Граф Монте-Кристо. А. Дюма-отец. Несколько слов. 2

Проект: "Несколько просмотренных экранизаций знаменитого историко-приключенческого романа Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" ("Le comte de Monte-Cristo", Франция, 1844-1846), а также прочтение самого романа".

1. Прочтение самого романа (впервые в жизни!!!).

Продолжение, под названием "Изучаем вторую часть из шести (главы I-XVII, 1-17, от "Контрабандистов" до "Уговора")".


Несметные богатства... Справедливо доставшиеся невиновному человеку (бывшему моряку с торгового корабля "Фараон"), осуждённому на пожизненное заключение в тёмном, мрачном, холодном подземелье тюрьмы - замка Иф... Можно уже начинать завидовать... Но прежде...


1829-й год, середина апреля. Генуэзская тартана "Юная Амелия" плывёт к необитаемому острову Монте Кристо (что в переводе с итальянского означает "Гора Христа" и, который находится в Средиземном море, в составе Тосканского архипелага) - тайному пристанищу контрабандистов...

"Что ты так не весел, Алекс? Хочешь сменю тебя и сам встану у руля?".

"Нет, не надо, мальтиец. Обойдусь. Зато я смотрю, ты, уж больно довольный".

"Ну, а то! Плаваю с вами уже два с половиной месяца. Работаю исправно. Деньжата завелись. Вы помогли мне привести себя в порядок. Скоро истечёт срок моей службы и я отправлюсь дальше по своим делам. Почему мне не быть довольным?".

"Работаю исправно...". Ну ты и сказал! Да ты же лучше нас всех вместе взятых! Поцелованный самим морем!".

"Ну, что есть, то есть... Кстати, об этом. Возьми-ка лучше, дружище, вправо. Так ты сократишь путь на два-три узла".

"Во, во! О чём я и говорю... И так сойдёт".

"Говорю тебе, возьми вправо. Оставишь остров Пианозу справа от себя!".

"Да иди ты! Не нравишься ты мне! С той самой минуты, как оказался у нас на борту. Зря только подобрали два с половиной месяца назад. Нехороший ты человек. И мысли у тебя нехорошие. Вон, явно что-то замышляешь. Не первый день это вижу".

"Ба! А ты у нас хороший! Я-то думал на рыбацком судне оказался, а тут, хо-па! И контрабандисты!".

"Зато я честный и открытый, в отличие от некоторых! Мне всё равно, какой у тебя цвет кожи, но этот взгляд... Ты не обманешь! Его я чую за несколько милей! Ты не добрый человек! И подчиняться тебе я не буду!".

"Да иди ты, балтийский простой моряк, ничего не понимающий в жизни! И ничего дельного, высокого не добившийся! В то время, как меня ждёт большое и светлое будущее! С богатством и роскошью! А ты сгниёшь на этой самой тартане или, что ещё лучше - получишь раньше пулю от полиции, или береговой охраны!".

"Что ты сказал?!!".

"А вот то и сказал!".

"Ах, ты!".

"Руки коротки!".

"Эй-эй! Прекратить немедленно! Малтиец, Алекс! Да разнимите их кто-нибудь! Ишь, чего удумали. Драку перед высадкой устраивать. Рулевого сменить, живо!.. Кто первый начал? Ты, Алекс? Чтобы это было в последний раз! Иначе высажу в Ливорно и можешь идти на все четыре стороны! Понял? Пожмите друг другу руки! Алекс, ну же! Это же наш товарищ!".

"Мы таких товарищей скоро в Чёрном море топить будем!".

"Ты мне тут ещё поговори! Ишь, Даньку вспомнил. Никаких "Неуловимых мстителей!", понял меня, балтийский пройдоха? Жми руку! Вот так... Всё, разошлись. Команда по местам! Не на что тут больше глядеть. Остров рядом. Монте Кристо... Приготовиться к высадке!"...


Вот такая у меня возникла фантазия, когда я уже прочитал всю вторую часть книги. Все эти 17 глав (кстати, в первой части было 21, а тут 17. На четыре меньше. Но это так, мелочи. Главное же содержание)...

Н-да... А ведь ещё до X-й главы, до злополучного названия "Италия. Синдбад-мореход", я был на стороне Эдмона Дантеса, переживал за него, внимательно следил, что он делает и представлял себя на его месте...

Ведь мне очень понравилось, как...

