Библиотекарь. Глава 16. Тайна миссии 1

БИБЛИОТЕКАРЬ.  ГЛАВА 16. ТАЙНА МИССИИ 1.

  - И вообще, как можно чётко и однозначно определить, какой человек находится
в прелести, а какой – нет?! Ведь, например, для иудеев Христос находился «в прелести» и прельщал других людей.

  Вопрос Михеича застал Отца Пахомия врасплох. В семинарии им пытались
объяснить то, как определить, действительно ли у человека дар Божий прозорли-
вости или он находится в прелести. Говорили, что нужно обращать внимание на
то, насколько человек воцерковлён, постится ли он должным образом, молится ли
достаточно, есть ли у него признаки гордыни… ещё что-то. Но всё это было вяло и
малоубедительно. Словно был какой-то рецепт, соблюдая который, можно достичь
стяжания божьей благодати. А как же «ДУХ БОЖИЙ ДЫШИТ ГДЕ ХОЧЕТ!»?
 Одной «ру-
кой» их учили, что фарисейство не гарантирует близости к Богу. Что только состо-
яние души, искреннее покаяние, искренний порыв её ввысь может принести плоды
стяжания Святого Духа. С другой стороны, постоянно уделялось много внимания
мелочным деталям обряда. Обсуждались какие-то «тонкости», которые напомина-
ли отцу Пахомию спор еврейских мудрецов о том, что можно делать в субботу, а
что – нельзя. Особенно трудно было обсуждать ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ, жёстко привя-
занное к ТАИНСТВУ ПРИЧАСТИЯ. Как исповедоваться, в чём исповедоваться? Столько
здесь было скрытых «камней преткновения». Кого допускать до причастия, а кого
нет? В конечном итоге, как понимал отец Пахомий, это всё равно сводилось к ду-
ховной интуиции священника, чуткости его души. Так и в вопросе, кто в прелести,
а кто нет – не было чётких критериев. Вот, например, тот же монах Авель, в миру
Василий Васильев, писал свои «страшные» книги, а его за это в заключение! Мол,
в прелести находится сей монашек! А ведь потом оказывалось, что он был прав.

А скольких пророков побивали камнями ещё в глубокой древности те же иудеи?
Христос прямо говорил иудеям: кровь их на ваших руках и руках ваших предков.
Видишь ли, если не нравится то, что говорит пророк, то он и в «прелести» пребы-
вает! Такой странный критерий часто выходит на первое место. А пророки нередко
говорили нелицеприятные вещи! Нет, здесь нужны какие-то другие критерии! Но
какие?
- Хороший вопрос о КРИТЕРИЯХ ИСТИНЫ, – Михеич опять как бы прочёл мысли
отца Пахомия. – Есть тут у меня диссертация на эту тему, кстати, одного местного
жителя – Юрия Платонова. Родился и вырос в нашем селе Колмогорском, затем за-
кончил философский факультет университета.

Михеич достал с полки книгу, в переплете не стандартном, а кустарном. То была
Юрина диссертация.
- Но сейчас не будем разбираться в тонкостях философии. Давайте обратимся к
Евангелиям.
Такая постановка вопроса порадовала отца Пахомия, здесь, как ему казалось, он
должен чувствовать себя уверенно.
- Помните, какой критерий истины сформулировал Христос апостолам:
  "ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ".
Отец Пахомий закивал. Конечно, всем людям православным хорошо знаком
этот критерий.
- Вот в самом начале, помните, вы сказали, что «Роза Мира» книга еретическая и
может привести к новому расколу церкви»?
- Ну, да. Я так считаю. И не только я…

