Виктория Визер Основы пейзажа

Вторая книга Виктории Визер из серии «Живописная грамота»
Вероятно, некоторым художникам задача написать пейзаж кажется простой и лёгкой, они берутся за краски, холст. Появляется нереально голубое небо, ярко-зелёная трава, «ватные облака». Но если почитать специальную литературу, как данное издание Виктории Визер, можно узнать, что создание пейзажа – очень сложный процесс.
В первой главе книги автор предлагает обратить внимание не только на натуру, но и на актерское мастерство, на музыку до того, как появится желание написать пейзаж. Автор утверждает, что творчество опытного художника синтетично.  «Важным для художника является умение посредством глубинного чувственного мышления непосредственно воспринимать жизнь, переживать её в её естественной данности и многообразии, ибо настоящее искусство невозможно вне мысли».
Важнейшими в творчестве художника являются фантазия, воображение. «Так, например, К.П. Брюллов подходил к холсту лишь тогда, когда отчётливо видел в своём воображении будущую картину уже законченной и даже одетой в раму».
Для более точного изображения предмета автор учебного пособия рекомендует художнику вжиться в образ изображаемого. Этим приёмом пользовались многие выдающиеся русские художники: И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков и другие.
Музыкальное образование в свою очередь помогает развитию образного художественного мышления, воспитанию эмоциональной культуры.
Во второй части книги Виктория Визер анализирует основные законы пейзажной живописи. И здесь автор подробно рассказывает о художественно-технических приёмах передачи пластики предметов в живописном произведении. Для выработки специальных навыков Визер рекомендует учащимся заниматься декоративно-прикладным искусством: хохломской росписью. «Роспись – лучшее упражнение, помогающее начинающему художнику обрести виртуозное владение красотой волнообразных линий, их системой построения».
Для создания достоверного пейзажа автор учебного пособия рекомендует изучить полевые растения, садово-декоративные растения, разные породы деревьев, небесное пространство и водную гладь, выполнить копии пейзажей известных художников, самостоятельно работать на пленэре.
Чрезвычайно сложны основные законы разработки тоновых отношений при изображении пейзажа. «Верное видение тона очень важно для художника, т.к. ошибка в подборе тона даёт неверный цвет». Благодаря тоновому изменению цвета мы наблюдаем объём предмета и степень его удалённости от нас.
Отдельный параграф учебника посвящён взаимосвязи тоновых отношений и воздушной среды в живописном произведении. Рассматриваются понятия перспективы, линейной перспективы, воздушной перспективы, небесного освещения, воздушной дымки, фона и другие.
Учебник Виктории Визер «Живописная грамота. Основы пейзажа» даст ответы на все вопросы студента, который обучается живописи, о создании пейзажа. Например, существует сложная проблема для художника —  создание живописного единства картины. Для раскрытия этой темы автор учебника рассматривает систему живописных отношений, приём сравнения цветовых оттенков в изображаемом предмете, рекомендует для анализа живописные произведения Коровина К.А., Мурильо Б., Поленова В.Д.
В третьей части книги автор рассматривает основные приёмы художественного письма: приёмы соединения красок, значение типа художественной кисти, основные приёмы исполнения контура формы предмета и их значение в искусстве живописи, передачу движения на картинной плоскости.
В данном учебнике представлены репродукции выдающихся произведений К. Каро, К.А. Коровина, И.И. Левитана и других художников.


Рецензии