало!Нас раздели догола,все неуставное белье забрали,а так как уставного не было,то одели свои грязные х/бешки на голые тела и дрожали в камере до утра,так как эта сука еще и из печек приказала выгрести весь уголь...Я что-то вякнул,так вручили в руки топор на ручке от стула и приказали срубать на очке горы из заледеневшего говна и мочи...Особенно в кайф,когда брызги и осколки попадают в лицо,тают и ты не замечая этого вытираешь харю рукой...Мыслей никаких,одна слепая злость,но я про себя пою песни,все которые помню...Так легче!Носы и пальцы рук давно обоморожены,да мы и не замечаем этого!Плохо,что нельзя даже закурить-эти уроды забрали все курево!Перед уходом свирепый кэп зашел в туалет и отпихнув меня ногой зло бросил-Пшел вон!Устроили курорт,я вам ,бля..м,покажу как на губе сидеть!Околеете к утру,туда и дорога распи.дяям!И поссал мимо очка на отскобленные доски пола....
Причина его злобы ясна,от дежурного несет перегаром,также он орал на караул,только что не раздевал... Ладно,кэп,ори!Ваши дни!Когда-нибудь мы будем дома,свободными людьми,а тебе париться по гарнизонам,подсиживать товарищей ради лишней звездочки на погонах,мытарить пацанов-солдат,водяру глушить от тоски армейской и самодурства начальников....Я запел (про себя )песню:А нас ждут девушки,бульвары,города!И на Мургаб мы не вернемся никогда!...
А с утра нас бросили на разгрузку столовской параши.Зима не лето!!Потеки дерьма на лице уже высохли,вернее вымерзли,т.к мы несемся через долину Мургаба в открытом кузове 66-ого Газона,сзади мотается железный ящик на оси-параша.Вчера почему-то забыли ее вывезти,теперь нам на морозюке долбить отходы ломами...Часа полтора на это ушло,так что затрак опять проворонили,а в животе,как говорится-Кишка кишке дает по башке!
Но приехав обратно в отряд,с радостью узнаем,что парни оставили нам бачок каши,в который мои друзья-повара подсунули несколько паек масла(которое губарям не положено).Быстро набиваем животы,пока начкар мотается где-то,вскрывают склады.У караула стреляем пару сигарет-и нам делается почти хорошо(как мало,собственно,человеку надо для счастья),сидим,дремем в камере на бушлатах,но вот уже гремят замки и засовы,выводящий орет во все горло:Выходи строиться!
На губе я уже побывал на первом году службы и жизнь эту невеселую описал достаточно подробно,тем более не стоит повторяться,что расклад этой жизни за год не сменился ни в чем.Те же работы,муштра на плацу(это изредка,хватало и работы),так же к вечеру валимся от усталости,жмемся в камере друг к другу,стреляем,как манну небесную сигареты и курим по кругу,так же ночью могут всех подкинуть полупьяные офицеры или просто самодуры с проверками,так же теряешь счет дням,месту в пространстве,забываешь,какая она -нормальная жизнь...Уже давно отсидел свою десятку Полетай(его посадили через день после меня,сам сдался),сменились напарники по камере,пришли новые залетчики,а я все сижу и сижу здесь,как леший на болоте,скоро мхом обрасту..Как-то мыл в штабе пол по-утряни,видел Демчука-скосил на меня глазом,но прошел мимо молча,а я отвернулся (губарю можно честь не отдавать),носом к полу...Обиды у меня на него не было,просто удивление-за что?...Кто бы ответил,ха-ха!!!!
Но,как говорят мудрейшие-Всему есть конец,и есть начало!Пришел конец и моим мытарствам.Нет,конечно,меня никто не помиловал,так бы и сидел я свои семьдесят суток,но вместе с весной,начался 25-ый съезд родной КПСС,а для всех зеков страны(в т.ч и губарей)-это означает амнистию,так что,отсидев ровно 22 суток,я вышел на волю,в прямом смысле другим человеком-тощим(кожа да кости),грязным,как негр,заросшей головой(которую в начале обрили наголо),с ногтями,как у дервиша,в сопревшем белье и портянках,в рваной шинели без хлястика и ремня(сперли караульные ,кожаный ведь)и без каких либо мыслей в голове...
Отпустили нас тоже трагикомично-прямо с плаца,где мы долбили пыль растоптанными сапожищами,под мерный счет выводного...А ведь сегодня праздник,по идее-День Шурупа,23 февраля,у всех выходной,обед праздничный,а мы только тупо трамбуем плац под лучами уже теплого солнца,мечтая об обеде,пусть и не праздничном...Кто там что недоглядел,но вдруг в открывшиеся ворота въехал кортеж большого начальства,остановился у входа в штаб.Дежурный по части ,капитан,выскочил на крыльцо и дурным,словно у кочета голосом крикнул:Отряд!Смирна! И вприпрыжку соскочил вниз с рапортом...Такая команда вообще-то означает,что все,где бы не находились,замерли бы,вытянувшись и руки по швам!Как в кино,когда внезапно остановится кадр....Но в нас вселилась какая-то дурь,и мы продолжали в наступившей тишине долбить строевой шаг-раз-два-раз-два.......
Вылезший из нового Уазика толстый(где вы видели худого генерала) генерал-майор,взмахом руки прервал бормотание капитана,и с интересом уставился на нас.Подбежавший скорым шагом Грибанов,в свою очередь,прекратил наши долбодвижения,но генерал уже двинулся к нам,заложив руки за спину,с вырастающим на лице выражением удивления и брезгливости.


