Глава 1 Православные корни Степановы Часть 7

Выщербленная пулями стена,   у которой были расстреляны
архиепископ Митрофан и епископ Леонтий.

ЧАСТЬ 7
                ПОМНИМ

Сомкнулась связь времен - преподобный Кирилл, принесший образ Владимирской иконы Божией Матери, священномученик Иосиф,  вымоливший у святого образа спасение граду Астрахани и своей пастве от нечестивых разбойников, и архиепископ Митрофан, принявший мученический венец в день Её великоименитого праздника - вся духовная история земли Астраханской сошлась в одно целое под Покровом Пречистой Владычицы.

Верующим астраханцам стало известно о казни архиепископа Митрофана в тот же день. Следователь ЧК А.П. Доктусов, и ранее сообщавший верующим о состоянии заключенных архиереев, в ту страшную ночь был на службе, став свидетелем расправы, о которой утром и рассказал знакомым соборянам.

Меж тем иподьякон владыки Митрофана Ваня Пупов, не знавший ещё ничего о расстреле, утром, по своему обычаю, отправился в ЧК с передачей. Конвоир передачу у него не принял, а вместо объяснений, взял его за рукав, и, приведя в караульное помещение, подвел к окну.

 Через окно был виден внутренний дворик, на котором стояла повозка, накрытая рогожей. Иподьякон понял все. Смерть владыки потрясла Ваню - он так сильно его любил, что не смог вынести потрясения. Впоследствии он заболел туберкулезом, таял у всех на глазах и скончался.

В тот же день в газетах был напечатан список расстрелянных ночью, в их числе упомянуты были и архиепископ Митрофан и епископ Леонтий.
Страшная весть с быстротой ветра разносилась по городу. Мать владыки Митрофана, в сопровождении соборян, пришла в Губчека, чтобы просить отдать ей тело расстрелянного сына. Со слезами бросилась она в ноги часовому, чтобы её пропустили к Атарбекову, но её и сопровождавших её людей безжалостно прогнали.
Единственно, что они увидели по милости часового - это повозку, наполненную телами под рогожей, стоящую на солнцепеке.

Стало известно, что всех расстрелянных отвезут на свалку, располагавшуюся за городом на Собачьем бугре, и зароют там.
Это известие ещё более наполняло сердца верующих скорбью.

 Судорожно искали выход - что делать? Наконец отец Дмитрий Стефановский вместе с И.П.Ивлевым разыскали извозчиков - тех самых, на которых лежала печальная участь перевозки мертвых тел.
Под большим секретом и за огромные деньги они согласились доставить тела убиенных архиереев в условленное место, со строжайшим условием совершить их погребение до наступления рассвета.
Около часа ночи, когда весь город уже спал, извозчики принялись за работу - их повозки потянулись за город. Около Красного моста одна повозка на миг остановилась, и с нее сняли двух покойников, переложив в ожидавшую здесь телегу. Телега, не медля, отправилась в путь - к находившемуся в то время в двух верстах от города - Покрово-Болдинскому монастырю.
Здесь, около обители, рядом со свежевырытой могилой, уже толпились люди.

При замаскированном свете фонаря, на прибывшей телеге удалось рассмотреть тела убиенных. Всем присутствующим открылась тяжелая картина. Оба архиерея были в нижнем белье. Рубашка у архиепископа Митрофана была окровавлена у груди и у рукавов, правый висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, вокруг рта рана, на сгибе правой руки синяк и кровоподтек, - судя по всему, она была сломана.
Епископ Леонтий был убит залпом, судя по трем кровавым отверстиям в сердце и груди.

После осмотра началось приготовление к погребению. Женщины вырезали у обоих архиереев окровавленные части рубашек, и одели их в приготовленное новое белье.
Владыка Митрофан был облачен в священнические одежды, а для владыки Леонтия нашлась епитрахиль.

Отец Дмитрий Стефановский снял с себя наперсный крест, и одел его на архиепископа Митрофана. К цепочке креста была прикреплена железная коробка, и в ней записка с изложением обстоятельств кончины и погребения.

Ни гробов, ни архиерейских облачений в виду спешности погребения достать было невозможно - время и так подгоняло, а до рассвета оставалось совсем немного.
Отец Дмитрий начал служить погребение. Все собравшиеся тихонечко подпевали ему, плакали и прощались со своими архиереями.

