Из песни слова не выкинешь. Окончание

Часть седьмая. Перемены

« Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни… И кто скажет человеку, что будет  после него под солнцем?»Екклесиаст.6.12


После ухода Доры долго молчали. Нарушила тишину Рахель:

- Я давно хотела, тотэ, тебе рассказать о том, чем занималась последние месяцы. Мотя в тюрьме познакомился с людьми, мечтающими перебраться в Палестину для создания еврейского государства. -

- Нашему Моте не суждено было построить новую жизнь. Не могу знать, сможем ли мы, хватит ли нам сил и возможностей добраться до той Земли!  Я давно начала учить иврит. -

 - У меня припрятано несколько очень дорогих украшений. Не ведаю, как они попали к моему Гаспаряну.  Есть такое, которому и цену не сложить. После ареста хотела отнести следователю, но побоялась, что и меня засудят. Кто б мне поверил, что я не участвовала в махинациях мужа и что ни о чём не догадывалась? Оставив, сохранила для особого случая. Видно, именно такой момент сейчас настал.

- Прятаться от сестры не имеет смысла. Да и не она самое большое зло в нашей жизни. Идут тяжкие времена. Если мы сейчас не сможем уехать, то это не случится никогда.  Я прониклась идеями сионизма. И не хочу оставаться в этой стране, хотя знаю, что жизнь там- не сахар. Жара. Пыль и зной. Каменистые пустыни. И господство англичан над Палестиной приносит много бед проживающим там евреям…

- Мне обещали сделать документы для отъезда и билеты на пароход до Турции, а там - как наш Бог решит: может, и получится попасть на Святую Землю! Лишь бы ты смог выдержать тяготы морского плавания, и чтоб нас никто не остановил на нашем новом пути!

- Слышала от сведущих людей, что англичане депортируют прибывших в Палестину на остров Кипр. Риска много, но пусть будет то, что должно случиться! Подумай хорошо, тотэ! Как скажешь, так и поступим…

Вроде бы ничего не изменилось в доме: те же бесконечные житейские дела, так же Гриша проживал свою детскую жизнь, но Осип все последующие после разговора с дочерью дни пребывал в тяжёлых раздумьях. Он никогда не предполагал, что можно оставить землю своих предков, что где-то далеко, в других краях, происходит совершенно иная жизнь! Значит, и никакого жениха у Рахели не было. И что со всем этим делать, старик не знал.

И очередной приезд Доры его волновал, потому что она всегда появлялась неожиданно. И ожидать с её приходом чего-то доброго – значит, недооценить её...
И Рахель переживала.  Она понимала всю сложность затеянного ею дела. Прежде всего нужно получить разрешение на выезд. Она знала от сведущих людей, что в начале двадцатых эмигрировать было много проще. Теперь же уехать из Советского Союза почти нереально. Выпускали для воссоединения с близкими родственниками, и то - не всегда. Одна надежда на взятку. Да ещё нужно успеть на отходивший от Одессы пароход до возвращения Доры.  Возможно, этого парохода и не будет!

Рахель уложила в старый чемодан нехитрые пожитки.   Приготовила корзину, в которую сложит съестное.  И с тревогой ждала вестей от людей, которым отдала часть украшений.


Послесловие:

« Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои» Екклесиаст. 1.6


Дора вскоре не вернулась: сражалась с бандами, получила серьёзное ранение. По оговору была осуждена и отбывала длительный срок в лагере, вышла перед началом войны.  Сражалась с фашистами в партизанском отряде. Попала в засаду. Закончила жизнь в газовой камере в одном из нацистских лагерей. Как и многих других, невинно пострадавших от репрессий, её реабилитировали в 1957году.

Рахели всё задуманное удалось. Её маленькая семья попала на последний пароход, отчаливший в средине двадцатых годов от берегов Одессы. Путь был невероятно тяжёлым. Месяц их болтало по морям. Не всем повезло увидеть долгожданный берег. Но и старик Осип, и его малолетний внук выдержали тяготы переезда.


Пароход прибыл в ненастный день в порт города Яффо. Из-за сильного шторма спасатели четырнадцать часов эвакуировали  пассажиров.

Осип успел прожить на новой родине целый год. Возможно, этот год и стал для него самым счастливым в жизни; и упокоился старый Ося на Святой Земле!


Рахель много трудилась. И обшивала всех в кибуце*, где она вместе с племянником поселилась после смерти отца. И работала на пардесах-  цитрусовых плантациях.
Григорий относился к Рахели, как к родной матери. И она боготворила его. Состарилась рядом с ним. И в положенное судьбой время закончилось её земное существование…
 

Одно из украшений, то, которое было самым ценным, Рахель сумела провезти через границу. Вшила в пояс юбки.  Много позже деньги, вырученные от его продажи, пошли на приобретение маленького участка земли, на котором, впоследствии, повзрослевший Григорий смог построить дом.

Племянник учился, выучился на врача. Лечил детей.  Участвовал в войне за Независимость. Строил вместе со всем народом новую страну. Дожил до глубокой старости в почёте и уважении своей семьи.

Как тётя, похоронен на кладбище одного из городов центра Израиля. И он, так же, как и Рахель, никогда не жалел о выбранной для него судьбе!

 
«Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.» Екклесиаст. 1.7

Несмотря на многое, жизнь продолжается…




*Кибуц-селскохозяйственная коммуна в Израиле.


Рецензии
Большое спасибо за чудесную повесть, Вера!

Многое пришлось перенести героям, но они сохранили доброе сердце и еще что-то такое, что не давало им отчаяться даже в самые трудные времена.
А о цитатах из Екклезиаста и говорить нечего, настолько органично они вплетены в повествование.

Ваши близкие и друзья правы: очень хочется, чтобы было продолжение. Тем более что Григорий живет на Святой Земле. Думаю, будет очень интересно.

Вера Крец   14.04.2024 22:00     Заявить о нарушении
Спасибо! Очень рада нашему знакомству!

Веруня   14.04.2024 21:54   Заявить о нарушении
Вам спасибо. Взаимно. Я тоже очень рада знакомству с Вами.

Вера Крец   14.04.2024 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.