Притча Иисуса о добром самаритянине

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что; написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»

(Луки 10:25-37)

Законник этот, зная о нелицеприятном отношении Иисуса, дарующего Свою любовь представителем всех рас и народов, равно мужчинам, женщинам и детям, хотел своим вопросом про ближнего загнать Иисуса в ловушку. Ведь скажи Сын Человеческий прямо, что ближний — это каждый человек, кто оказался рядом, то Он был бы обвинен в ереси, ибо священники и левиты, прошедшие в притче мимо, учили, что ближний может быть только из еврейского народа. Зная эти коварные помыслы, Иисус отвечает притчей про доброго самаритянина. При том, что неприязнь между евреями и самаритянами уходила корнями в глубь веков. И мы видим, что законник попадает в свои собственные силки, когда вынужден неохотно признать, что добрый самаритянин поступил по заповеди. Этот книжник не может даже произнести ненавистное ему слово «самаритянин» и отвечает уклончиво: «тот, кто оказал ему милость.»

Что же нам вынести из этой притчи? То же, что и тому книжнику, не способному любить никого, кроме своих земляков. Что любовь и служение следует распространять на буквально всех созданий Божьих, а не лишь на тех, кто близок тебе по крови, по вероучению, по церкви или по иным признакам. Пусть задумаются те, кто имеют по этому поводу предрассудки и обделяют любовью тех, кто им чем-то не нравится. Живите по истине, что каждый встретившийся вам человек — это ваш брат или сестра, ибо у нас один Отец Небесный.


Рецензии
Спасибо за Ваш анализ и мнение о знаменитой притче .

Вы пишете :
"Что же нам вынести из этой притчи? То же, что и тому книжнику, не способному любить никого, кроме своих земляков. Что любовь и служение следует распространять на буквально всех созданий Божьих, а не лишь на тех, кто близок тебе по крови, по вероучению, по церкви или по иным признакам. "

С каждым словом Вашего заключения я мог бы полностью согласиться,если убрать Ваше замечание о неспособности книжника "любить никого, кроме своих земляков".
Ведь Иисус одобрил ответ законника ( "правильно ты отвечал") , кгда тот привел слова из Библии :
«ВОЗЛЮБИ Господа Бога твоего... И БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, как самого себя».Где в этом ответе указание на неспособность "любить никого, кроме своих земляков" ? Где слова, что любить следует ТОЛЬКО "своих земляков" ?

Вопрос Иисуса подразумевает, что "ближним " для пострадавшего был ТОЛЬКО ОДИН из трёх( «Кто из этих троих»). Если"ближний" только один , т.е. самаритянин, то разбойники, левит и священник -естественно, отпадают в качестве "ближних". и никого из них любить , как "самого" себя пострадавший не должен.

Но как же тогда соответствие другой заповеди - любить врагов (Мф 5:44):
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас,
45 чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари?
47 И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники? (Мф 5:44)

Согласно притче, ближний - тот , кто оказал тебе помощь. Но ведь именно так "рассчётливо" считают "язычники". А как же те, кто не нуждаются ни в чьей помощи?, кто для них ближний?
Так, кто же является «ближним» если соотнести
заповедь «Любите врагов ваших» и заповедь о любви к ближнему в контексте истории о добром самаритянине?

Удачи Вам!

С уважением,
Игорь Лощинин

Игорь Лощинин   28.03.2024 18:09     Заявить о нарушении
Как я понимаю, ближний — это любой человек, оказавшийся поблизости. Тот, кто помог пострадавшему поступил по заповеди, ибо, видимо, из любви помог ближнему своему, невзирая на религиозные и политические разногласия и межнациональную вражду. Вот и все, чему учит Господь в этой притче.

Это раскрывается и в других словах учения Иисуса и может быть сформулировано кратко так: люби всех людей — твоих братьев и сестёр, ибо один у нас Отец Небесный. Поскольку человек не может полюбить всё многомиллиардное население Земли, кроме как умозрительно, заповедь эта реализуется на тех, кто рядом, то есть на ближних своих, кто бы это ни был. Друзья это или враги, земляки или иноземцы, женщины или мужчины. Следует проявлять свою любовь не абстрактно ко всему человечеству, а к тем, кто рядом. Большего не требуется.

С добром,

Василий Евгеньевич Никитин   28.03.2024 18:36   Заявить о нарушении
Да, я не ответил на Ваш первый вопрос. Законники толковали слово «ближний» как представитель иудаизма и/или еврейского народа. Остальных они считали не ближними, а гоимами (гоями, язычниками, чужаками). Поэтому из их толкования любить их не следовало.

