Сборник одним файлом-27. Папка 12. Стихи. 1-20

Зера Черкесова 2
1.
Звенит рой пчел в бутоне розы...
Зера Черкесова 2
 Одно из моих первых стихотворений. Весна 2012г. В стихотворении я попыталась выразить тот душевный и творческий подъем, какой лично у меня бывает вёснами. Хотя это не правило, у Пушкина была болдинская осень, я тоже люблю осень, будучи сама дитя осени, однако ни одно из времён года не сравнится с прелестью ранней весны. Хотя, конечно же, у природы нет плохой погоды, каждая погода-благодать...         
       09/01/2023

                ***

 Звенит рой пчел в бутоне розы.
 Качаются в ветру сирени.
 И солнце всё щедрей, а грозы
 Преображают мир в горенье.

 Рой образов искрят мой разум.
 Неверным светом  увлекают.
 Весной это всегда вдруг разом:
 Творений тени искушают.

 Откуда вы, куда умчитесь
 плоть не обретших вожделенья?!
 ...
 Ах, как звенели густо  пчелы
 Как  остры были шипы розы...

          2012г.


Авторская картинка-аниме преподнесена мне в дар поэтом и иллюстратором специально к этому стихотворению. Обратите внимание на задумку - как изобразить розу и пчелу. В бутоне роскошной розы сияет - пчёлка. Оригинальная идея художественного воплощения стихотворения.

Автор дара - Петр Колесников.
 
-------------------------





   https://zera-cherkesov.livejournal.com/126106.html
   https://zera-cherkesov.livejournal.com/383469.html

-
2.
Парафразы. Весенняя капель разбор стихов
Парафразы. Весенняя капель разбор стихов
Зера Черкесова 2
Илл.:впервые иллюстрирую свои публикации детским рисунком. На репродукции:рисунок  Гарчу Илья на конкурсе детских рисунков "Весенняя капель".
Вот и кораблики по лужам в пору весенней капели. См. дальше мой аналитический разбор стихов, в том числе своих.
-------------------
Перепубликация.
 https://stihi.ru/2022/04/26/6219
Парафразы. Весенняя капель
Зера Черкесова Новеллы
Парафразы см в рецензии себе. Автора обижать не хочу, но в рецке себе -как бы я поправила стихо и почему так, а не иначе, ибо искусство это "чуть-чуть". Чуть-чуть не подправь и уже не шедевр...Хотя мог бы им быть.

26/04/2022
 


© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2022
Свидетельство о публикации №122042606219

-------------------

Рецензия на «Парафразы. Весенняя капель» (Зера Черкесова Новеллы)

http://stihi.ru/2016/03/30/3767
Весенняя зарисовка

Любовь Ефимова

(из списка анонсов), 59 рецензий на этот опус, все восторженные. Мой критический диссонанс - не стала писать, а сюда.
-----------------

Солнце вышло из-за туч,
Радугой сияет.
На снежок спустился луч,
Землю пригревает.

Прошлогодняя листва
Чуть озолотилась.
Глаз небесных синева
В лужах отразилась.

С горки мчится ручеёк,
Вдоль рябинки тонкой.
Светом полнится денёк,
И капелью звонкой.

---------------
Моя версия(чуть-чуть, но в этом соль искусства, поэзии в том числе).

---------------------
Солнце вышло из-за туч,
Радужно сияет.
На снежок спустился луч,
Землю пригревает.

Прошлогодняя листва
Чуть позолотилась.
Глазок детских синева
В лужах отразилась.

С горки мчится ручеёк,
Вдоль травинки тонкой
Светом полнится денёк,
И капелью звонкой.

Зера Черкесова Новеллы   26.04.2022 18:53   •   
Разбор.

По катренам.
 
1.автор:

Солнце вышло из-за туч,

Радугой сияет.

На снежок спустился луч,

Землю пригревает.

----------

1. моя версия:
Солнце не может "сиять радугой".

