глава 15

   
    ((В стране, начиная с 1928 года, наступила тенденция к преобразованию колхозов в совхозы. Особенно она набрала силу в послевоенные годы. В первую очередь преобразовывались колхозы, задолжавшие государству большие суммы за технику, приобретенную ими в ходе реорганизации машинно-тракторных станций, а также просто экономически слабые хозяйства. Колхозами (коллективное хозяйство) называли объединения единоличных крестьян, обязующихся вести хозяйство коллективно. Совхозы (советское хозяйство) были обычными аграрными госпредприятиями, то есть принадлежали государству.
    Вступая в колхоз, крестьянин передавал туда не только собственный земельный надел, но и скот, орудия труда или даже семена. В собственности селянина оставался дом и небольшой земельный участок, примыкающий к нему. Обычно колхознику разрешалось держать одну корову и не более десятка мелких животных.
     Задумывалось, что вступая в колхоз и работая там, крестьянин взамен получит долю от продукции и дохода общего хозяйства. Чтобы рассчитать эту долю, использовались трудодни - количество отработанных дней. Заработная плата членам колхозов не начислялась.
     В совхозах все было устроено несколько по-другому. Трудящиеся в государственных сельскохозяйственных предприятиях считались наемными работниками и получали зарплату деньгами, а не трудоднями, но при этом не участвовали в распределении полученной прибыли.
    Предполагалось, что трудодни колхозников будут справедливо и с избытком оплачиваться долей колхозного дохода, однако на деле выходило иначе. Часто, после продажи продукции государству по низким закупочным ценам, возврата ссуд и прочих обязательных расходов, самим колхозникам почти ничего не оставалось.»
    Покинуть колхоз добровольно было проблематично: паспортов у колхозников не было, а когда они появились - хранились в правлении колхоза. Кроме того, до середины 1960-х трудящиеся коллективного хозяйства были лишены пенсий.))