Василий Евгеньевич Никитин   28.03.2024 18:42   Заявить о нарушении
Я не могу согласиться с Вашим утверждением, что
"Законники толковали слово «ближний» как представитель иудаизма и/или еврейского народа. Остальных они считали не ближними, а гоимами (гоями, язычниками, чужаками). Поэтому из их толкования любить их не следовало."

Прежде всего, "Законники" - это люди, посвятившие себя исследованию и объяснению еврейского закона,и они в принципе не могли ТАК толковать заповедь Божью, на которую Вы ссылаетесь: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, НО люби ближнего твоего,как самого себя" (Левит,19:18).
Заповедь не относится ТОЛЬКО к иудеям.
В той же книге Левит говорится :"« Как житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; ЛЮБИ ЕГО,КАК САМОГО СЕБЯ, ибо пришельцами были вы в Стране Египетской» (Ваикра, 19:33, 34).
Пришелец, т.е. не-еврей, - так же может быть ближним. Главный вопрос: кто же является ближним, заслуживающим любви, "как к самому себе"? И ВЗ дает ответ: ближний- это любой человек, которого В ИДЕАЛЕ надо любить как самого себя, поскольку ЛЮБОЙ человек создан по образу и подобию Бога, а закон призывает: "И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими" ( Втор 6:4-8).Т.е. "ближний" . это тот, кто всей душою любит Бога, по образу которого создан, бережет этот образ и не пренебрегает заповедями, которые дал Бог.Поэтому понятие "ближний" в иудаизме не зависит ни от родственных связей, ни от национальной принадлежности. Если закон нарушает еврей, он недостоин любви, так как не может считаться ближним. Формально в В.З.в число ближних входят и соплеменники: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. " (Лев. 19, 18).Однако, это не значит, что ВЗ. в целом призывает любить только ближнего из " народа твоего"( Лев. 19, 33 - 34;Исх. 23, 9 и др.

В притче о самаритянине Иисус не отвечает прямо на вопрос :"кто есть ближний". Ближний согласно притче, -это "оказавший милость". В притче о козлах и овцах милосердные. сострадательные , те, кто творит добро людям , - это и есть ближние.

К "ближним не относятся ВСЕ люди.В притче Иисус задает вопрос:.КТО ИЗ ЭТИХ ТРОИХ, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? " Вопрос Христа заключал ВЫБОР ОДНОГО из "ЭТИХ ТРОИХ" как ближнего, т.е. самаритянина, священника или левита.
Иисус одобрил ответ законника:"оказавший ему милость", т.е. из предложенных в вопросе ТРОИХ ближним явл.только один: тот, кто проявил сострадание, милосердие.

Вы не ответили на другой вопрос, который я задал: как
соотнести заповедь «Любите врагов ваших» и заповедь о любви к ближнему в контексте истории о добром самаритянине?

С уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   29.03.2024 00:08   Заявить о нарушении
Игорь, я понимаю эту притчу так: Иисус на примере показал, что из всех прохожих только самаритянин исполнил заповедь любви, поскольку без всяких рассуждений проявил любовь к незнакомому человеку, оказавшемуся в беде. Он только и стал ближним, поскольку поступил как брат, а не чужак. Остальные соблазнились своими лукавыми толкованиями заповеди любви и нашли себе повод пройти мимо, поскольку не имели любви в сердце, но одни лишь только правила в разуме. Они отказались признать его ближним и в отчуждении прошли мимо. То есть не исполнили заповедь.

Сама жизнь и учение Иисуса демонстрируют его нелицеприятную любовь ко всем людям: мужчинам, женщинам, детям, богатым и бедным, начальникам и рабам, язычниками и иудеям, праведникам и грешникам, друзьям и врагам — всем, кто оказался рядом и стал ближним. Иисус учит нас любить ВСЕХ людей безусловно. Всех, кто рядом. И основано эта заповедь на истине, что каждый человек, кто бы он ни был, твой брат или сестра, поскольку один у нас Отец Небесный. Вот на чём основана эта братская любовь и служение. Иисус проявлял свою любовь и к Иуде, не меньше, чем к другим апостолам, хотя знал, что тот задумал. И к Пилату, судившего Его. Он пытался спасти и злобных фарисеев и лукавых законников, обращаясь к ним в притворах Храма. И к разбойникам, ставшими Ему ближними на кресте... Поэтому, самой жизнью Сына Человеческого определяется ближний как любой человек, оказавшийся рядом. Без всяких хитросплетений ума.