- А между тем, с тех пор, как «Роза Мира» вышла из печати первый раз и её про-
читали миллионы людей, прошло двадцать (двадцать!) лет. Никакой секты «ро-
замировцев» не возникло. Есть движение, практически секта, «агниеговцев», есть
«Белое братство», есть виссарионовцы, есть ещё много всего, что сознательно про-
тивопоставляет себя православной церкви. Они обвиняют её во многих грехах и
хотят её заменить на себя любимых или расколоть. Совсем не так с последователя-
ми «Розы Мира». Сколько я их знаю лично и насколько могу проследить теперь с
помощью современных средств коммуникации, проще – с помощью интернета, они
признают православную церковь как истинную Церковь Христову и большинство
из них люди воцерковлённые, причём пришли они к православию именно через
«Розу Мира». Вот вам плоды! Никакой раскольнической деятельности розамиров-
цы не ведут. Что скажете?
- Тут, пожалуй, сказать нечего… Но вот, есть же там подмены, иные трактовки
центральных понятий христианства.
- Например?
- Возьмём то, что говорит ваш Андреев о земной миссии Христа. Я специально
закладочку положил. Дайте-ка мне книжечку.

  Михеич передал книгу отцу Пахомию, там, действительно, было несколько за-
кладок.
- Сейчас-сейчас, которая из них? А вот, нашёл! Давайте я зачитаю.
- Хорошо, читайте, – Михеич сложил руки на груди. Встал недалеко от окна. А
отец Пахомий надел очки, которые на цепочке всё время висели у него под аккурат-
ной бородкой.

  "Насколько метаисторическое познание допускает понимание задач Христа, сто-
явших перед Ним в Его земной жизни, настолько их можно определить пока следу-
ющим образом. Приобщение человечества Духовной Вселенной вместо догадок о
ней при помощи спекулятивной философии и одиноких предчувствий; раскрытие
в человеке органов духовного воспринимания; преодоление закона взаимной борь-
бы за существование; разгибание железного кольца Закона кармы; упразднение в
человеческом обществе закона насилия и, следовательно, государств; превращение
человечества в братство; преодоление закона смерти, замена смерти материальным
преображением; возведение людей на ступень богочеловечества. О, Христос не дол-
жен был умирать - не только насильственной, но и естественной смертью. После
многолетней жизни в Энрофе и разрешения тех задач, ради которых Он эту жизнь
принял, Его ждала трансформа, а не смерть - преображение всего существа Его и
переход Его в Олирну на глазах мира. Будучи завершённой, миссия Христа вызвала
бы то, что через два-три столетия на земле вместо государств с их войнами и крова-
выми вакханалиями установилась бы идеальная Церковь - Братство. Число жертв,
сумма страданий и сроки восхождения человечества сократились бы неизмеримо"
(Роза Мира стр.114).

- Так, - Михеич кивнул, - что тут Вас смущает?
- Но ведь это прямая подмена. Ведь Христос, как учит православная церковь,
пришёл на землю, чтобы пострадать за нас, быть распятым и умереть! А потом вос-
креснуть! А тут чёрным по белому написано, что "ОН НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ УМИРАТЬ НЕ
ТОЛЬКО НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ, НО И ЕСТЕСТВЕННОЙ!" Что тут обсуждать?!

- Вы верно заметили, «как учит православная церковь». Она существует две ты-
сячи лет. Это немало, но ещё примерно за полторы тысячи лет до этого Бог, можно
сказать, специально создал иудейскую нацию от Авраама. И у иудеев могла быть
иная точка зрения на Мессию. Если принять только православную точку зрения,
то получаются сразу некие несостыковки: Бог создал и пестовал еврейскую нацию
полторы тысячи лет только для того, чтобы по приходе Его Сына на Землю они
предали его и кричали: «Распни, его распни!» А что другие, те же римляне, не могли
распять без предательства иудеев? Бог водил народ израилев по пустыням, песто-
вал и лелеял, посылал к ним пророков, защищал их, когда они были верны Богу, или
наказывал, когда они уклонялись от истинной веры. И каков финал – «се оставляет-
ся дом ваш пуст!».

 А может, всё-таки что-то пошло не так? «ПРИШЁЛ К СВОИМ И СВОИ
НЕ ПРИНЯЛИ ЕГО». Неужели миссия еврейского народа, так долго любимого Богом,
была только в том, чтобы не принять и предать?!
 Ещё вопрос: а без этого предатель-
ства миссия Христа не могла обойтись? Как бы Его распяли, если бы не настаивал
на этом народ иудейский, ведь Пилат хотел отпустить Его?

