По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М

 По ком звучал набатный колокол?

"Хованщина", опера Мусоргского, новая сцена Мариинского театра,  10 февраля 2023 года

Мариинский театр отметил исполнением этой грандиозной оперы 150-летний юбилей со дня рождения Федора Шаляпина. Когда-то великий русский певец пел на сцене Мариинки партию главного раскольника Досифея, а также был режиссером постановки "Хованщины".
Сейчас Мариинский театр представил в честь знаменательной даты спектакль Леонида Баратова, созданный в 1960 году (художник-постановщик – Федор Федоровский) и возобновленный в новой версии Юрием Александровым в 2000-м году и режиссером Юрием Лаптевым.
Мощно прозвучала в Мариинке народная музыкальная драма Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, повествующая об исторических событиях, имевших место  в России в период между 1682 и 1689 годами.  
 
Исполнители главных партий:
Екатерина Сергеева — Марфа, Владимир Ванеев — Досифей, Михаил Петренко — князь Иван Хованский, Евгений Акимов — князь Андрей Хованский, Олег Видеман — князь Василий Голицын, Вячеслав Васильев — Шакловитый и Андрей Зорин — Подьячий.
Дирижер  — Валерий Гергиев.

С первых нот увертюры "Рассвет на Москва-реке" тревога и ожидание всяческих напастей разлились по залу, несмотря на мирное кукареканье петухов и привычное пробуждение большого города. Набатный колокол не оставлял никаких надежд на тихое течение жизни. Неспокойны и люди: стрельцы возволнованно судачат, подьячий (Андрей Зорин) места себе не находит, князь Шакловитый (Вячеслав Васильев) тоже на взводе, анонимный донос диктует подьячему, хочет извести Ивана Хованского (Михаил Петренко), готовящего заговор, и его шального сыночка Андрея (Евгений Акимов), но при этом мечтает остаться в тени. И ватага работных людей, забредших из любопытства на Красную площадь,  полна тревоги и  воинственности. Шутка ли! Головы, можно сказать,  летят  направо и налево, бояр ссылают, всего лишают. И на видном месте  у Кремля их имена на камне высекают, чтобы все знали! И боялись! Царевна Софья интригует против молодого царя Петра. Стрельцы за старый порядок, петровцы - за новый. Зреет бунт, кровавый и беспощадный. А тут еще и раскольники с их старой верой, с исступленным упорством и христианской решимостью. Страх одолевает всех - от правителей и военных начальников до немецких девушек (Гелена Гаскарова) и протестантских пасторов (Ярослав Петряник).
Нервная лихорадка трясет князя Голицына (Олег Видеман), который предчувствует свою опалу. Лишь раскольники на первый взгляд спокойны, но и они  полны сомнений, как Марфа (Екатерина Сергеева). Праведна ли ее любовь к Андрею, нет ли греха в этом. Только Досифей (Владимир Ванеев) полон достоинства и уверенности - их протест предрешен. Самосожжение староверов неминуемо! Чем муки терпеть на царской дыбе, лучше добровольно уйти в райские кущи к Отцу Небесеному.
Апогея всеобщая тревога достигает в сцене в вотчине Ивана Хованского! Самое прекрасное место в опере - изумительный хор "Батя, батя, выйди к нам!" Это настоящий шедевр в исполнении хора Мариинского театра!
Впечатляющий Иван Хованский Михаила Петренко заставил зрителей понервничать в первом действии, когда под ним, исполняющим выходную арию, явственно заходила лошадь, пытавшаяся то ли рвануть в оркестровую яму, то ли встать на дыбы, чтобы избавиться от поющего седока и укрыться от громовых раскатов музыки.
Финал оперы всегда потрясает - массовое самоубийство раскольников в скиту, огонь, пожирающий небольшое церковное строение вместе с людьми, Досифей  (Владимир Ванеев) как духовная твердыня и верный пастырь своих последователей, по своей воле идущих на смерть. Владимир Ванеев явил нам прекрасного Досифея, достойного памяти великого Шаляпина!
Спектакль в честь 150-летнего юбилея прославленного русского баса состоялся и прошел успешно! Грандиозная "Хованщина" в очередной раз покорила зрителей и вызвала бурную овацию.


Рецензии