Радуга, как атмосферное явление - это преломление лучей солнца сквозь капли влаги в атмосфере после дождя.
Но если уж хочется сопрячь "солнце" и "радугу", то метафора "радужно" может быть подойдет. Ведь луч солцна, преломляясь в атмосфере или в призме, распадается на 7 цветов радужного спектра.

Поэтому Солнце "радужно"(семицветно) сияет - это можно, но не радугой сияет.

И потом, в солнечные дни, если приглядеться, можно заметить, как солнечный зайчик и точно-сверкает семицветьем, пронзая листву, и всё вокруг.
 
Поэзия цениться прежде всего точностью наблюдения, меткой метафоричностью, уменьем схватить и запечатлеть в слове, как в кристалле или янтаре - образ, явление, суть.

 
ценится. Если мы скажем:"солнце сияет радугой"- то фальшивая нота сразу сведет на нет все прочие достоинства стихотворения. Ибо внутренно мы сразу попытаемся увидеть:как это Солнце сияет радугой? Такого мы не видели, и стало, быть, стихотворение недоработано.
 
А вот радужные солнечные зайчики, весело играющие и в свете солнца отражающиеся семью цветами, если вглядеться - этот образ сразу оживет, если сказать:
Солнце вышло из-за туч,
Радужно сияет.

Тем более, что автор верно зарисовала с натуры:из-за туч выходя, солнце и вправду выдает такие цветовые пёрлы. Но далеко не всегда радугу, а если радугу- то уже не солнце, тут или солнце или радуга, а два в одном в одной строчке- перебор и фальшь.

 
2.
автор:
Прошлогодняя листва
Чуть озолотилась.
моя версия:

Прошлогодняя листва
Чуть позолотилась.

Всего одна буква! Но сразу меняющая смысл. "Озолотиться" - это не тоже. что позолотило.
Озолотиться - это с негативной коннотацией означает "озолотиться на чём-то", разбогатеть.

А в данном случае следует: листва позолотилась, или солнце позолотило листву, но никак не озолотило!

Это чувство слова, русский язык, который нужно знать в нюансах.

 

 
автор:

Глазок детских синева
В лужах отразилась.
моя версия:
Глазок детских синева
В лужах отразилась.

Стих детский в том числе. его можно читать детям, ввести в программу внеклассного чтения о природе или и в сборник стихов для детей. Или для взролых, ностальгически.

"Глаз небесных синева" - это недодумано. Вместо инверсии слов скажем прозаически:"синева небесных глаз". Чуете масло масляное?
Если цвет глаз "небесный", то зачем еще и "синева"?
 
И что отражается в лужах? Глаза или синева?

 
Не самый лучший вариант:отражение синевы в лужах, мы даже не помним четко, отражается ли в весенних лужах цвет глаз или искажается?
На всякий случая я переделала:

Глазок детский синева
В лужах отразилась.

И тогда ясно, какие персонажи в стихо, и что они делают:дети и весенние лужи -уже картинка, пускают бумажные кораблики например или камушки, тут воображение читателя само дорисовывает и это очень важно! - а так абстрактно, нет ЛГ, а есть только его или её?! "синева небесных глаз".

 
детских то есть.
 
автор:

С горки мчится ручеёк,
Вдоль рябинки тонкой.
Светом полнится денёк,
И капелью звонкой.

моя версия:

С горки мчится ручеёк,
Вдоль травинки тонкой
Светом полнится денёк,
И капелью звонкой.

 
Ручеёк первого весеннего дождичка мчится с горки. С какой горки? Где эта горка?
Почему рядом с этой условной горкой оказалась - рябинка? Рябины растут вдоль горок(каких?). Картинка размывается, а ручейка не видно в строчках.

Зато на заднем плане восприятия начинает тихо подпевать:

Вот кто-то с горочки спустился...

И:

Рябиииинка тонкая...
Аллюзии на попсовые русские народные песни.
 
И допустим даже у автора около некой "горки" непонятной и точно растёт рябина.
Но зачем в стихо:вдоль рябинки тонкой.

