Ничьи грибы

      С утра пораньше Валя коротко стукнула в окно, и через несколько минут на крыльцо вышли по-походному одетые Алёнка и Иринка.
- Привет! – поприветствовали они подружку.
- Привет! – кивнула она им и скомандовала: - Идём на «Четыреста двенадцатую». Там в лесу грибов полно.
- А мы на эту сопку с Людой ходили, - обрадовались девчонки и тронулись за подругой.
      Округу окутал плотный туман, из-за которого едва просматривались соседние здания.
- Оой, а как идти-то в таком мраке?! – даже оторопели сёстры.
- Да этот туман рассеется, пока мы до леса дойдём, - успокоила их Валя.
      И вооружённая холщовыми сумками, в которых лежал перекус, компания грибников двинулась коротким путём через ближний овраг. Однако, подойдя к нему, Алёнка и Иринка попятились назад. Вновь полный плотного белого тумана, как колдовской котёл молока, он был пугающе жуткий! Туман клубился в нём, именно как кипящее молоко.
- Не-еет, мы туда не полезем! – хором отказались сёстры от такого пути.
- Ну да. Мы там сейчас ничего не увидим, ещё и вниз навернуться можно, - согласилась Валя и махнула сумкой направо, - Тогда пойдёмте в обход.
      Она повела их за посёлок мимо забора с иприткой, где в тумане ядовитая лиана щерилась листьями, посверкивая на них стальной влагой.
- Это у нас опасная ипритка. От неё можно умереть! – собираясь просветить сестёр, округлила на неё Валя глаза. Но девчонки оборвали её в два голоса:
- А мы уже знаем!
      И нарассказывали ей всё, что слышали от Люды. От такой информации у шикотанской подруги отвисла губа и ещё больше выпучились глаза!
- Ничего себе, сколько вы знаете про нашу ипритку! - поразилась она и почесала висок: - Я здесь живу и никогда не знала такого, что сейчас услыхала от вас!
- Это всё нам Люда рассказала, - без утайки признались сёстры.
      Туман тем временем начал рассеиваться, и за посёлком на замшелых корявых скелетах низеньких деревьев девчонки снова увидели ипритку. Она густо оплела усохшие стволы, расставив в стороны объятия своих живописных веток, по которым расселась целая стая крупных птиц. При появлении людей они взлетели один за другим и с коротким клёкотом понеслись в сторону океана.
- О, смотрите! Это же, кажется, коршуны! – всмотрелась в них Алёнка.
- Точно! – всмотрелась в птиц и Иринка и сказала Вале: - У нашего брата Генки такой коршун раненый был. Он его вылечил и отпустил на волю.
- Ага. Его один дурак подстрелил, - подтвердила Алёнка.
- Какой у вас брат добрый и смелый! Такого хищника не побоялся лечить! – поразилась Валя.
      На это сёстры с гордостью мгновенно наговорили:
- А он много птиц уже вылечил. Найдёт где-нибудь такого несчастного, полудохлого, домой принесёт, вылечит, выкормит, летать научит и на волю выпустит.
- Да ну!.. – не поверила Валя.
- Чего «да ну»?! – мигом наехали девчонки и принялись наповал удивлять её рассказами о всех Генкиных питомцах.
      За этими рассказами, в действительности которых Валя уже нисколько не сомневалась, тройка незаметно добралась до какого-то леса. К тому времени туман совсем исчез. Небо неожиданно засияло такой чистой голубизной и солнцем, что все воспоминания о спасённых Генкой птицах отлетели прочь. Ведь вовсю зачирикали птицы. Воздух был настолько чистый, что его хотелось пить, как родниковую воду. Дальние сопки радовали глаз накидками ровной нежной зелени, на которые бесконечно хотелось любоваться.
- Хорошо-то как, девочки! – широко раскинула Валя руки и запрокинула голову. 
      Алёнка и Иринка тоже очаровано озирались вокруг. На эту сопку Люда приводила их с другой стороны. В любом случае здешняя природа казалась фантастической! Наконец Алёнка и Иринка вспомнили, для чего пришли сюда в столь ранний час. В связи с этим в их памяти всплыло, как они собирали грибы с дядькой Корнеем. В грибах-то сёстры ничего не соображали. А Валя подобрала длинную палку и скомандовала:
- Друг от друга не разбегаемся! Аукаться будем! – и начала обшаривать траву под кустами, деревьями и ёлками, сразу обнаружив сыроежку.
- Конечно! А то мы быстро заблудимся! – в четыре цепких глаза молниеносно запомнив сыроежку, отозвались сёстры и исчезли в кустах.