1) Как он здорово оправился от шока, пребывания в тесной, холодной камере подземелья и отсутствия дневного света, так сильно отразившихся на его психологии, философии, жизни, коже...
2) Как почувствовал море и то, что он - моряк от бога!!!
3) Как пошёл к цирюльнику, побрился, постригся, приведя себя в порядок.
4) Как решил временно остаться с контрабандистами и заработать немного денег для осуществления своих грандиозных планов.
5) Как не спешил уходить, набравшись терпения.
6) Как Госпожа Удача помогла ему оказаться на заветном острове.
7) Как моряк хитро придумал остаться на этом самом необитаемом острове, временном пристанище контрабандистов.
8) Как НАШЁЛ КЛАД!..
9) Как был описан тайник, пещера, сам клад писателем!..
10) Как искателя приключений вспугнуло... Э-э, кое-что... Без спойлеров (без раскрытия всех тайн и ходов сюжета)... Признаюсь, я даже дёрнулся в тот момент!.. Дюма-отец - гений!.. Это ещё одни великие сокровища в моей жизни, которые я запомню навсегда!!!.. 
11) Как Эдмон продал четыре мелких драгоценных камня (для начала) и получил наличкой 20 тысяч франков (ага, франки. Понятно. Вот и деньги в романе появились. Во всяком случае, раньше что-то не обращал на них внимания, а тут... Наверное, лёгкая зависть взяла. Не иначе, как, хо-хо! Сразу представил у себя в кармане 20 тысяч евро! Наличкой! Кошмар! Нельзя так мечтать...).
12) Как он подарил новую рыбацкую лодку одному из матросов-контрабандистов "Юной Амелии" - Джакопо, тому парню, что вытащил его из воды три месяца назад, недалеко от злосчастного замка Иф, у острова Тибулен, а заодно дал рубашку и штаны. Дантес отплатил добром за добро, сказав, что получил наследство от дяди! Видно, что ребята смогли найти общий язык и подружиться. В отличие от меня... Но об этом позже...
13) Как Эдмон безвозмездно (то есть, даром) вручил Джакопо 100 пиастров (ага, тут ещё и пиастры есть. Знакомые деньги... Но откуда же я их знаю... О! Точно! "Остров сокровищ"! Роберт Льюис Стивенсон!) и дал задание нанять матросов для рейса в Марсель. Мол, узнай для меня жив ли отец, и где сейчас бывшая невеста Мерседес. Правда, конечно же, Дантес не "светился", сказав лишь, мол, узнай, где сейчас живёт испанских кровей одна каталонская барышня, но вы поняли...
14) Как он купил себе собственную яхту за 60 000 франков и попросил изготовить шкаф со специальным замком, который поставил в своей каюте, у изголовья кровати... Так-так, Эдмон, решил все "яйца" держать в одной "корзине", да?.. А если яхта ко дну пойдёт? Но понять можно. Рискованно по чуть-чуть перевозить клад с сокровищами. Застукать могут. Застукать и прибить. Однако лучше такие большие деньги (речь идёт о миллионах франков) разделить на несколько мест. Чтобы надёжнее было. Я бы так и сделал... Впрочем, это не наше дело. Пора подобрать губу с пола и вытереть слюни... Эх... Тайные миллионы кардинала Чезаре Спада достаются... Не нам... И никаких вторых, третьих лиц... Никто не будет искать сокровища и гоняться за Дантесом. Красота...   
15) Как он блестяще разыграл "спектакль" перед Гаспаром Кадруссом, получив нужные сведения и, не тронув самого бывшего своего соседа-пьяницу, подарив ему алмаз, стоимостью 50 тысяч франков!!! Браво!!.. Надеюсь, что этот фрагмент достойно покажут в экранизациях. Напомним, Гаспар Кадрусс - один из четверых, кто знал правду про Эдмона Дантеса. Знал, но в заговоре не участвовал (подчеркнём особо). Трое других - это помощник прокурора Вильфор, бухгалтер "Фараона" Данглар и соперник в любви к Мерседес бедный рыбак каталонец Фернан. Однако это их прежние должности и положение. Сейчас вся троица высоко поднялась и стала очень знатной, ну, и богатой. Из-за чего мстить им будет не просто. Понимал это и Дантес... Да и только приехать в гости, и убить, Эдмон считал слабой местью, сочтя это мизерной платой за годы страданий, и заточения в подземелье замка Иф. А значит, нужен был план! Продуманный, как у Гамлета... Закрутил Дюма, ох, закрутил... Шекспира начитался... Но сильный ход...
16) И САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ, И ЛУЧШИЙ ПУНКТ - ЭТО ПОМОЩЬ БЫВШЕМУ СВОЕМУ БОССУ, ХОЗЯИНУ "ФАРАОНА" (трёхмачтового торгового корабля)  фирмы "Моррель и Сын" МЕСЬЕ МОРРЕЛЮ!!!.. Так как над этим человеком сгустились чёрные тучи и навис злой рок (за два последних года, месье Моррель потерял все шесть своих кораблей, должен был обанкротиться и застрелиться!), то Эдмон пришёл вовремя, но тайно на помощь! Честно признаюсь, тронуло до глубины души!!!.. Я даже вспомнил про нескольких людей из своей жизни (ведь у меня было немало работ в период, когда я трудился, где и кем попало). И мне тоже доставило бы удовольствие тайно, хитро, замаскировавшись материально помочь некоторым из них!!! Будь у меня такие же возможности, как у Эдмона Дантеса, конечно же... Браво, Александр Дюма-отец!!! Эта глава - "IX. Пятое сентября" - истинное "золото" во всей второй части большого романа!!!.. И если бы так завершилась эта, вторая часть, то я был бы самым счастливым человеком на свете!!! Но...

