Гениальный читатель

   Каждому талантливому писателю нужен талантливый читатель.
                /С.Маршак/

   Если бы можно было произнести слово, которым я назвала себя после ознакомления с уникальным трудом Александра Викторовича Минкина "Немой Онегин", где он, если позволительно так сказать о литературном труде, препарирует роман, я невольно оскорбила бы очень многих людей. Тех, кто исписал тонны бумаг на анализ главного произведения Александра Сергеевича Пушкина, многочисленных читателей, каждого, кто в школьные годы знакомится с не имеющего аналога романом в стихах нашего великого поэта. Всех, кто знает наизусть ряд отрывков из романа, кто смотрел фильм - оперу "Евгений Онегин", кто слушал оперу с прекрасными Козловским и Лемешевым.

   С романом Пушкина я знакома была до школы, т.к. моя мама знала наизусть, если не весь роман, то большинство глав. Позже я читала о поездке в Монголию космонавта №2 Германа Титова. Его сопровождал известный монгольский поэт Чойжилин Чимид, который перевёл на монгольский роман Пушкина. Ехали они машиной по бескрайней степи, беседовали о разном, затем заговорили о литературе, и Титов стал читать наизусть "Онегина". Время шло, ехали уже не первый час, а Титов всё декламировал главу за главой. Это произвело на Чимида такое впечатление, что  позже он написал совершенно прелестное стихотворение "Наталья Гончарова".

   Знала я, что Набоков перевёл на английский "Евгения Онегина", что писал о романе.
   Наконец, с подросшими детьми снова брала в руки "Онегина", но не заметила того, о чём пишет Минкин. Как? Почему?  В этот момент пришла на ум басня Крылова "Любопытный". Помните провинциала, посетившего Кунсткамеру и с восторгом делящегося своими впечатлениями? Он увидел "чудес планету":
        Каких зверей, каких там птиц я не увидел!
        Какие бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки!
        Одни, как изумруд, другие, как коралл!
        Какие крохотны коровки!
        Есть, право, менее булавочной головки! 
   Но на вопрос: А видел ли слона?
                Каков собой на взгляд?
                Я, чай подумал ты, что гору встретил?  рассказчик впадает в ступор и спрашивает:
                Да разве там он?
                Ну, виноват, слона - то я не приметил.

 - Ну,  - сказала я себе, - слона - то ты и не приметила. Как стыдно!
   Пыталась оправдать себя тем, что "слона - то не приметили" известные филологи, писатели - пушкинисты. Но разве это оправдание?

   Труд Минкина - особый. Даже самую интересную книгу можно прочесть, отложить, а по прошествии времени перечесть. Можно её пересказать, порекомендовать кому - то. "Немого Онегина" прочесть и отложить невозможно, пересказать - тем более. Её надо держать под рукой, читать и перечитывать.
   Если бы я была филологом - пушкинистом - объективным и ценящим своих коллег, непременно бы написала книгу о Минкине и назвала её "Гениальный читатель".
   В связи с этим позвольте напомнить строки стихотворения Андрея Дементьева "Никогда ни о чём не жалейте вдогонку":
          Пусть другой гениально играет на флейте,
          Но ещё гениальнее слушали вы.
   Да, бывают не только гениальные писатели, но и гениальные читатели. Именно таким является Минкин.

   И, наконец, спросите себя:
     Могу ли я описать внешность Онегина?
     Сколько лет Татьяне в начале романа?
     Что ответил Онегин Татьяне в конце романа, услышав:
     Я вас люблю(к чему лукавить?),
     Но я другому отдана,
     Я буду век ему верна.
 
  Повторюсь:автор, безусловно, умён и талантлив, но у меня создалось впечатление, что маловато в нём доброты и человеческого тепла. Мнение, вы понимаете, сугубо личное, дай Бог - ошибочное.

   Интересно, что произошло после этого. Я стала звонить своим друзьям и знакомым, расхваливая труд Минкина и настойчиво рекомендуя с ним ознакомиться. Поскольку очень уж рьяно я это делала, многие, не найдя книги в продаже, выписали её. Следуя моим рекомендациям, читали медленно, вдумчиво, с карандашом в руках. Прошло дней 15. И когда книга была прочитана, мы собрались, чтобы провести  некое подобие диспута. Было очень жарко! Поскольку возникали разногласия, мы спорили, каждый пытался аргументировать своё мнение и т.д.

   Я обратила внимание на одну из наших подруг, которая, во - первых, пришла без книги, во - вторых, почти не принимала участия в нашей шумной дискуссии. Когда сделали перерыв, решив выпить кофе, я спросила:
 - Светик, а почему ты сидишь без книги и не принимаешь участия в наших спорах? Тебе книга не понравилась?
 - Я её прочла ... спорная книга ...
 - Ну, поспорь! Что ты молчишь, как глухонемая!
   Тут наша милая, интеллигентная подруга выдала такое, что мы потеряли дар речи:
 - Просто я не люблю Пушкина.
 - Чтооо?! - сказали мы хором.
 - А почему это вы так возмущаетесь? Да, не люблю, потому что он неуважительно говорил об армянах!
 - Света, где ты вычитала эту чушь?!
 - Как где? Все знают - он сказал:"Ты трус, ты раб, ты армянин!"
   Что тут началось! Говорили одновременно все, срываясь на крик. Понимая, что надо как - то успокоить гостей, я громко захлопала в ладоши:
 - Тихо, тихо! Успокойтесь!

   Не сразу, но наступила тишина.
 - Девочки, я всё это время молчала. Теперь прошу послушать меня. Скажу сразу, что общее возмущение разделяю, но...
 - Какое может быть "но"?! Ты слышала, какую чушь она несёт?! - никак не успокаивались поклонницы Александра Сергеевича.
 - Всё я слышала и хочу задать тебе, Светочка, вопрос:- Скажи, пожалуйста, где, когда, по какому поводу Пушкин написал эти слова?
 - Нуу ...
 - Прости, пожалуйста, скажи ещё, КТО сказал эти слова?
 - Я не помню, но все знают, что эти слова принадлежат Пушкину.

 - Света, извини, но "все знают" - звучит неубедительно и невежественно.
 - Ну, знаете, сделали из меня неграмотную дуру!
 - Светочка, не обижайся. Все те, на кого ты ссылаешься, повторяют вырванную из контекста фразу, которая создаёт неверное представление о том, что хотел сказать Пушкин. Не буду тебе устраивать ликбез, скажу одно. Эта фраза из повести Пушкина "Тазит" и произносит её отец главного героя, Тазита, Гасуб. Он осуждает сына за доброту, за неспособность  грабить, убивать, проливать кровь. И тут он произносит эти злополучные слова - сравнения. Так что, если подумать, слова эти - скорее хвала армянам. Ты же знаешь, что Пушкин знал про потоп, Ноя, Арарат, Армению. Знаешь, что он дружил с многими армянами... Так что, подруга, долго говорить не буду, но полистай "Тазит". Кстати, я почти убеждена, что на просторах интернета об этом есть, что почитать.
 

   
               

   


Рецензии