Шахматы

      Вначале в шахматы  стал играть мой отец, его  научил дядя  Слава, с которым  чуть ли не каждый вечер играли  у нас дома. Мне стало интересно и, наблюдая за ними, быстро научился  играть.
     Моим партнером стал  друг Колька, которого также научил играть. Он заходил за мной в школу и перед второй сменой  мы успевали сыграть по две-три  партии. Это оказалось таким увлекательным занятием, что мы  не пропускали ни одной возможности, чтобы не поиграть.
     Колька был безнадежным троечником в своем классе. Но через полгода нашего игрового общения,  с ним произошли  удивительные перемены.  У него пропал интерес к дракам, прекратились прогулы в школу,  стал учить уроки,  и  результатом  стали  положительные  изменения в учебе.
      Летом, когда  уезжал на каникулы в деревню к бабушке, то взял с собой, наряду с футбольным мячом, шахматную доску. Но, к сожалению, никто из моих друзей там не умел играть в шахматы. Пришлось понемногу заняться их обучением.
      Через какое-то время, когда  ребята  начали показывать успехи  в игре, мы начали устраивать турниры на высадку:  вместо проигравшего,  начинал игру следующий  участник.      
      Играть в шахматы   научил  пятерых  своих друзей: Вовку, Абрама, Васька, Юрика и Серегу. Мы бросали жребий очередности игры и турнир начинался.
        При игре в шахматы, вся наша компания входила в состояние сильнейшего  азарта. Это трудно описуемое состояние, когда главной движущей силой человека становятся неуправляемые эмоции.
    Обычно, перед турниром мы играли в футбол на лужайке перед    бабушкиным домом. Уставшие, потные,  бежали купаться на недалеко расположенный  пруд.  С разбега, с крутого берега бросались в воду,  ныряли, плавали наперегонки, топили друг друга, брызгались водой. Обессиленные,  выползали на берег, загорали на солнце, а затем возвращались к бабушкиному дому, ложились на траву и начиналось целое представление.
      Как учитель, я всегда играл первым и  всегда  выигрывал, а остальным надо было  по очереди играть со мной.
    Однако с определенного момента  начал  проигрывать наиболее способным  ребятам. И здесь начиналось самое интересное, когда  без меня встречались два соперника, играющих   примерно  на равном уровне.  Никто из них не хотел проигрывать, каждая из ошибок игроков могла быть роковой.  Но личные ошибки принимались правильно, обижаться было не на кого.
      Другое дело, когда начинались подсказки со стороны, ожидающих своей очереди на игру, ребят. Они были заинтересованы в победе более слабого игрока, поэтому и подсказывали ему ходы. Причем важность отдельных подсказанных  ходов была равноценна победе. Соперник  игрока, которому подсказывали,  начинал возмущаться и подсказки прекращались, но затем все начиналось снова.
     Самым азартным игроком был Абрам, который очень болезненно переносил проигрыши.  Когда подсказывали его сопернику, и он начинал проигрывать, то обычно не выдерживал и начинал драться. Больших трудов нам доставляло разнять дерущихся и успокоить их. Иногда приходили разнимать  моя бабушка или дядя Ваня. Потом бабушка  приносила компот или молоко и угощала всех.
        На следующий год  привез в деревню не только шахматы, но и шахматные часы. Влияние  фактора времени  перевернуло всю игру. Вначале с часами мы играли по двадцать минут, а потом, освоившись,  начали играть по пять минут, то есть, у каждого игрока было отведено на размышления  пять минут. 
       Кроме того,  необходимо было  строгое соблюдение правил выполнения ходов: «Взялся за фигуру – ходи». А роль подсказок еще больше возросла.
      Это были настоящие шахматные блиц партии, которые требовали  от игроков максимальной концентрации в игре.
      Напряжение при игре резко возросло, и страсти также увеличились многократно. Турниры продолжались по несколько часов  каждый день, причем опять не обходилось без драк. В одной из драк сломали часы.
     Пока часы ремонтировал  деревенский мастер на все руки  Федулай, мы играли  обычные  партии.
      Наряду с этим,  придумал очень увлекательную военную игру.
      Мы делились на две команды и занимали позиции на заранее обозначенных участках, заросших кустарником и высокой травой с колючками. У каждого был игрушечный пистолет. Мы расходились и прятались на своих противоположно расположенных территориях.  Выбранный нами  судья,  объявлял о начале игры и  мы начинали выслеживать друг друга. При обнаружении противника,   обычно тихим голосом, чтобы не выдать места своего расположения для других участников, говорили, что он «убит». Или когда кто-то выследил тебя, также сообщал, что ты «убит».
     Все «убитые» выходили из игры и ждали  остальных. И так продолжалось до окончания, когда кто-то один или несколько человек одной команды не становились победителями.
     Победителями обычно становились те, кто больше всех  ползал на животе, умело устраивал засады и обладал терпением  ожидания  противника.
     По своей страсти и накалу эта игра не уступала игре в шахматы.

     Шахматы -  это сражение, бой, война. Это сильнейшая эмоциональная  встряска. Игра в шахматы позволяет  проявляться  характеру  человека.
     В шахматы  играл всю последующую жизнь. Это позволило сформировать своеобразную философскую концепцию об особенностях этой игры. Но это уже отдельная история, требующая своего рассказа.


Рецензии