  Вопросы, подкреплённые цитатами из Евангелий, были для отца Пахомия раз-
дражающими.
- Я вижу, что Вам несколько неприятен это разговор, но чтобы прийти к истине,
нужно порой задавать неудобные вопросы. Видя расхождение между источника-
ми в ответах на вопросы, нужно или иметь чёткие критерии, как определить, на
чьей стороне правда, или провести исследование. Правда не боится испытаний.

- Вы что, предлагаете провести исследование? Да вы знаете, сколько людей за
тысячелетия существования христианства написали тысячи томов исследований?
Наше с Вами вряд ли привнесет что-то новое!

- Но вот возникли новые обстоятельства, «дело» нужно отправить на доследо-
вание. – Михеич взял с полки новую папочку. Открыл её, она оказалась пустой.
– Сюда мы сложим результаты нашего с вами исследования. Ведь хотя бы для себя
нужно разобраться, в чём правда. Что же думали древние иудеи о грядущем Мес-
сии? О том, как Он должен осуществлять миссию, в чём она должна заключаться,
чем завершиться? Почему они совершили такую ошибку и не поняли «часа посеще-
ния твоего»? Они ведь до сих пор ждут мессию!

- Ну, этого мы никогда не узнаем! У нас же нет машины времени!
- Есть! – Михеич сделал паузу. – Есть! Это древние документы, прежде всего
Евангелия, Библия. Там если не всё, то многое можно найти, если правильно ис-
кать. Кроме того, ожидания от прихода Мессии у современных евреев практически
не изменились с тех древних времен. Есть реконструкции атмосферы того времени,
уклада жизни, верований и предрассудков. Тот же самый Ренан многое верно вос-
создал в своей книге. Но мы обратимся, прежде всего, к Библии.
Михеич снял Библию с полки.

- Вот Библия в синодальном переводе на русский язык с перекрестными ссыл-
ками. Вас устроит такой источник? – спросил Михеич, передавая книгу в руки свя-
щенника. Отец Пахомий взял книгу, посмотрел. Действительно, книга была издана
с одобрения Святейшего синода Православной церкви.
- Устроит.
- Ну вот, одно очень важное место из Евангелия от Иоанна: «Ныне суд миру сему;
ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех
привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ
отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек: как же Ты го-
воришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто Этот Сын человече-
ский?» (Ин. Гл. 12. ст. 32-34).

- Как Вы, отец Пахомий, прокомментируете это место?! О чём это народ? Что
он слышал о грядущем Мессии? Не то ли, что написано в «Розе Мира», что Он не
должен умирать никакой смертью: «МЫ СЛЫШАЛИ ИЗ ЗАКОНА, ЧТО ХРИСТОС ПРЕБЫВАЕТ
ВОВЕК»?!

Отец Пахомий держал в руках Евангелие. Тут всё было написано недвусмыслен-
но. А Михеич упорно продолжал:
- И сейчас народ иудейский ждет Мессию, считая, что с Его приходом Израиль
будет благоденствовать, что все народы примут веру в Единого Бога, что не будет
ни болезней, ни войн, ни смерти… ОТКУДА ОНИ ЭТО ВЗЯЛИ? Почитайте, тут есть пе-
рекрёстные ссылочки на те места Ветхого и Нового завета, где об этом говорится.

Гораздо сложнее понять, откуда в христианстве возникла точка зрения, что Хри-
стос с самого начала только для того и воплотился, чтобы быть преданным своим
народом и распятым. Где Бог внушает евреям, что вы должны предать пришедшего
Мессию, презреть Его и казнить?

- А я Вам скажу, тут же есть ссылочка и на такое место, – отец Пахомий хорошо
учился в семинарии и кое в чём был подкован. — Вот место у пророка Исайи в главе
53, – он полистал книгу, нашёл нужное место и протянул Михеичу, – там же чётко
написано, что Его не примут, и Он пострадает за всех.

- Да, я знаю. Смотрите, к чему мы с вами пришли: миссия Христа была задумана
в двух вариантах: первый – когда Его примут и Он победит силы зла вместе с наро-
дом Израиля, просветлив постепенно всё человечество и подняв его на новую ду-
ховную высоту; второй вариант предусматривал то, что Его могут не принять, тогда
продолжением миссии должна стать смерть, нисхождение в ад и затем воскресение.

