Эрн
Самая первая статья Эрна, «Христианское отношение к собственности», была подготовлена в рамках деятельности «Христианского братства борьбы» и опубликована в журнале «Вопросы жизни», который служил точкой соприкосновения Эрна с группой Мережковского и Розанова, с одной стороны, и с группой Булгакова и Франка — с другой. С этого времени Эрн очень четко отделял себя от неохристианства Мережковского и от центра его деятельности, Санкт-Петербургского религиозно-философского общества. Но зато Эрну была близка идея возвращения метафизики к ее религиозным истокам и развитие религиозной философии в духе Владимира Соловьева. Он участвовал в создании московского Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, членами-основателями которого были так же Сергей Булгаков, Евгений Трубецкой, Валентин Свенцицкий, Павел Флоренский и, позднее, Вячеслав Иванов с Николаем Бердяевым. Деятельность общества оказала значительное влияние на интеллектуальное развитие Эрна. В сильной степени воздействовали на него и идеи, исходившие от издательства «Путь», отличавшегося четко славянофильской направленностью.
Начиная примерно с 1910 г. озабоченность Эрна проблемами, связанными с религией и церковью, а также его интерес к социализму отодвинулись на второй план, уступив место размышлениям о роли России в противостоянии Востока и Запада. Сборник статей «Борьба за Логос», вышедший в 1911 г., а также ряд работ о Соловьеве свидетельствовали о стремлении Эрна раскрыть оригинальность русской философской мысли. Разразившаяся вскоре мировая война придала новую остроту размышлениям Эрна об антагонизме Востока и Запада, роли России и значении русской философской мысли.
В 1914 г. Эрн закончил свою магистерскую диссертацию, а в 1916-м докторскую: обе были посвящены итальянским религиозным философам XIX века, первая — Антонио Розмини, вторая — Винченцо Джоберти. Интерес Эрна к этим философам был вызван в первую очередь тем, что их труды доказывали возможность существования «онтологизма» и в рамках западной культуры. «Онтологизм» для Эрна — это возврат к бытию, к природе, к реальности вечной и подлинной, возврат, который возможен в конечном итоге только через церковь. Этот «онтологизм», считал он, реализуется религиозной культурой Востока в большей степени, чем культурой Запада. Эрн противопоставлял ему распространенный в западной мысли психологизм, то есть явный индивидуализм, особенно развившийся после Реформации.
В основном Эрн боролся с западноевропейским рационализмом и тенденцией механизировать весь строй жизни и подчинить ее технике. Он противопоставлял этим факторам цивилизации Логос древней и христианской философии. Этот Логос есть конкретное живое существо, Вторая Ипостась Троицы, воплощенная и присутствующая в историческом процессе. Сам Эрн, в связи с этим, называл свою философию логизмом. Он писал, что только философия, опирающаяся на Божественный Логос, может руководить жизнью, установить ее конечную цель и разработать истинную концепцию прогресса, в противовес позитивистской идее прогресса, как количественного возрастания материальных благ. Истинная идея прогресса указывает движение к абсолютному завершению, Абсолютному Благу, то есть Царству Божиему. Вступление в это Царство означает конец истории и переход в качественно отличную сферу бытия.
Эрн считал, что восточную и западную культуру характеризуют, соответственно, два фундаментальных принципа – Логос и Ratio. Логос для него — это разум, который имманентно пронизывает живую и конкретную реальность. Ratio — это формальный рассудок, оторванный от бесконечной множественной жизни. Антагонизм Восток — Запад не есть, таким образом, феномен двух различных культур, но антиномия между Ratio и Логосом. Речь идет о двух принципах, не только фундаментально враждебных друг другу, но взаимоисключающих, не могущих в конечном итоге сосуществовать Как следствие — конфликт между этими двумя принципами становится неизбежным, это конфликт, который в конце концов не может быть разрешен иначе как военным столкновением.
Новое видение отношений между Россией и Европой, появившееся у Эрна в годы войны, — русское дело, миссия России, которая заключается в том, чтобы побудить Европу уйти от самой себя, — вытекало из его размышлений о германской философии и в особенности о философии Канта, которая, как он считал, «в своей односторонности приводит неизбежно к… блиндированным мечтам о всемирной гегемонии». Поэтому важно отстаивать универсальный, наднациональный характер возложенной на Россию задачи: быть на арене мировой войны глашатаем и защитницей вверенного ей восточного наследия, «антично-византийской» и христианской мысли, логизма. Эрн воспринимал свой философский труд, поиск нового определения мышления как личный вклад в новую русскую религиозную философию. Поиски истоков, первооснов онтологизма как типа мышления, как познавательного принципа приводят Эрна к необходимости исследования древнегреческой философии. Он начинает большой труд о Платоне как представителе восточного онтологизма. В начале 1917 г. в печати появляется первая его часть под названием «Верховное постижение Платона».
Однако работа эта была прервана ранней смертью Эрна: он скончался от нефрита в апреле 1917 г.
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Свидетельство о публикации №223021501896
Оксана Куправа 20.02.2023 23:41 Заявить о нарушении