Но, нет... На этом всё доброе и хорошее в романе заканчивается...

Проходит 9 лет. На дворе начало 1838-го года. Италия. Карнавал в Риме. На сцене появляется таинственный граф Монте-Кристо (а это значит, что Эдмону теперь 42 года) и...

И я перестаю быть на его стороне... Теперь это уже не старый, добрый, Эдмон Дантес, нет. Это... Знаете, кого он мне напомнил? Фантомаса из французской трилогии с Жаном Маре в главной роли! Точно! Один в один! А ведь я с детства знаю, кто такой Фантомас и не принимаю его сторону, потому, что он злодей!..

У графа есть подручные, сам он сотрудничает с разбойниками, контрабандистами, наслаждается свободой и с ума сходит от востока, где ему, судя по всему, очень понравилось находиться. Монте-Кристо балдеет от кальяна, опиума, гашиша и с удовольствием присутствует на казнях (мы же в первой половине XIX-го века, так что...), не закрывая глаза во время роковой работы палача...

Нет, это больше не мой герой. И себя, слава богу, я на его месте представить не могу. Пусть лучше я буду Данькой в рваной рубахе из "Неуловимых мстителей", получающим удары плетью от Лютого, чем таким никчёмным богачом...


"Потерпи, сестра. Воротим. Всё воротим! Свободная женщина... Гражданка!".

"А как глянул в стороны — и-и, гроб с покойничком летает над крестами! А вдоль дороги мёртвые с косами стоять! И тишина!".

"Последняя гастроль артиста-солиста императорского театра драмы (ха-ха-ха!), и комедии!..".

"Выступает Белокурая Жази!".

"Ну, что ржёте, жеребцы?! Сбили мальца и довольны!.. Пошли, Щусёнок, кваску попьём!.. Неужто ты думаешь, Щусёнок, что у Сидора Лютого душа не болит за каждого сироту-сиротинушку? Болит! Только время нынче такое — не обойтись нам без сирот!.. Ну, а ты знаешь, скольких моих дружков отец твой порубал?! Не знаешь? То я знаю!.. Ух, и гад же был твой отец, Щусёнок! На, пей".

"Чудно! Батьков казачок, а выходит дело, засланный!".

"Погоди... Должок у меня тут есть… Воротить надо...".

"Нечистыя! Нечистыя, братцы! Нечистыя! Нечистыя тута!".

"Красные скочут!".

"Бурнаши мост подожгли!!!".

"Успеем?".
"Попробуем, сынок!"...
 

Аааааах!!!.. Хоть сейчас включай и смотри!!!.. Даже внутри теплее стало... Да-а-а, были фильмы в наше время... Понятно, мол, теперь почему, меня НИКОГДА не тянуло читать "Графа Монте-Кристо". Не близок мне этот герой. Не близок... Ну, а вам стало ясно, мол, откуда и почему у меня взялась такая фантазия на судне "Юная Амелия" в начале работы, где я был матросом...

Н-да... Дела... 

