42. Прага-Брест

12 мая  я, командующий артиллерией корпуса полковник Стастюнин В.М., полковник Лесь Н.М., подполковник Авербух решили посетить Прагу. Мы хотели узнать, где располагается ратуша. Населения в городе почти не было видно, но вскоре встретился нам мальчуган лет десяти. Оказалось, что он прекрасно говорит на русском языке. Он рассказал все, что нас интересовало, и предложил нам умыться   (мы ехали в открытых «виллисах», а погода стояла жаркая и пыльная). Он привел нас во двор, вынес полотенце, мыло и показал кран. Мы спросили: "Откуда ты так хорошо знаешь русский язык?" Он ответил, что его родители русские и вся семья разговаривает на русском.

После этого мы побывали на площади у ратуши. Пока ходили, проголодались, а с собой ничего не захватили. Нам показали ресторан.  Там было много людей.  Решили его не посещать. Прогулялись по ратушной площади – значит увидели Прагу!


В Судетах мы находились до июля, и решали очень важную задачу, а именно: очищали леса от расползшихся, уже неуправляемых разгромленных немецко-фашистских войск. Они оказались в тылу у наших войск. Со стороны противника сильное сопротивление не оказывалось, но  многие из них были  вооружены. Мы ежесуточно собирали по 8-12 тысяч человек и отправляли их на армейский пункт в качестве военнопленных.


В начале июля 1945 года по директиве вышестоящего командования все войска 28 Армии, в том числе и 128-го стрелкового корпуса, получили место постоянной дислокации в Белоруссии, куда войска шли своим ходом. Через все населенные пункты Чехословакии, южной Германии, Польши было приказано проходить торжественным маршем, под звуки оркестра. Таким образом, войска днем шли пешком, а ночью отдыхали вне населенных пунктов, в лесах. Надо заметить, что народ выходил на улицу, и нас везде встречали и провожали хорошо, с цветами. Но нам, фронтовикам, стало немного обидно, когда стали подходить к Бресту. Здесь нас почему-то никто не встречал. А ведь ровно год тому назад, 28 июля 1944 года, наш корпус участвовал в боях  за освобождение Бреста.


Согласно штатному расписанию на расквартирование в Бресте расположились:

- 130 стрелковая дивизия, корпусная артиллерийская бригада, корпусный минометный полк – в Брестской крепости, в которой остались только руины (ныне – музей);


- штаб корпуса, отдельный батальон связи корпуса, отдельный саперный батальон корпуса и другие спецчасти – на территории текстильного института;


- 61 стрелковая дивизия дислоцировалась в Пинске;


- 152 стрелковая дивизия, согласно штатному расписанию, должна была расположиться в Брестской крепости, но поскольку в руинах этой крепости едва размещалась только 130 стр. дивизия и другие корпусные части (до войны там размещались две дивизии), вынуждены были 152-ю стрелковую дивизию расположить в Березе-Картузской.


Так начались мирные будни, но мы сразу же встретились с трудностями. Дело в том, что после сосредоточения корпуса в Бресте сразу же стали прибывать семьи офицеров. Об их размещении никто не подумал, хотя город имел небольшие разрушения. Пострадали как раз только военные объекты.  Во второй  день мы вместе с командиром корпуса, генералом Батицким П.Ф. посетили первого секретаря Брестского обкома КПСС т.Тупицына. На наш вопрос, как и где будем размещать семьи офицеров, к нашему большому удивлению он ответил: « Была война, город имеет разрушения». Откровенно говоря, мы не ожидали такой встречи, но что поделать, ведь они были хозяевами, а мы, хотя год тому назад и брали Брест, но были на положении «бедных родственников».


Рецензии