тонкая рябина - это же штамп русской песни.
Словно вырвала из песни и сюда прилепила. Так и есть.
Почему рябинка, а не рябина.
Почему тонкая.

Потому что - так лезет само из обрывков песен, стихов, но не наблюдений и отражений в точном незаимствованном, отточенном поэтическом слове.

 
А я увидела иначе, не из песни, а из реальной картинки:ранней весной ручейки из луж если и бегут, то не вдоль "рябинки тонкой", а - очень ранней травинки, первые травинки выглядывают сквозь прошлогоднюю пожухлую желтую траву, и первые эти зеленые листочки, проглядывающие сквозь асфальт, пожухлую травку вдоль забора(но не горки!).
 
И я написала:вдоль травинки тонкой.
И это гораздо более реалистичная и массовая картинка, не везде ныне увидишь именно рябину. А вот тоненькие травиночки вдоль заборов и сквозь асфальт - везде, и читатель это сразу видит в стихо.
А уж если у автора все же о рябине - то напиши как-то иначе, чтобы не смешивалось с строчками из попсовых песен. Что и есть в том числе штамп. И что печать не очень еще хороших стихов.

 
Светом полнится денёк,
И капелью звонкой.

Это хорошо. Это звучная и ярко-образная кода стихотворения.

 
Весной ведь ранней день увеличивается и "светом полнится" - хорошо поэтично об этом сказано.
Ну и капель - она звонкая! Тут уж по другому и не нужно.
 
Глаз небесных синева
В лужах отразилась.

так у автора, выше я неверно процитировала. в разборе - назвав авторской-свою версию.

Светом полнится денёк,
И капелью звонкой.

Тут двустишие-маленький кристалл. И как заключительная кода, когда понимаешь, что именно здесь нужно поставить точку. А где ставить точку - это именно то, что автор и читатель должен понимать безотчётно, не объясняя, а чувсвтвуя.

Здесь не прибавить-ни убавить.

В 1 катрене:

На снежок спустился луч,
Землю пригревает.

Вот, не знаю:пригревает или прогревает?
Этот вопрос пока не решила.
 
Почва прогревается. Солнце прогреется до 25 градусов(из прогноза погоды).
Но может быть первые лучики именно еще только пригревают, как у автора.
 
Вот у меня стихо о весенней капели:

правда, называется оно у меня Весенний полихром.

Весенний полихром
Зера Черкесова Новеллы

---------------


Весна уже приходит снова
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

Но все смелее и живей
Просторов белых монохром
Сменяет красок полихром
А небо-голубей.

Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев
На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.

-------------------------------------
фото автора.

2012

 
См. еще в папке. Мои стихи. Пейзажная лирика.
 
Тот тоже есть над чем самокритично поработать.
Моя ранняя лирика еще очень робка.

 
Да, и в стихо авторки, что разобрала выше, - много лишних пробелов между словами, я в своей версии их передвинула.

 
Весна уже приходит снова
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

----------------

Я не помню как я писала эти свои первые стихи в 2012-13 году.
Помню, что была удивлена тем, что вообще пишу стихи!
Здесь Весна уже приходит снова.
Почему уже?
Это коряво.

 
про сарказм-увязнув это интересная аллитерация, и замысловатый образ. Мне это нравится в моем стихо, и название не шаблонное для "пейзажной лирики" о весне:Весенний полихром.
Как моно зимы(белый цвет) сменяется поли(многоцветьем).
Монохромный-полихромный и из фототехники. И стихи с моим авторским фото.

Но в 1 катрене
расставить по-новому знаки преп.
То что деепричастные обороты - считаю правильным, как и обилие несовершенных глаголов:так передается динамика ранней весны с её стремительностью смен декораций. После однообразия монохромных зимних пейзажей

 
Но все смелее и живей

Просторов белых монохром

Сменяет красок полихром

А небо-голубей.

Здесь можно ё-кать:всё смелее.
Всё смелее и живей. Именно так! смелее и живей. Не оба слова на ее! А ее - ей
Так звучит колоритнее, и поэтичнее. А стоит так:всё смелее и живее - как внутренняя ритмика исчезает.
Так что я правильно почувствововала здесь тонкую ритмичность фразы:

"всё смелее и живей".

