Джабраил-эфенди аз-Захури - богослов, шайх

Джабра’ил-эфенди аз-Захури — богослов, шайх братства Накшбандийа

Ал-Хаджжи Джабра’ил-эфенди аз-Захури ал-Лакити ’ад-Дагистани (1822–1889/90) — южнодагестанский/цахурский богослов, накшбандийский шайх из сел. Цахур.


В 1871 году Джабра;ил аз-Захури получил статус муршида от шайха Махмуда ал-Алмали (ум. 1877), после чего он переехал в сел. Лекит Кахского района, где и был, после смерти похоронен (12 числа джумада уль-ахира 1307 г.). Купол над могилой шайха был демонтирован советским правительством в 1937 году. Позже потомки отремонтировали её верхнюю часть. Путь Джабра’ил-эфенди аз-Захури продолжил его сын ‘Абд ар-Рахман-эфенди ал-Лакити ’ад-Дагистани (ум. 1892). Он преподавал студентам в медресе, оставшемся от отца в селе Лакит. На родине ‘Абд ар-Рахман-эфенди, сегодня живет его внук Абдулла Нурединович Эфендиев. Он также изучает Священный Коран, следуя по пути своих предков.


Исторически, селение Лекит, в числе других селений Северного Ширвана, было пожаловано турецким султаном цахурскому правителю еще в начале XVII в. В XIX в. многие жители цахурских селений Горного магала (в том числе и духовные лица) обосновались в населенных пунктах на южном склоне Кавказского хребта. Нередко эти лица носили двойные нисбы. Кроме того, над входом в соборную мечеть Цахура — главного селения цахурцев и древнего историко-культурного центра региона, установлена крупная, богато декорированная квадратная плита 70x70 см.

Строительная надпись из шести строк выполнена плотным каллиграфическим «насхом», в котором упоминаются сразу четыре человека названы в тексте «Эфенди». Мухаммад-эфенди, который жил, согласно надписи, в сел. Лекит, выступает в роли заказчика (организатора) восстановления мечети на родине своих предков, вскоре после возвращения сюда жителей Цахура. В селе Леките цахурцы проживают и в настоящее время.


Автор: ‘Али Албанви

На фото (современная реконструкция): ал-Хаджжи Джабра’ил-эфенди аз-Захури ал-Лакити ’ад-Дагистани (1822–1889/90).


АЗ-ЗАХУРИ, АЗ-ЗАРХАВАРИ, АС-САХУРИ, АЛ-ЦАХУРИ (азерб. ;z-Zaxuri) — нисба ал-Цахури восходит к названию сел. Цахур Рутульского района, расположенного в бассейне р. Самур (р. Самбур), что в Южном Дагестане. «Захур» — арабская транскрипция дагестанского топонима Цахур.

АЛ-ЛАКИТИ, АЛ-ЛАКИТИЙ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Лекит (ныне Кахского района современного Азербайджана).

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;, ad-D;;ist;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.


Литература / источники

1. Pa;a Yaqub. ;vliyalar Ensiklopediyasi. I cild Bak; – 2020. С. 64–66.


Рецензии