Интеллектуальное развитие христианина

Как вы считаете, нужно ли христианину заниматься собственным интеллектуальным развитием (таким, которое не требуется по службе или по работе)?


Думаю, человек всегда должен задаваться вопросом, зачем он совершает тот или иной поступок, занимается той или иной деятельностью.
Идеал для христианина - Христос и жизнь по заповедям. Если, занимаясь своим интеллектуальным развитием, я совершенствуюсь, становлюсь добрее, лучше, обретаю мир и радость в душе, умею сохранить и мир с ближними, то это здорово. Но если интеллектуальная деятельность совершает со мной противоположные метаморфозы - это не полезно ни мне, никому. Как верно сказал ап. Павел: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1Кор.13:1- 3). Это как раз о той ситуации, когда знания сопряжены с тщеславием и гордыней, а вот смирения нет, когда знания ради знаний. С подходом ко всему без любви и интеллектуальное развитие, требующееся по службе или по работе, тоже не принесет пользы в конечном итоге. В истории человечества повторяются одни и те же печальные события тогда и потому, что в любой своей деятельности оно все дальше отходит от Бога. А Св. Писание доносит до нас голос Божий: “...погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1Кор.1:19-21) и “Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам” (Лк.21:14,15) - но эти слова, думаю, обращены к истинным христианам, стяжавшим благодать Божию.

Математик Блез Паскаль пишет: “Человек сведущий понимает, что природа равно за­печатлела и свой образ, и образ своего Творца на всех предметах и явлениях, поэтому почти все они отмечены ее двойной бесконечностью. Следовательно, ни одна нау­ка не исчерпает всех связанных с ней вопросов, ибо кто ж усомнится, что, например, в математике мы имеем дело с бесконечной бесконечностью соотношений?”, и словно отвечает сам себе: “...способный постичь зиждущее начало вполне способен постичь бесконечность. Одно зависит от другого, одно влечет за собой другое. Эти крайности соприкасаются и, в силу своей отдаленности друг от друга, сливаются в Боге, и только в Боге”.


Вся мудрость жизни и ответы на все вопросы даны нам в творениях св. отцов. Читаешь, и просто поражаешься, какие тайны открыл им Бог. Это душеполезное и душеспасительное чтение. И если вдруг ребенок отвлекает тебя от этого интеллектуального труда просьбой поиграть, то, наверное, и столь полезное дело стоит пока отложить, уделив внимание ребенку, согреть его своим вниманием и любовью, а потом снова вернуться к чтению. Потому как раздраженно отмахнуться: “Ну подожди, пока некогда” - это уже противоречит тому, что пытаются донести до нас св. отцы.
Прп. Софроний Сахаров в Беседе “Спасение через любовь, а не богатство интеллектуальных познаний” вспоминает слова прп. Силуана Афонского, сказанные ему в ответ на его сожаление о том, что из-за болезненности у него нет сил больше времени посвящать богословию: “И вы считаете это великим? Велико только одно: смириться, низложить гордость, которая мешает любить”.

И ап. Павел подтверждает эту истину: “Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (1Кор.13:8).


Рецензии