Тогда главная победа переносилась из нашего мира в миры потусторонние, где Он
отнял у ада его главную тяжкую участь – безысходность, то есть невозможность
выхода оттуда ни при каких обстоятельствах.

В чём главная ошибка и христиан, и иудеев, когда они рассуждают о миссии Хри-
ста? На мой взгляд, это ошибка в том, что они слишком прямолинейно понимают
тезис о всемогуществе Бога. Мол, раз так произошло, то только так и было заду-
мано Богом, ибо Он всемогущ, и никто не может помешать Ему в исполнении Его
замыслов!
- А разве не так?!
- Не так. Бог дал нам свободу воли – так?
- Так!
- Это подразумевает, что, несмотря на Его Замыслы, мы можем пренебречь Им и
поступить по-своему – так?
- Ну да, - вынужден был согласиться отец Пахомий, - в этом-то грех и состоит,
что мы идем против воли Божией.
- Но Он же нам это позволяет!?
- Позволяет.
- В таком случае, задумывая какое-то деяние по отношению к Вам или ко мне,
Бог должен предположить, что мы можем принять, а можем отказаться? Он нам
оставляет такой выбор?
- Оставляет.
- А значит, Он должен продумывать свое деяние как минимум в двух вариантах:
когда примем и когда не примем! Так?
- Получается, что так… – медленно проговорил батюшка.
- Отказывался пророк Иона поначалу идти в Ниневию?
- Отказывался!
- Уклонялись евреи от веры, которую дал им Бог?
- Уклонялись…
- Даже Дева Мария имела право отказаться, когда послан был к ней архангел
Гавриил. Или нет?
- Но она сказала: «…да будет Мне по слову твоему…».
- Сказала, но имела право отказаться или нет? Или цыть! Делай только так, как
сказано! А тогда и разговаривать не нужно!

- Всё это запутано, по-моему… - медленно проговорил отец Пахомий, - с этим
надо разобраться… Слишком всё это неожиданно. Дайте подумать!
- Хорошо. Но я всё же хочу на сегодняшней теме расставить все точки над «i». В
«Розе Мира» сказано об обоих вариантах развития событий вокруг земной миссии
Иисуса Христа. Получается, что и иудеи, и христиане подходят однобоко к осмыс-
лению этой миссии. Поэтому появляется парадокс – мнимое противоречие, кото-
рое происходит только от узости взгляда. В обобщении этих взглядов и содержится
истина. Я всё же не удержусь, чтобы не привести и не обсудить ещё одно из моих
любимейших мест Евангелий, которого мы уже коснулись.

   Михеич взял в руки Библию, полистал немного:
- Вот: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и
вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик
и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Лк.
гл.1 ст.26-33).

- Что предрекает ангел Марии? Где здесь намек на казнь, воскресение? Говорится
прямо и просто: займет царский престол, будет царствовать над домом Иакова и
Царству Его не будет конца. Слышите отец Пахомий! Царству Его не будет конца!

 То есть вначале был шанс, что Его примут и всё исполнится по первому варианту –
миссия земная будет завершена триумфально! Что Вы на это скажете?
- Это подразумевает, что Христос есть царь царей на небесах! А когда Евангелие
будет проповедано во все концы земли, Христа примут все народы как царя, я так
думаю.
- Да, но Он был таким Небесным царём и до своего земного воплощения. И здесь
подразумевается конкретный земной престол царя Давида, а не небесный.

  Отец Пахомий стоял в глубоком раздумье. Он не знал, чем возразить Михеичу.
Ведь тот брал его, так сказать, на его же «земле», не абстрактными рассуждениями,
а библейскими текстами. Такому их в семинарии почему-то не учили.
- Мне нужно подумать. Дайте мне эту вашу книжечку. Уверен, я найду там ещё
кучу противоречий.
- Пожалуйста, - протянул «Розу Мира» Михеич.
Они договорились снова встретиться, когда у отца Пахомия созреют аргументы,
и поговорить.
          ***           ***         ***

 


Рецензии