"Памир-Мургаб"(124).


Так!Очень интересно!Это кто же такие(как-будто сам не видит кто!)?Арестованные гауптвахты,,товарищ генерал!Очень хорошо!Вернее,очень плохо!И за что же арестованы?Вот вы,к примеру?Звание?( а х..р его знает,какое у меня теперь звание!)Грибанов украдкой показывает мне кулак из-за спины генерала...Младший сержант Сорокин!Ах,сержант!Интересно!!!А почему вместе с рядовыми?И где это видно,что младший сержант?Что за внешний вид!!!Где командир?Из-за спины начальства вывернулся Грибанов,доложил...Товарищ майор,почему у вас столько арестованных?Так за что же сидите,сержант?Борис Иванович делает мне ужасные гримасы.Кажется я понял....Нарушение формы одежды!И в чем же оно выразилось?Эмблема оторвалась,не заметил,виноват!И сколько суток получил?Пять суток,товарищ генерал!Да вы что тут совсем охренели,так можно всех пересажать!Грибанов!Строго что-то чересчур!В других отрядах такие нарушения,а у вас за пустяк по пять суток дают!Что избыток сержантов,больше им занятся нечем!Командир наш улыбается-пронесло с ЧПками....Генерал опрашивает других губарей,и те же ответы-эмблемы,ремни,воротнички...пустяки,одним словом,особых нарушений в отряде нет и быть не может!Напоследок окружной начПО обьявляет громогласно:Так!Свободны все!Бегом мыться,бриться и приводить себя в должный воинский вид!И чтобы через час все в клубе были,будет доклад по съезду!Вопросы?Мы дружно орем -Никак нет и бегом,без строя,вместе с ошарашенным выводным,громыхая сапожищами,возвращаемся на губу.Ура!Свобода нас встретит радостно у входа!!!!!Но дверь заперта,и после долбежки ногами,нас совсем не радостно,а с матюгами встречает л-нт Петя Журавель,было прикорнувший в караулке.Он долго не верит нашим словам об освобождении ,но когда мы сообщили,что генерал весьма сердит, сейчас пойдет с обходом и не факт,что первым делом не заявится в помещение гауптвахты,то начкар мгновенно начинает шерохаться,по-быстрому ,не выдав изъятых вещей(которых уж нет поди давно),но щедро раздав прощального пинка,выпроваживает нас на волю.Плевать-главное-свободен!!!!!С улыбкой во все лицо и с бумажкой об освобождении в руке бегу опрометью в свою казарму,но сразу же натыкаюсь на шедшего семимильными шагами бравого майора- начмана-2.Он резко тормозит меня и тормозится сам:Военный!Это же с какого подразделение такое чучело?Хозсброд!Хохлова Саши распи...дяи?Эх!Ко мне бы в мангруппу вас всех-на перевоспитание!(еще один Макаренко на мою голову!)Я бы в миг научил Родину любить!А нука бегом к дежурному по части,доложишь,что я обьявил тебе трое суток ареста за безобразный внешний вид(дался им этот внешний вид,а внутрений никого не интересует!),понял!?Я ухмыляюсь нахально и парирую!Никак нет таищ майор!Только с губы,она закрыта по случаю амнистии,сам генерал освободил только что!Вот записка!И для пущего эффекта добавляю-А генерал с командиром пошли по подразделениям!....Начман вытаращил на меня глаза,потом с возгласом-Еб....ть! какого... не предупредили!!!!крутнулся на каблуках,подняв пыль,и уже десятимильными прыжками помчался в мангруппу...
А в роте,наш кусок-молодой(весенник)сержант Женька Крылов,кстати земеля мой,выдает мне все новое-трусы,майку,х/б,портянки...солдатское мыло,полотенце,даже ремень и шапку из б/у,но вполне хорошие еще,и я с этим узлом,,пробираюсь по задворкам в баню,там говорят еще есть пар после офицеров...Моюсь,намыливаясь в сотый раз,Ваня Шлыков меня подстригает,брить особо нечего еще,чищу зубы "Поморином",одеколон "Саша"....Под душем расслабился,даже слеза прошибла-пусть,тут все равно никто не видит!Все!Хорош,братцы!Больше я на губу не ногой!Хоть и говорят-тот не солдат,кто на губе не сидел,пошли бы они на фиг все!На мургабскую губу бы таких поговорщиков!Нет!С меня хватит!....