Однако я дочитаю роман до конца. И посмотрю несколько экранизаций, как и планировал. Ведь произведение сильное! И не признать этого я не могу! Дюма-отец пишет мощно, и мне до сих пор интересно, что там происходит. Да так, что разыгрывается воображение... А ведь именно это и нужно при прочтении захватывающих историко-приключенческих романов!!!..

Что ж... Мы убедились, что мстил бы я только исключительно в военных целях. За сожжённые родные деревни, за слёзы женщин и детей... Причём, дело даже не в той эпохе, какая была показана в фильме. Нет. Из-за самого факта... Да будь то хоть "Властелин Колец. Две Башни"! Где 10 000 злобных урук-хаев нападают на мирную страну Рохан (страну коневодов)! Если бы жил там, то оказался бы: 1) либо в Хельмовой Пади (Ущелье), 2) либо среди 2000-го войска Эомера, спешащих к Пади (к Ущелью) на помощь. А это и месть, а защита родного края. Третьего не дано...

Ну, а на такие деньги, как эти сокровища (которые, кстати говоря, предварительно разделил бы частей так на семь, ведь цифра 7 - цифра Госпожи Удачи), не работал бы пекарем, а учился бы на курсах иностранным языкам, а затем путешествовал бы по тем странам, язык которых выучил (для начала). Потом бы записался на курсы массажа и прошёл бы всю программу с профессионалами ещё раз, как это было в конце прошлого (2022-го) года. И всё бы было хорошо... Но это фантазии. Вернёмся к роману, чтобы завершить вторую часть...


Итак, 1838-й год, карнавал в Риме, где наш Фантомас, ой, простите, граф Монте-Кристо хитро знакомится с двумя влиятельными людьми Франции: бароном Францем д'Эпином и виконтом (дворянский титул, среднее между бароном и графом) Альбером де Морсером, и просит последнего ввести его в парижское общество, так как здесь, в Риме, в Италии, граф всячески угождал знатным французам. Для чего? Для того, чтобы приобрести нужные ему связи в Париже, конечно же! Ведь в мире роскоши и денег, эти самые деньги и роскошь - играют немаловажную роль! Для тех, у кого они есть, разумеется. А граф был богат. До безумия богат... 

Не буду рассказывать про все подробности данного знакомства, ну и пребывания в Италии этих двух французских вельмож, однако подчеркну, что были очень интересны главы про разбойников и их связь с графом. Плюс понравилась обновлённая тайная пещера на острове Монте Кристо. Но всё это, как уже и упоминал, напомнило мне Фантомаса. И некоторых злодеев из Бондианы (фильмов про британского агента 007). Но больше Фантомаса. Таким граф для меня пока и останется... 


На этом всё на сегодня. Монте-Кристо едет в Париж, а значит, будем читать дальше - третью часть этого захватывающего историко-приключенческого романа. Э-э, третью из шести... Интересно же! Как он будет мстить своим врагам?.. Как? Покажет время...   


Благодарю вас за внимание!

С вами был Алекс Джей Лайт.


P.S. Во время общения с контрабандистами и разбойниками, граф называл себя Синдбадом-мореходом... Что? Поставлю этого Фантомаса на место. Я с детства люблю сказки из серии "1001 ночи". И фильмы смотрел, так что... Синдбаду он и в подмётки не годится!. Пусть даже не надеется!.. 

P.S. 2. Напрасно про "Неуловимых" вспомнил. Теперь придётся смотреть. И кто меня за язык тянул? Наверное, сердце и душа помогли памяти, память - мозгу, мозг встряхнул всё тело, а тело так задёргалось, что развязало язык... Другого объяснения не нахожу.. Значит, будем смотреть...

"Вы нам только шепните - мы на помощь придём"...
Та-да-да-да, та-та...

И ещё. Раз про них тоже вспомнил...

Леголас: "Взгляни на них. Им страшно. Это видно по глазам... И не зря (перешёл на эльфийский язык - примечание автора)... Три сотни против десяти тысяч!".
Арагорн (говорит на эльфийском): "Здесь у них больше шансов защитить себя, чем в Эдорасе (открытой и незащищённой столице Рохана)".
Леголас (продолжает говорить на эльфийском, чтобы дети и старики его не поняли): "Они не смогут победить в этой битве! Они все погибнут!".
Арагорн (переходя на всем понятный язык, чтобы СЛЫШАЛИ и ПОНИМАЛИ ВСЕ!): "ЗНАЧИТ, Я ПОГИБНУ С НИМИ!!!".

 


Рецензии