Не для скуки!
Режиссер: Л.Гайдай, СССР, 1968 г.
Трудно найти человека, который бы не посмотрел этот фильм. Его относят к категории культовых, то есть тех фильмов, просматривая которые зритель ощущает необъяснимую притягательность происходящего на экране, хотя сознательно могут даваться простые объяснения — «занимательный сюжет», «хорошие актеры» и т.д. Для объяснения этого феномена можно сослаться на слова З.Фрейда, что человек не знает о том, что на самом деле он знает. А «не знает» он, прежде всего, самого себя. Именно это, скрытое от сознания человека знание о самом себе, вдруг проступает на экране в образах происходящего. Это неосознанное узнавание самого себя порождает переживания, к которым хочется возвращаться, пересматривая фильм по многу раз. Другими словами, такой фильм позволяет миллионам людей спроецировать на его героев содержания своей психики, связанные, прежде всего, со стандартным набором психологических травм детства.
Хотя фильм привлекает зрителей любого пола, прежде всего, он ориентирован на мужскую аудиторию и содержит «антиженские» установки — бегут от женщин в путешествие «за далекие моря», строят мужской мир на ниве контрабанды. Даже «бриллиантовая рука» — это символ клада, который «всегда с тобой», и которая может избавить от множества проблем общения с противоположным полом. Все это отсылает зрителя к раннему периоду своего детства. Мы наблюдаем образное изображение некоторых «моментов» этого периода, например, анальных проблем удержания (стремление к обогащению), и, прежде всего, проявлений инфантильной генитальности — детского сексуального любопытства, проблем освоения своего тела, страха соприкосновения со взрослой сексуальностью (в фильме — это ситуации неловких манипуляций Семена Семеновича с «настоящим» пистолетом, его недоверие к гарантиям «получения водокачки» от женщины-управдома).
Взрослые вокруг — в образе отцовских фигур (милиция), материнских («плохая мать» — управдом, «хорошая» — жена Семена Семеновича) — все озабочены тем, как отучить ребенка от вредных привычек запускать руки «куда попало». Угроза кастрации, которая помогает на эдипальной стадии удачному ее прохождению, здесь предлагает другой сценарий. Казалось бы, рука лишена бриллиантов, и всех, кто её переоценивает, наказали (поимка контрабандистов), но как сложно отойти от детских фиксаций!
И, тем не менее, концовка фильма оптимистична — даже пребывая в инфантильных страхах (на этот раз символика сломанной ноги) можно осваивать территорию взрослой сексуальности. Главное в этой ситуации, чтобы рядом была «хорошая» мама, которая все простит!
Дал я прочитать этот текст коллеге: «... интерпретация жесткая. Любимый фильм миллионов — про мастурбацию... А, если по сути, — можно на него и так посмотреть». Так и будем считать, что если даже психоаналитика такой взгляд на фильм не оставляет равнодушным, то это только подтверждает правильность понимания его скрытого содержания. Но, несмотря на такую «жесткую» интерпретацию «Бриллиантовой руки», мы не будем меньше любить этот фильм, а, наоборот, будем время от времени его вспоминать и пересматривать.
ИНАКО 2015. Выпуск 2: Психоанализ кино. — Новосибирск: Манускрипт, 2015, С. 88–90.
Свидетельство о публикации №223021501347