      Лес сейчас же наполнился треском грибников. Алёнка и Иринка больше глазели на синие мухоморы да по пути объедали бруснику. Все трое то и дело бдительно перекликивались:
- Девчонки, ау!
- Ау, мы тута!
- Нашли чего-нибудь?
- Синие мухоморы нашли! А ты?
- У меня на пять сыроежек один опёнок и двадцать поганок!
- А тут какие-то рыжие грибы! Они съедобные?!
- Съедобные, собирайте! Это лисички!
      Около часа они обшаривали полянки, опушки и бурелом, пока от большого ума знатока здешнего края Валю не угораздило приврать, предупредительно крикнув:
- Да, девочки! Я совсем вам забыла сказать, что у нас в лесу водятся медведи!
      После её слов по лесу немедленно раздался жуткий треск, и сёстры с бледными лицами едва не сшибли девчонку с ног! Перепуганная подружка чуть не выронила сумку, машинально загородившись ею, и вскрикнула:
- Вы чего?!
- Если бы ты нам сразу сказала про медведей, мы бы не потащились в лес ни за какие коврижки!!! – наехали на неё сёстры и потребовали: - Быстро пошли отсюда!!!
      Валя виновато заулыбалась и кинулась в объяснения:
- Девчонки, ну вы чего всё так буквально воспринимаете-то? Да эти медведи водятся далеко на другом острове! На этом… на Итурупе…  - она неопределённо махнула рукой вперёд.
- Что значит «буквально воспринимаете»?! – оборвали её девчонки и неприступно упёрлись: - Не полезем больше по буреломам никакие грибы собирать! Их толком тут всё равно нету! Живо пошли домой!
      Кляня себя в душе, Валя совсем растерялась и, обиженно моргая, бросила:
- Ну вы и трусихи! Да я, может быть, пошутила с вами, чтобы вы слишком далеко от меня не уходили. Вас двое, а я одна…
- Не бреши! – оборвала её Алёнка и обличила: - Ты про медведей сказала так убедительно, что меня мороз сразу по всей коже продрал!
- Вот-вот! – поддержала её Иринка и указала на кусты: - Теперь каждый пень будет медведем мерещиться!
- Да хватит вам фантазировать! Лично я никаких медведей здесь не встречала никогда и… - начало, было Валя. Но перепуганные сёстры настойчиво потребовали:
- Пошли домой, тебе говорят! Указывай дорогу! Мы не помним, откуда нас сюда принесло! 
      Они же всегда терялись даже на улицах, когда сбегали из дома, а в неизвестном лесу и тем более были, как дурак в трёх соснах. И пришлось Вале уводить их с сопки долой. Только у её подножия она с сожалением предложила:
- Слушайте, давайте хоть поедим. Не тащить же еду обратно домой, - и повела рукой: - Тут уже никакие звери не бегают и вон как хорошо. 
      Да, тут было всё, как на ладони. Жуткий лес сказочно горел позади на сопке, играя листвой деревьев и иглами тисов в солнечных бликах. Воздух приятно грело тёплое солнышко. Но сёстры в ответ всё равно возразили:
- Не-не-не! Идём домой!
      Тут подружка неожиданно надула губы и заявила:
- Правильно! Вы вдвоём много грибов набрали, а у меня шиш да маленько! – и потребовала: - Давайте тогда грибы делить поровну!
      Алёнка и Иринка в грибах ничего не соображали и к её великому удивлению тут же вытряхнули перед ней свою сумку и сказали:
- Да пожалуйста, дели!
      Валя аж оторопела!
- Серьёзно?! – ошеломлённо заморгала она на грибы и рассыпалась в похвалах: - Какие вы, девочки, оказывается добрые! Прямо по-настоящему благородные! Садитесь в кружок, будем делить всё по-честному!
      Они быстро уселись в кружок, и Валя аккуратно стала класть перед каждым гриб за грибом и приговаривать:
- Тебе, тебе, мне…
      Но когда остался последний гриб, она всмотрелась в разложенные кучки, почесала один висок, другой, лоб и вдруг неудовлетворённо произнесла:
- Нет, знаете ли… так не пойдёт!
- Чего «не пойдёт»? – не поняла Иринка.
- Разделили же всё поровну, - недоумённо кивнула Алёнка на кучки.
- Нетушки – не поровну! – не согласилась Валя и разъяснила: - У меня до этой делёжки было много грибов, а теперь мало! А у вас вон, две кучи набралось!
- А ты думала, что мы по ведру набрали? – удивилась такой претензии Алёнка.
