Сонная муха

              Танька сидит на застеклённой веранде  деревенского дома, забравшись с ногами на табурет.  Тонкой  соломинкой она подгоняет  медленно ползающую по стеклу муху: «Давай-давай, ползи быстрее! Чего такая сонная? Спать ночью будешь, а сейчас день!» Кажется, муха совсем не обращает внимания на Таньку. Она медленно сползает  на нижнюю часть стекла и, устроившись в углу рамы, замирает…
              Из кухни раздаётся недовольный мамин голос: «Танька, ну где ты там?! Я же просила  укропа надёргать. Не дождёшься тебя. У всех дети, как дети, а у нас какая-то сонная муха!» Танька  слезает с табурета и на своих коротких неуклюжих ножках семенит в огород за укропом…
              В свои девять лет Танька выглядит шестилетней. Среди одноклассников в сельской школе она самая  маленькая  и нескладная.  Учится Танька на «тройки», а  редкие «четвёрки» даются ей с большим трудом. Однажды Танька слышала, как учительница сказала матери: «У вашей девочки особенное развитие. Для неё эта программа очень сложная. Но у меня нет опыта работы с такими детьми».  Таньке непонятно, с какими «такими». Ей кажется, что она такая же, как её ровесники, просто ростом пониже. Правда, не очень красивая, как  другие девочки. У Таньки нос уточкой,  небольшие карие глазки и реденькие блёклые волосы. Мама заплетает их в две тощие косички. Зато когда Танька улыбается, на щеках появляются очень милые ямочки. Но улыбается  она редко…
              Отнеся укроп маме, Танька возвращается на веранду. Но мухи на стекле уже нет. Наверное, все мухи попались в мамины липкие ленты-ловушки. Тогда Танька берёт свою любимую куклу Машу и усаживается с ней на крыльцо.  Она расчёсывает её маленькой кукольной расчёской и поёт песенку, которую  только что придумала: «Моя муха улетела, моя муха улетела. Ну, а кукла не летает! Она будет жить со мной!»
               В нескольких  метрах от крыльца, почти  у самой калитки, играет с песком Танькин трёхлетний брат Дима. Песка  много – большая куча, которую на днях привёз отец. Он собирается сделать деревянную песочницу для малыша. Дима очень похож на кудрявого голубоглазого мальчика из  телерекламы, и Танька всегда любуется им. Мама  называет его Димочкой или Димасиком, а Таню – всегда только Танькой.
               Недалеко от  дома, напротив калитки, крутой пригорок. Отец, приезжая на обед, ставит там свой рабочий грузовик.  Прежде чем выйти из кабины, он обычно сигналит дважды, а спускаясь с пригорка, машет рукой маме, вышедшей на крыльцо.  Сегодня  отцовский грузовик стоял на пригорке с самого утра с поднятым капотом. Танька видела, что отец сначала занимался ремонтом машины, а потом мыл кабину…
                Расчесав куклу, девочка усаживает её рядом с собой и смотрит на пригорок. Отца рядом с машиной нет, не видно его и в кабине за рулём.  «Почему он едет?» – шепчет  Танька, не спуская глаз с грузовика, катящегося с пригорка в сторону дома. «Димасик!» – кричит она  что есть силы и бросается к брату, сидящему  спиной к калитке. Схватив мальчика под мышки, Танька оттаскивает его в сторону от  песчаной кучи. В следующее мгновенье неуправляемая тяжелая машина, повалив деревянную калитку и часть забора, вкатывается во двор и замирает на песке, где только что сидел  малыш…
                Родители  выбегают на крыльцо. В руках у отца белое полотенце. Лицо у него такого же цвета. Мама – с поварешкой в руке. Наверное, она собиралась наливать суп. Бросив поварёшку, мать подбегает к детям.  Сначала целует  ничего не успевшего понять сына, а потом обнимает и прижимает к себе дочь.  Слёзы текут из маминых глаз и она, целуя Таньку, повторяет: «Танька, Танечка, девочка наша! Танечка, девочка наша славная! Ну какая же ты муха сонная?! Ты у нас стрекозка быстрокрылая! Танечка наша…»


Рецензии
_____Если на писать просто - "понравилось", значит ничего не сказать. Прочитав первую строчку, мне читалось до конца, на одном дыхании. И возникло сопереживание с этой Танькой, такой маленькой, по-своему мудрой и, главное, не такой как все. И восхищает и радует, что она не чувствует какой-то ущербности, неполноценности, какую ей пытаются приписать. Сути этого разговора, который она случайно услышала, она просто и не поняла. Не поняла, потому что эти качества не присущи ей. Всё это позволяет ей полноценно жить и радоваться жизни.
_____Её песенка, которую она только что придумала, очень поэтична: «Моя муха улетела, моя муха улетела. Ну, а кукла не летает! Она будет жить со мной!». Этот слог, этот ритм, легко продолжить. Есть уверенность, что она уже знает продолжение этих сток, сама их придумала.
_____Вот этот маленький человечек, эта Танька, по сути уже зрелый человек, чувствующая, пока ещё интуитивно, добро и зло. Умеющая различать это в жизни. Спасая брата от неминуемой гибели, она ещё не осознала своего героического поступка. Она его и не воспринимает, как геройский. И поступила она так, потому что всегда творила добро: помогая маме, общаясь со своими игрушками или приводя в чувства сонную муху. Она ещё до конца не поняла, что в маминых глазах она превратилась из "сонной мухи" в "стрекозу быстрокрылую".
_____Елена, спасибо Вам большое за этот маленький рассказ. По духу он мне напомнил "Гадкого утёнка" Андерсена. А Танька - то, оказалась самым настоящим лебедем! Уверен, что этот Ваш рассказ будут изучать в школе. Хотелось бы, чтобы те, от кого это зависит, увидели и поняли это. Ведь ситуация знакомая. А описано так, что ком к горлу подступает.
_____Успехов Вам и радости творчества!

Геннадий Потапенко   16.04.2024 13:58     Заявить о нарушении
Геннадий, благодарю за такой подробный отзыв и добрые пожелания.
Вам тоже желаю успехов творческих и всего самого доброго!
С уважением.

Елена Водопьянова 1   17.04.2024 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 84 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.