    Наконец мечта Александры сбылась. Паспорт был у неё на руках. В колхозе ёе теперь ничего не держало. И не могло удержать. Она уехала в Семипалатинск учиться на продавца. Ближе подобного заведения не нашлось. Мать встала на ноги. В ёе помощи  она больше не нуждалась. Брат Вова к этому времени научился ходить. Стал управляться ложкой самостоятельно. Дед Никифор его не выпускал с рук. Всё свободное время проводил с ним Баловал. Угощал внука сахаром. Катал верхом на коне. Нашёл способ ещё раз угодить внуку. Он жевал хлеб, заворачивал его в чистую тряпицу, совал ему в рот. Тот с удовольствием сосал самодельную соску. От деда не отходил.
     Перед   отъездом  Александру  навестил  Григорий  Данильченко. Он прискакал на коне. Влетел вихрем во двор. Александра была занята делом. Вешала на верёвку бельё. Григорий спешился.
    -А как же я? - задал он тут же вопрос Александре, заглядывая ей в глаза, - Вот ты уедешь, и я останусь один. Не с кем будет поговорить. Переброситься словечком.
   -Ничего с тобой не случится. - ответила ему Александра, - Я уеду, и ты меня вскоре забудешь. Девок у нас в колхозе свободных много. Любая за тебя пойдёт,
   -Не, мне любая не надо. Я тебя Люблю! И готов на тебе, хоть сейчас жениться.
   -Так у тебя повестка на руках. Пойдёшь служить в армию. Четыре, а то и пять лет придётся ждать. А мне это нужно?
   -Но я же вернусь обратно в колхоз. Приду домой. Ты только жди.
   -И что, мне у мамы за пазухой прикажешь сидеть всё это время, и тебя дожидаться?
   -Ну, почему у мамы! Давай поженимся, станешь моей женой, будешь в нашем доме жить.
   -Вот ещё чего! - воскликнула Александра, - Ты лучшего не мог придумать?
   -А  что  здесь  в  этом плохого?  Вальку вон, мою  сестру так же просватали. А жениха её вместе со мной забирают служить в армию.
   -И что? Я тебе ничего не обещала. И ты прекрасно знал, что я уеду учиться на продавца. И в колхозе жить не останусь.
   -Выходит, всё что было между нами, было зря! И я напрасно рассчитывал на взаимные чувства?
   -Может и так. - ответила Александра. - Ты , там про себя  раньше срока много чего на придумывал, а меня  о том не спросил.
   -Так целовалась же !
  - Интересно было. Вот и целовалось!
   -А что теперь
   -Другой интерес появился. И тебя это уже не касается.
    Григорий с досады махнул рукой Вскочил на коня. Натянул поводья. Конь фыркнул, сорвался с места, унося седока прочь.
     Разговора по душам не получилось. Эта встреча между ним и Александрой стала последней. А с каким желанием, с какой надеждой он ехал к ней на встречу, думая, что любимая  девушка поменяет своё решение на обратное.  Останется, не смотря ни что, с ним.
     В сентябре 1952 года, Александра, как и того желала, поступила в городе Семипалатинск в профильное училище на курсы продавца. Приняли её без экзаменов. Оценки, которые были в её аттестате позволили ей поступить в училище вне конкурса.
     За умеренную плату она сняла квартиру у одинокой женщины, - Полины Викторовны Зайцевой. Женщина была  в годах. Своих детей не имела. Мужа тоже, - умер от ран после войны. Александра ей пришлась по душе. Красивая, статная девушка, с косой до пояса, не могла ей не понравиться. Одиночество на краю жизни ничего хорошего ей  не сулило. Приняла девушку  на постой в свой небольшой  до-
мик с радостью
    Домик Полины Викторовны находился в частном секторе. Найти квартиру в черте города было не реально. Училище не имело своего общежития. Иногородние учащиеся были вынуждены искать себе жильё на стороне сами. Александра регулярно каждый месяц платила Полине Викторовне назначенную ей сумму. Деньги, которые ей собрал дед Никифор на обучение, она не тратила куда попало. Только на проживание. При училище была своя столовая. Кормили бесплатно. Это Александру вполне устраивало.  И  было  то не важным,  что  добираться  ей  до места обучения  приходилось почти через весь  город.
     На второй год обучения хозяйка с Александры денег не стала брать. Сказала  ей:
   -Ты Александра, вроде как квартирантка. А мне как дочь. В делах моих помощница. Печь топишь. Воду носишь. Стираешь. За мной ухаживаешь. И за что я буду с тебя брать  ещё деньги?
   -Мне это не трудно. Я привыкшая с детства к труду. И с мня не убудет, если чем вам и помогу.
   -Всё равно, деньги спрячь, и мне не показывай. Лучше платье себе какое-нито справь. Вижу ведь, в чем приехала, в том второй год и ходишь.
    В начале 1954 года Александра получила письмо от Вальки. Подруга ей описала в общих чертах колхозную жизнь. И так, как бы между прочим, сообщила что на побывку пришёл её брат Гришка. Он где-то там сильно на учениях отличился. Ему дали отпуск с выездом на родину  И пришёл не один. Явился с невестой. Родители, мол, в шоке. А что делать? - Приняли, как и положено. И теперь она  будет жить у моих родителей, пока не закончится срок службы их сына.
    Александра ей ответила. Письмо её было не много-словным.
    «Гришка мне говорил, что меня любит. И не сможет меня забыть, - были её строки, - Только с того времени не прошло и двух лет, - взял и забыл. А была бы я дурой, маялась бы я  сейчас в чужом доме, как и ты…»
    В марте  Полина  Викторовна  перестала  ходить.  Слегла. Александре осталось учиться всего нечего. Она уже проходила месячную практику под присмотром старшего продавца в магазине промышленных товаров. Это была последняя ступень в её обучении. Далее зачёт. И выпуск. О чём мечтала, - сбылось.  Она, наконец, стала тем - кем и хотела стать.
    Всё же ухаживать за Полиной Викторовной она не перестала. Бросить старую женщину на произвол судьбы, - было не в её правилах. И хозяйка ответила ей тем же. Переписала  на Александру дом, и всё своё имущество.
     В апреле её не стало.


Рецензии