Русские философы. Сергей Булгаков

...Небо и ад обитают в человеческой душе.
...Человек, медленно и постепенно освобождаясь от рабства вещей, снимает мертвый покров с природы и опознает творящие ее силы.
...Родина есть для нас предмет культурного творчества, - это мы сами в наших особенных дарах и талантах.
...Вполне осознанною свободой обладает только личность.
...Гражданство мира, всечеловечность совсем не есть упразднение нации, напротив, это есть ее высший возраст.
...Национальность проявляется в культурном творчестве.
...На что бы наука ни направила свой фонарь, все живые краски от него блекнут, лица мертвеют, как при солнечном затмении, и природа превращается в мертвую пустыню с анатомическим театром.
...Вера есть способ знания без доказательств.
...Никакое развитие знаний и блеск материальной культуры не может возместить упадка веры.
...Человек - живое противоречие и в этом качестве - живая загадка
..Человек, который жил бы без всякой религии за личный страх и счет своего маленького Я, был бы отвратительным уродом.
...Живя для других, человек побеждает жало смерти и сливается с вечностью.
...Именно абсолютность, и, следовательно, недостижимость идеала и является лучшей гарантией бесконечности движения к нему.
...Между идеалом и действительностью, между требованием совести и разума и жизнью у нас лежит огромная пропасть, существует страшный разлад, и от этого разлада мы и становимся больны.
...Мир «органический», царство жизни в разных ее формах, окружен враждебной стихией смерти, - мертвого механизма, давящей необходимости.
...Только любовь дает зрячесть и прозрение, без любви нельзя знать, и не-любовь есть и отце- и матереубийство, - самоубийство.

Сергей Булгаков - русский богослов, писатель, экономист, общественный деятель начала 20-го века. Отец был настоятелем местного храма, мать занималась домашним хозяйством. Булгаковы не пропускали ни одной церковной службы и поэтому их семеро детей с раннего возраста знали все молитвы наизусть и в дальнейшем воспоминания о красоте литургии, русской природы, стали источником глубоких переживаний для будущего философа на всю жизнь. 

В подростковом возрасте Сергей Булгаков поступил в церковную школу, затем отучился в духовном училище родного города, веря, что будет богословом, а в 17 лет потерял эту веру и даже пытался свести счеты с жизнью. Но вскоре продолжил обучение, поступив в Елецкую духовную гимназию, потом – в Московский университет. В эти годы он увлекся марксизмом*, опубликовал труд «От марксизма к идеализму», стал известным его пропагандистом, но постепенно отошёл от этой теории и даже называл ее несостоятельной.

В 1900 году Сергей Николаевич, благодаря специальной стипендии, выдаваемой талантливым студентам, вместе с женой посещают Германию, выезжают на короткое время в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию, но через год переезжают в Киев, где Булгаков становится преподавателем политехнического института и инициатором создания христианской организации. Начинает сотрудничать и с «Христианским братством борьбы», одна за другой у него выходят статьи, в которых он признает: "Я стремился верою и правдою служить марксизму, стараясь, насколько хватало моего уменья, отражать нападения на него и укреплять незащищенные места, и этой задаче посвящены были - прямо или косвенно - решительно все мои работы. Но совершенно помимо моей воли и даже вопреки ей, выходило так, что, стараясь оправдать и укрепить свою веру, я непрерывно ее подрывал". Даже в "пору наибольшего увлечения марксизмом Булгаков не забывает проблему зла, насилия и пишет: "Только система Соловьева* есть самый полнозвучный аккорд, какой только раздавался в истории философии". По его утверждению именно у него люди связаны узами любви, а у Маркса ничего подобного нет, - люди для него лишь алгебраические знаки, назначение которых быть средством. В этот период у Булгакова наряду с Достоевским* и Соловьевым появляется новый наставник - Николай Федоров*, он знакомится с Павлом Флоренским* и дальнейшая дружба этих мыслителей многое дала русской философии. В то время философ - редактор издания «Народ», однако уже через год газету закрывают, и Булгаковы возвращаются в Москву.

В 1907 году философ получил депутатский мандат во вторую Государственную думу от Орловской губернии, а в 1912-м пост статского советника. Тогда же защитил докторскую диссертацию, в которой раскрылись его мировоззренческие позиции: в основе мироздания лежит одна главная суть – мировая душа София, премудрость Божия, управляющая силами природы. Булгаков принимает сан священника и свои взгляды характеризует как "социальное христианство", представителями которого в России считает Достоевского, Толстого*, Соловьева и особенно Федорова.

Революцию 1917-го богослов воспринял негативно, считая, что силовая смена власти ведет лишь к разрухе и краху устоявшихся духовных ценностей и в качестве ответа революционерам издал книгу с диалогами «На пиру богов», в которой пишет: "Все инородцы имеют национальное самосознание. Они самоопределяются, добывают себе автономии, нередко выдумывают себя во имя самостийности, только за себя всегда крепко стоят. А у нас нет ни родины, ни патриотизма, ни чувства самосохранения даже… Выходит, что Россия сразу куда-то ушла, скрылась в четвертое измерение и остались одни провинциальные народности, а русский народ представляет лишь питательную массу для разных паразитов". И все же Булгаков оптимистичен, - в заключительной сентенции диалога пишет: "Россия спасена!"

Вскоре Булгаков вынужден переехать в Крым, где уже находится семья и некоторое время ведёт там преподавательскую деятельность в Таврическом университете. Будучи монархистом, о "христианском социализме" слышать теперь не хочет, ибо любой социализм означает насилие и безбожие. Иное дело - социальное христианство, соборная ответственность за тебе подобных, ведь «Человеческая душа – христианка».

Когда на полуостров вошли большевики, начались чистки среди местного населения. Арестовали и священника Булгакова, предъявив ему обвинение в неблагонадежности, включили в список лиц, подлежащих высылке из страны.
Какое-то время Булгаков провел в Константинополе, позже обосновался в Праге но в июле 1925 года переезжает в Париж, где на долгие годы становится одним из ведущих православных богословов зарубежья. Войдёт он и в комитет по сооружению Сергиевского подворья, займётся проектом по открытию Православного богословского института.

В конце 30-х годов врачи нашли у Булгакова опухоль в горле. После операции он долго не мог разговаривать, но паства продолжала приходить на его богослужения.

В 1943 году вышла его книга «Расизм и христианство», в которой христианское мировоззрение противопоставлялось кровавым идеям нацистов и этот его труд был опубликован еще в оккупированной французской столице всего за несколько месяцев до смерти философа.
Знаменитого русского мыслителя похоронили в окрестностях Парижа, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сергей Булгаков: "Философ не может не лететь, он должен подняться в эфир, но его крылья неизбежно растаивают от солнечной жары, и он падает и разбивается. Однако при этом взлете он нечто видит и об этом видении и рассказывает в своей философии. Настоящий мыслитель, так же как настоящий поэт (что в конечном смысле одно и то же), никогда не врет, не сочиняет, он совершенно искренен и правдив, и, однако, удел его - падение"

*Марксизм - метод социально-экономического анализа, который использует материалистическую интерпретацию исторического развития.
*Владимир Соловьев (1853-1900) - религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик.
*Фёдор Достоевский (1821-1881) – великий писатель, мыслитель, философ и публицист.
*Николай Фёдоров (1829-1903) - религиозный мыслитель, философ-футуролог, один из родоначальников русского космизма.
*Павел Флоренский (1882-1937) - священник православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер.
*Лев Толстой (1828-1910) – один из величайших писателей-романистов мира. Участник обороны Севастополя. 


Рецензии