- Ты сама делиться захотела, - вставила Иринка.
- Но я же не думала, что у меня меньше грибов станет! – заявила Валя.
- А ты предлагаешь нам свою половину тебе отдать? – догадливо прищурилась на неё Иринка.
- Конечно! Вот так и будет как раз поровну! – с таким апломбом произнесла подруга, что у сестёр от изумления подпрыгнули брови чуть не на затылок, и они задохнулись от возмущения!
- Ну… ничего себе!.. – с трудом произнесла Иринка. 
- За одного человека что ли нас принимаешь?! – возмутилась Алёнка.
- Тогда отдавайте мои грибы назад! – внезапно разозлилась Валя.
- Да забирай! – толкнули ей девчонки свои кучки.
      Валя стала рыться в грибах и обиженно забубнила себе под нос:
- Вот моя сыроежечка… вот ещё сыроежечка… вот мой опёночек… это моя лисичка…
- Какая «лисичка»? У тебя никаких лисичек не было! Этих лисиц нашли только мы! – мигом прищучили её сёстры.
      От их справедливости Вале сделалось так страшно стыдно, что от безысходности она отшвырнула от себя отобранные грибы и крикнула:
- Да забирайте! Забирайте раз вы такие жадные!
- Не жадные, а честные! – поправили девчонки и пристыдили пуще: - А вот ты хитропыжая! Все грибы нарочно перемешала, а теперь себе получше выбираешь!
- Кто выбирает? Кто выбирает?! – вспетушилась Валя и неожиданно разревелась: - Да не надо мне ничего! Подруги называется! Лисичку задрипанную пожалели!..
- Ты чего, ревёшь что ли? – с удивлением вперили в неё сёстры четыре глаза, от чего Валя невольно смутилась.
- Да всё, я уже не реву, - внезапно успокоилась она, вытерла лицо и благородно заявила: - Простите меня, девчата, за то, что я хотела стырить вашу лисичку, - и грустно добавила: - Я их так люблю, но мне ни одна не попалась.
- Да забирай все! Если по-хорошему, то не жалко! Мы в грибах всё равно ничего не понимаем, - не сговариваясь, вдруг начали складывать перед ней лисички Алёнка и Иринка.
- Девочки, какие вы всё-таки необыкновенные! – опешила Валя и, перехватив их руки, озарённо предложила: - Постойте! А давайте поделим наши грибы на счёт «раз, два, три»! Кто сколько успеет захватить, тот столько и заберёт!
- Давай! – без обиняков согласились Алёнка и Иринка.
      Грибы собрали в одну кучу на середину и наизготове растопырили руки.
- Раз, два, три! – быстро выкрикнула Валя и так гребанула лесной урожай, что сёстры лишь проскребли по грибным остаткам. А довольная Валя победоносно развела руками:
- Всё по-честному, девочки, - и стала перекладывать грибы.
- Ничего себе «по-честному»! Не досчитала до трёх, и всё себе заграбастала! – вскипели сёстры от возмущения.
- Не надо, девчонки! Я считала по-честному, а вот вы хлопали ушами! – парировала Валя.
- Мы вот сейчас тебе по твоим ушам нахлопаем! Не хочешь? – до предела возмутилась Алёнка.
- У тебя «по-честному» вот так получается? – наехала на неё Иринка и красноречиво продемонстрировала: - Раз-два-три! – на счёт «три» гребанув грибы из-под её рук так, что от них во все стороны полетели брызги!
- Ну ты вообще ненормальная?! – взвизгнула Валя.
- Нечего нас дурить! Заново считаем! Ложи грибы на место! – гаркнула Алёнка и сгребла грибы на середину. Иринка при этом выставила палец с условием:
- Руки убираем за спины и гребём после слова «три»!
      Затем, напрочь забыв обо всех медведях и, исподлобья косясь друг на друга волками, грибники дружным хором загудели над истрёпанной кучкой грибов:
- Ра-ааз! Два-аа! Три!!!
      Теперь ошмётки грибов достались обомлевшей Вале! Воцарилось гнетущее молчание. Сёстры испытующе смотрели на подругу, а она на остатки грибов. И вдруг она вызывающе гордо заявила:
- А я ничего не возьму!
      Теперь в шок впали Алёнка и Иринка. Валя же так же гордо и даже легко произнесла:
- Забирайте себе все грибы! – и с улыбочкой уже весело проговорила: - Вы пирожков напечёте, а я к вам в гости угощаться приду! Позовёте?
- Хорошо! Конечно, позовём! – обрадовались сёстры такому финалу делёжки.