"Памир-Мургаб"(125).

Наш начальник тыла или как его еще именовали зампотылу-майор Михайленко,стал,может в противовес Демчуку, моим добрым гением в армии!Благодаря ему много и хорошего повидал я в мургабской жизни...Не раз выручал он меня в сложных,критических моментах,и я по сей день сохраняю к нему особую благодарность!В тот день,23 февраля 1976 года,после долгой и нудной лекции в клубе о великой и направляющей нашей партии и ее, завтра начинающемся съезде,я выходя из дверей,увидел Хохлова и Михайленко,стоящих в стороне...Увидев меня,начпрод махнул рукой.Я подбежал,доложил,внутри чувствовал напряжение-сейчас еще добавят за все мои фентеля!Но неожиданно,Михайленко предложил мне пройти с ним в столовую,прямо в варочный цех,где повара,как зачумленные,носились,,выдавая на подразделения праздничный обед.Я туда еще и носа не казал,так как уже смирился с мыслью,что не сегодня-завтра меня ждет мало веселого-или отправка на самую раздолбайскую или тяжелую по условиям службы заставу(на Каракуль или Памирскую,а может на Шадпут,ближе к звездам) или продолжение отсидки на губе,суток пятьдесят так с гаком(но туда ой как не хотелось,лучше застава)...Вроде я и не нарушитель злостный и деда из себя не корчу,а вот сыпятся на меня "награды"-одна за одной!Но дело повернулось совсем иначе!Критически поглядывая на всю кухонную кутерьму,начтыла подозвал завстоловой, прапора Колю Египтева(Батю),оравшего на наряд благим матом и, исполнявшего обязанности повара-инструктора, Леху Кобзева,затравленно блестевшего черными,цыганскими глазами(запарился Леха похоже в конец!)...Вот представляю,ваш повар-инструктор,которого специально для этого мы готовили,учтем,Кобзев, твои многочисленные просьбы,переведем в смену простым поваром,раз не получается у тебя навести элементарный порядок на кухне!...И смотрите теперь никаких отговорок от продслужбы не принимаю!Работать надо,а не на гауптвахтах отсиживаться(это про меня!)и не бурду варить несъедобную!Он резко махнул рукой на Леху,пытавшегося что-то вставить,и продолжил:Вам учиться работать уже поздно,второй год служите!Пора уже отдать то,что в вас вложили,а не стрелки переводить!А тебя,Сорокин,предупреждаю особо о недопустимости неуставного воздействия на л/с,иначе я не только тебя не выручу,но и самолично накажу по полной программе!А как я могу наказать,ты хорошо знаешь"Так точно,товарищ майор!Снимай штаны и будем знакомится!....Все,в том числе и Михайленко,засмеялись....Ну все,мне некогда тут,Хохлов озадачивайте!Ужин генералам мне чтоб был как в ресторане,ясно?Так точно,дружным хором ответили мы...
Ну,вот опять судьба -зебра взбрыкнула ,и я,похоже съезжаю с черной полосы....Жизнь сделала очередной крутой виток,и мне необходимо вписаться в этот поворот,чтобы,как говорится в армии-не выпасть из обоймы!
Собственно столовая отрядовская-место для меня не новое,а подзабытое старое,только теперь нет наших крутых дедов,которые не только нас гоняли,но и закрывали от многих проблем,но теперь эти проблемы решать нам!Я возвращаюсь туда,где меня хорошо знают,где есть друзья и есть враги.Но без врагов тоже не проживешь,если только ты не амеба безмолвная!Враги тоже признак чего-то,и если перефразировать известный афоризм,то-Скажи мне кто твой враг и я скажу,кто ты!Но надеюсь все же,что врагов у меня немного,по крайней мере,поменьше,чем друзей...Этот разговор с начтыла означил для меня другую жизнь и службу на Мургабе.Но без его весомой поддержки( а по значимости, Михайленко без сомнения был вторым лицом в отряде) я бы никогда не смог поднять дело в столовой,ибо там,ломая порочный уклад,я столкнулся с противодействием не только годков-солдат(в т.ч и самих поваров),но и с офицерами,многим из которых бардак в столовой был на руку...И потом мы говорили с ним всегда дельно,не как болван с дураком(так точно-никак нет!),а как взрослые серьезные люди,мужики,а именно такой разговор по душе солдату...Когда в тебе видят личность,хочется этому соответствовать!


на фото-группа наших офицеров.слева крайний-капитан Демчук(ныне генерал-лейтенант  погранслужбы Украины,в отставке)


Рецензии