Настоящий райский уголок

      В Майкопе Семён купил у старушки аккуратный саманный домик с большим огородом и садом. Её забрали к себе взрослые дети. Алёнка и Иринка больше всего сразу обрадовались школе, которая была не через степь с цыганами и копыто-рогатыми стадами и табунами, а всего через один квартал их улицы. Расстроило же сестриц то, что Генки в этом доме не было. Брат поступил в мореходку совсем в другой город – в Новороссийск. С этим надо было свыкнуться, как когда-то и с отъездом из родного гнезда сестры Люды. Успокоиться помогли тихо пущенные слёзы в дружном уединении под сенью винограда на задах дома, которые затем заелись его вкусными терпкими кисточками. Совсем уже грусть заглушили яблоки, сливы и вишни.
      Следом ноги привели к абрикосам, которые неожиданно оказались очень интересными. Одно дерево было усыпано ими, как облепихой и назывались они – «жердела». Их было столько много, что можно было собирать лопатой! Но так как они были с ощутимыми прожилочками, родители сразу определили их на зимнюю сушку для компотов. Варенье варилось только из тех, что были не перезревшими. Другое абрикосовое дерево было ещё интереснее. Плоды его были очень крупные, сочные и красивые.
- Гляди-ка, лысые персики! – не поняла сразу Алёнка, подобрав с земли красивый плод.
- И косточка у них гладкая, - разломив другой абрикос, удивилась Иринка.
- Это, девочки, не персики, а «колированные» абрикосы, - разъяснил им отец и стал есть фрукт.
- Ничего себе – абрикосики! – ещё больше удивились дочери.
      Теперь они ежеминутно взялись бегать к дереву за опавшими абрикосами, пока не объелись их до серьёзного расстройства кишечника. Только это и усмирило их пыл, заставив на следующий день обследовать другие уголки новой территории. Там было на что посмотреть. Огород обрамляли кусты крыжовника, малины, красная и чёрная смородины. Пять длинных рядов занимала клубника. За двором росли красная и жёлтая алыча, а весь двор находился под навесом винограда «Изабелла». За домом в саду тоже росла большой беседкой «Изабелла», которой они утешались от грусти по брату, а ещё рос очень крупный розовый и синий виноград. Назывался он «Воловий глаз». Затем у заборов в самом конце огорода обнаружились два куста ореха фундука.
      В отличие от дочерей родителям было не до печали. Они кругом наводили свой порядок. Семён сразу досадил дерево груши, кусты черноплодки и калину. За двором был посажен тутовник. Маша всюду насадила своих любимых цветов, от которых впоследствии вся усадьба благоухала пестротой и ароматом. Затем Семён привёл в порядок сад и стал вскапывать землю, где не было посадок, тщательно выбирая из земли все камни, палки и траву. Оставленную им бывшей хозяйкой бабушкой картошку он хорошо прокультивировал и тоже вычистил землю.
- Ну ты прямо каждый ком руками перетираешь! – глядя на такой труд, затормозил у забора часто проходящий мимо сосед Яков и порекомендовал: - Где картошка-то можно и не копать, а у тебя уже там земля, как пух. Ноги в неё вон по щиколотку проваливаются.
- Под картошкой, не под картошкой, а землю холить надо, - отозвался Семён и серьёзно пояснил: - Сегодня я её холю, а настанет мой час, она меня холить будет. Так что, у нас взаимность!
- Подумать только, как сказанул! – подивился Яков и, уходя, задумчиво произнёс: - Возможно, ты и прав...
      На удивление соседу ещё и Алёнка с Иринкой каждый день выдёргивали из картошки траву, не давая ей показаться в рядках. Им нравилось, что из ухоженной мягкой почвы сорняки легко вырывались сразу с корнями. И, вспоминая засушливую землю на огороде в степном посёлке с застрявшей в ней накрепко травой, они так разошлись в прополке, что картофельную делянку выпололи начисто!
- Ну у вас огород прямо как выбритый! – снова с ехидцей придрался сосед.
- Да это девчонки так пропалывают, - удивился и сам Семён.
      А дочери, как примагниченные, лезли на огород и снова выдирали каждую высунувшуюся травинку.
- Ну прямо смех, да и только, честное слово! Они у вас грядки веником не метут? – начал уже язвить Яков перед Семёном в адрес дочерей.
      Семён сразу вспомнил, как девчонки додумались подметать междугрядья на огороде и, не выдержав его подковырок, нашёл Алёнку и Иринку во дворе и тихонько на них наехал:
- Вы зачем налысо пропалываете картошку? К чему такие труды?
      Дочери непонимающе на него поморгали, а он с добренькой улыбочкой попросил:
- На картошке нужно траву оставлять. Она удерживает влагу в земле и саму картошку затеняет. Так что, оставляйте хоть немного травы. И вообще, не надо постоянно торчать на огороде. А то уже соседи смеются, как вы всё «выбрили».
- Ой, подумаешь! Ну и пусть смеются! У них наверно все грядки в бурьяне, вот и завидуют! – парировали девчонки.
- Ну вы и другими делами позанимайтесь, - миролюбиво предложил отец и указал под деревья: - Вон, абрикосы пособирайте, алчу, яблоки. Выберите из них, которые получше и покушайте, отдохните.
      Немного подумав о таком вкусном предложении, Алёнка и Иринка переключились на сбор фруктов, объедаясь по ходу работы. Потом, глядя на родителей, взяли в руки по ножу и принялись резать на сушку яблоки. Жердела и алычу, как и дольки яблок, они раскладывали по противням и широким блюдам на газетках на солнышке. Потом любовались своим трудом с чувством полного удовлетворения, оглядывались вокруг и Алёнка с улыбочкой говорила:
- Прямо райский уголок папка купил!
- Настоящий райский уголок! – с такой же улыбочкой соглашалась Иринка.   
      Для них новое место жительства это определение полностью оправдывало! Ведь можно было легко забраться на крышу сарая, которая примыкала прямо к дому, и там загорать на расстеленном одеяле под лучами солнышка. Под носом стояла баночка квасу и полный тазик фруктов. Закроешь глаза и под тихий шелест ветерка в садовых деревьях сразу чувствуешь себя и на Каспийском море, и на море Чёрном, и на Азовском, а то и сразу на Охотском море и на Тихом океане. А там, где было Чёрное море жил-поживал любимый брат Генка.
      А пока Алёнка и Иринка привыкали к новому жилью, Семён удачно устроился на работу сутки через двое. Маша, как обычно, занималась на дому шитьём на заказ, не забывая о вышивках для домашнего уюта, варки варенья на зиму и закрутках овощей. Фруктов и ягоды было море! Всё это следовало ежедневно перерабатывать. У супругов Сибирцевых, как обычно, не пропадало ничего. Даже из «колированных» абрикосов они раскалывали косточки и, проварив ядрышки на три раза, всыпали их в абрикосовое варенье. Этим вареньем на пробу начинили пироги и объедение было бесподобное!
- Эти пирожки будто с орешками! – с восторгом оценили Алёнка и Иринка.
- Вот и будем такие пироги зимой печь, - пообещала им мамка.

продолжение следует......................


Рецензии