      С этим решением грибы дружно собрали в сумку Алёнки и Иринки. Валя при этом ушло думала: «И что они будут делать с этими крошками? Лично мне такие потрёпанные грибы даром не нужны!» Ведь пока они глумились над лесным урожаем, швырялись им друг в дружку и скандалили, грибы практически превратились в кашу.
      Неизвестно до чего ещё додумалась бы компания, но все дружно оглянулись на сильный шорох в кустах. Оттуда на них с любопытством смотрела самая настоящая лиса!
- Елка зелёная!!! Сейчас ещё и медведь откуда-нибудь вылезет!!! – мгновенно вскочили Алёнка с Иринкой и драпанули чёрт знает куда!
- В другую сторону бежать надо!!! - на бегу им крикнула Валя, не меньше перепугавшись зверя.
      Когда же они достигли своего посёлка, вбежав на дощатку улиц, сёстры чуть не отхлопали подружку мешком с грибами и разнесли её:
- Больше мы с тобой ни в какие леса не пойдём!!! Хорошо, что там лисица вылезла, а не медведь!!!
- Да я сама испугалась! – призналась она, нисколько не желая с ними ссориться, и заверила: - Честное слово, никуда больше не пойдём! Только не надо ссориться! – и заискивающе настойчиво спросила: - Мы ведь с вами подружки, да?
- Подружки!.. – бросили злые сёстры и ушли в свой барак.
      Дома грибами, однако, радовать никого не пришлось. Алёнку с Иринкой прямо с порога чуть не отлупили и мать, и старшая сестра!
- Вас где носит с такого ранья?! - курицей налетела на них мамка и, держась за сердце, накричала: - А если сейчас цунами начнётся?!
- Девчонки, по радио с утра идёт предупреждение о цунами, а вы пропали, ничего никому не говоря!!! – накричала на них и Люда, не менее напуганная их долгим отсутствием, и уже с облегчением сообщила: - Хорошо что это была просто учебная тревога. А может подойти и стихия!
- Чтоб без предупреждения от дома ни ногой!! Будете снова сбегать, вообще гулять не пойдёте!! – разнесла мать беглянок и от пережитого страха в сердцах гаркнула на всю квартиру: - Никогда!!!
- Мы с Валей гуляли… - только и пискнули дочери, дружно умолчав, что с Валей они стаскались аж в самый лес на «Четыреста двенадцатую» сопку. В связи с этим, молча сунув сумку с грибами на вешалку, они быстренько прикрыли её куртками и ретировались в зал. К Вале в тот день мать разрешила им выйти только на крылечко.
- Найдите себе какое-нибудь занятие и играйте там, - велела она и углубилась в вязание.
      А добрые подружки из-за «домашнего ареста» сестёр устроили для них на крыльце концерт, после которого потом ещё разыграли весёлую сценку «Анюта», не поленившись притащить для этого пару стульев, раскладной столик и покрывало со скатертью. За представление девчонки угостили их калёными семечками и сухофруктами. Так что, «арест» пережился с весёлым размахом. Грибы же были забыты напрочь! Только через пару дней Люда обратилась к сёстрам, держа в руках с ними сумку:
- Девчонки, вы не знаете, что это такое?
- А, так это же грибы! Мы их на пирожки собрали, – ответили Алёнка и Иринка.
- На какие пирожки?! – с ошарашенным видом брезгливо раскрыла Люда сумку перед их носами.
      Ужасаться было чему! Грибы почернели, сморщились, и в них завелось полчище червей. И сумка вместе с содержимым тут же вылетела на помойку к радости одних ворон. Девчонки же как бы между прочим спросили у старшей сестры:
- Люда, а у вас тут медведи есть?
- Слава Богу, нету, - ответила она и неслыханно успокоила их далее сказанным: - Они на Курилах водятся только на Кунашире и на Итурупе. Вот лисицы у нас часто встречаются.
- Значит Валька нас не обманула, когда после своего вранья доказывала, что медведей тут нет, - сказала потом Алёнка Иринке. И та ответила:
- В таком случае угостим её какими-нибудь другими пирожками. Не морочила бы нам голову, ела бы свои грибы сама.
      И Валя угостилась пирожками Люды с луком и горбушей. Эту вкусную рыбу Миша наловил за посёлком в ручье, в который помимо неё в это время активно приходила на нерест кета и кунджа. Пирожки Вале так понравились, что она чуть язык не проглотила, сказав об этом вслух!
      А грибы вот так никому и не достались. По общей глупости оказались ничьи.

продолжение следует......................


Рецензии