Вечную память пропели, когда уже занялась заря.

Первым в могилу положили епископа Леонтия, а сверху - архиепископа Митрофана - обоих завернули в простыни, засыпали землей, сделав на могиле небольшой холмик. Все присутствующие на погребении, верили, что архиереи нашли здесь, у Покрово-Болдинского монастыря, лишь временное место своего упокоения. Очень надеялись, что скоро наступит то время, когда их с подобающими почестями перенесут в архиерейскую усыпальницу Успенского собора.

Мать владыки Митрофана со слезами просила всех: «Если придет время и вам представится возможность перенести прах моего сына в другое место, умоляю вас положить его рядом с могилой святителя Иосифа, и меня около него».
Сама Анастасия Семеновна после смерти владыки Митрофана поселилась в Благовещенском женском монастыре, где игуменья Платонида отвела ей келью.
Почти каждый день она приходила на могилу своего сына, просиживая там часами.
Умерла она в двадцатых годах, и погребена на городском кладбище в склепе
монастыря. Перед смертью она передала келейную икону своего сына «Умиление» отцу Дмитрию Стефановскому.
Дочь отца Дмитрия - Елизавета отвезла образ в Киев в Михайловский монастырь.
До самого закрытия монастыря хранилась там эта икона, на обратной стороне которой было выведено: «Смиренный инок Митрофан».

Здесь, по сути, кончается жизнеописание архиепископа Митрофана, а начинается единое жизнеописание убиенных архиереев Митрофана и Леонтия.

Господь соединил их воедино - единовременной мученической кончиной и одной могилой, к которой стали стекаться их чада, ранее разрозненные, а теперь вновь собранные в одно стадо. Со временем стерлись из памяти воспоминания об их конфликте, а имена слились в один неразрывный монолит.

Вскоре после погребения, властям каким-то образом удалось узнать о месте захоронения архиереев. Они посадили сотрудников Губчека в часовне, находившейся на Красном бугре, как раз напротив монастыря и расположенной около него могилы.
Агенты зорко следили, кто из верующих ходит на могилу, поэтому днем ходить опасались. Ходили тайно по ночам, когда агенты из часовни уходили.
Так продолжалось в течение почти целого месяца. Через месяц произошли события, очень сильно изменившие обстановку в городе.

Беспощадный и бессмысленный террор «чрезвычайки» продолжал держать город в состоянии постоянного страха. Все находились под дамокловым мечем неминуемого ареста, и, казалось, нет никакого избавления от этого кошмара.
Единственная надежда была на милость Божию. Астраханцы тайком приходившие по ночам на могилку убиенных архиереев, умоляли их помолиться у престола Божия об избавлении Астрахани.

Вера людей в небесное предстательство убиенных за веру архиепископа Митрофана и епископа Леонтия была велика, и они не ошиблись в своем ожидании.
По молитвам убиенных святителей пришла долгожданная помощь. Господь подвиг людей «из того стана», чтобы они выполнили волю Его и избавили город от кромешного зла.
Командир коммунистической роты М.Л.Аристов, уже давно находился на прицеле у Губчека и со дня на день ожидал своего ареста.
 Он, несомненно, понимал, что речь идет о жизни или смерти, и, оставив в стороне свою партийную солидарность, 24 июля, ночью поднял по тревоге коммунистическую роту.
Красноармейцы по его приказу окружили Особый отдел, арестовали всех его сотрудников, в том числе и Атарбекова.
Их отправили в Кремль, где посадили на гауптвахту под охрану преданных Аристову солдат.

Конечно, за Атарбекова сразу же заступился его личный друг Киров, а затем, по личному указанию Дзержинского, его доставили в Москву, где перевели с повышением на другую работу.

Но все же астраханцы наконец-то смогли вздохнуть с облегчением - кошмар закончился. Особый отдел потерял свою неограниченную власть.

Убиенные архиереи вымолили у Господа это долгожданное освобождение.
С этого времени астраханцы могли свободно ходить на дорогую им могилку, а чуть позже братия Ивановского монастыря, где управляющим был епископ Леонтий, собрала деньги и поставила здесь кирпичный памятник - «аналойчик».

 На нем было выведено «Архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон Вимпфен) - убиенные 23 июня (6.7) 1919года».


Рецензии