Потому и следует любить врагов. Они же тоже ближние, если знают тебя и враждуют с тобой. И это не напрасно. Немало врагов и недоброжелателей Иисус своей любовью обратил в друзей. Не всех, но многих.

Желаю Вам добра,

Василий Евгеньевич Никитин   29.03.2024 07:06   Заявить о нарушении
Извините. Понравилась ваша беседа наверное даже более, чем сам текст. Беседа ожывляет поле текста, становится интересно общаться, чего только лишь при прочтении текста -нет.

Откликнусь на беседу (именно на беседу) о ближний и не ближний - ссыланием на прагматическое, близкое фразе "ты же поишь своего осла и в субботу..." :

прощённое воскресенье - как день, имеющий своё начало в давних веках   дня  обнуления всех  имеющихся долгов экономических.
И в Библии сохранилось немного ( к сожалению немного)  упоминаний о таких днях. Например в Неемия гл 10  стих 31:  "в седьмой год оставлять долги всякого рода". Хотя говорится о дне раз в семь лет, а не ежегодном,  тем не менее  обнуление долгов - обрядовое  явление  очень древнее.
Очень древнее, потому что нужное. Ведь сам по себе учёт долгов как чего-то натурального имеющегося (для рынка)  таит в себе огромнейшую опаснейшую разрушытельную силу.

Также учтём, что во всех религиях (кроме иудейской ветви) был запрет на ростовщический процент.  Запрет - это значит и убийство как наказание  преступившего запрет.
В этой главе 10 не дописаны (или убраны для краткости текста) наказания нарушывшых договор. Ведь без известности наказаний сам по себе договор не имеет "веса" как стимула его исполнять. Не прописано там и "а что делать, если священству привезут пищи больше, чем им нужно...", это непроговоренность тоже является браком договора. Не допустимым браком.

К Библейской главе  10 Неемия как хорошему примеру "земского договора",
в котором фигурируют и священники, и, - обратите внимание : и не священики - левиты как чиновники, т.е. в договоре присутствует полнота сословий : и священство, и чиновничество, и представители родов выращивателей крестьян, -

нужно будет позже потщательней обратиться вниманием,
------

Мне интересно ваше мнение о "кто такие левиты?"

Георгий Сотула   29.03.2024 16:06   Заявить о нарушении
Георгий, для нас это вряд ли сейчас существенно, кто он такие, но я дам выписку из БРЭ:

Леви́ты (евр. לְוִיִּם), священнослужители в Древнем Израиле. Для всей совокупности книг Ветхого Завета невозможно дать единообразное определение левитов. В исторических и пророческих (допленного периода и эпохи плена) книгах Ветхого Завета левиты – это потомственные священнослужители; их отношение к Левию, 3-му сыну Иакова, оценивается неоднозначно (ср. Суд 17:7 и 3 Цар 12:31). Левиты здесь не противопоставляются священникам. В Пятикнижии Моисеевом, книгах Паралипоменон и в 3-й части книги пророка Исаии (т. н. Тритоисаия, единственный пророческий текст послепленного периода, в котором используется термин «левиты») левиты – это все представители колена Левия, не являющиеся священниками. Последние противопоставляются левитам как потомки одного конкретного рода в колене Левия – рода Аарона. Не раз подчёркивается функциональное различие священников и левитов. Если священники были ответственны главным образом за совершение жертвоприношений и должны были принимать решение в вопросе о ритуальной чистоте или нечистоте, то левитам надлежало выполнять второстепенные храмовые работы. Соответственно, при описании левитов как социально-религиозного института в Древнем Израиле имеет смысл проводить различие между двумя данными текстовыми корпусами в составе Ветхого Завета.

Василий Евгеньевич Никитин   29.03.2024 16:28   Заявить о нарушении
Василий Евгеньевич, категорически не согласен с позицыей "нам не важны," когда вы говорите о левитах "вряд ли существенно".

Напротив, считаю для уяснения, для понимания Вами (!) взятого рассмотрения "кто ближний" - ключевым. (Вами приведенная выписка - есть типичный пример манипуляцыи. Морочат головы)

(Не знаю на сей момент, - желаете ли далее моих высказываний, поэтому подожду вашего ответа в этом).
А суть ключевого:
Левиты И ИЗЫМАЮТ, И сами платят налог. НАЛОГ ! Но в разные направления.

Георгий Сотула   29.03.2024 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.