 
А небо-голубей

дефис и длинное тире не смешивать больше в стихах особенно! ладно, в длинных прозаич. текстах иногда.

небо-голубей
это безсмыслица с дефисом.

Небо — голубей. с длинным тире.

Но это ещё не всё.
Голубей здесь читается и как "голуби-птицы".
Двоякое прочтение. И безсмысленое.

Посему заменить.
Небо — голубее

а не голубей - и уже ясно, что это про голубизну неба. а не про птиц голубей. Несмотря на то, что из контекста это и так ясно, однако в стихах весомо каждое слов и даже слог и буква и знак препинания(не в том месте поставишь запятую или точку- и стихи уже другие, хуже или лучше, но другие).

И пока читатель будет внутрено преодолевать преграду:голуби или голубое небо? - восприятие стихотворения ослабнет. Преград в тексте не должно быть, всё должен быть как литой кристалл.

 
Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев
На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.

--------------
Ах! Именно таково весеннее небо. Это не ненужность, а очень даже нужно. Ах, какое голубое небо, такая разно-тоновая синева по небу, что бывает ранней весной после долгой зимы с её однообразным колёром небес.

И первые птицы распеваются. Точку после распев.
А вот строфа непонятна мне до сих пор:

На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.

Кто стряхнул:птицы? Почему встряхнувших - что здесь не так с грамматикой?

И как это увидеть:на фоне абриса дерев - стряхнувших снег с коры.

Замысловато.

 
Итак, редакция от 2022года:

Сначала первая версия:-
------------------------------

Весна уже приходит снова
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

Но все смелее и живей
Просторов белых монохром
Сменяет красок полихром
А небо-голубей.

Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев
На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.
---------------

Теперь переделка только что с учетом самокритики:
------------

Весна! Весна приходит снова.
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

Но всё смелее и живей
Просторов белых монохром
Сменяет красок полихром
А небо — всё светлей.

Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев.
И с тёмных абрисов дерев
Стряхнувших снег с коры.

------------------

Может быть так! Значительно лучше.

 
Идея стиха тоже интересна:показать контраст между уходящей зимой, которая еще не сдает позиций, еще наметает снегу(только в этом году в марте и даже в апрелее 2022 мели снега неделями!). Но весна "вступает в свои права":всё более сменяя монохром зимы на полихром.
И в заключительной строфе исправила:с темных абрисов дерев стряхивается белый снег - это еще одна краска здесь графическая(четное и белое)-светлое прибавляется.
Небо не голубей, а светлей, чтобы усилить восприятие увеличивающегося весеннего дня. Да и светлеет небо весной. А не "голубеет"! Между прочим. Зимой тоже небо голубое и ещё какое! Нельзя стать ему ещё голубее! Такие нюансы самому автору заметны только при придирчивом перечитывании и переработкке.

 
Поэтому любители кропать стихи в один присест и более к ним не возвращаться— - потому пишут много, вал идет, а качество не прибавляется.

 
А небо-голубей.

Ах, неба синь после зимы!
В первой версии.
Но это же очень грубо:небо голубее и тут же:неба синь.
Таких ляпов во стихах полно, и в моих тоже.

 
графическая(черное и белое)- исправл.

графичность зимы(черное и белое) - и полихромность(многоцветье) весны.

Противопоставление и здесь. Вместо научного слова:на фоне - неуместного в простых пейзажных стихах.

А само стихотворение может быть навеяно тютчевским "Зима недаром злится", которое в тот год у нас декламировали...Дети, а я им читала "выразительно" в учебнике их.

Зера Черкесова Новеллы   26.04.2022 20:38   Заявить о нарушении / Удалить


Здравствуйте.
Как мне написал один из литературных критиков, в стихотворении-исходнике всего одна хорошая рифма "туч-луч".
Остальные рифмы простые и неинтересные.
А глагол-глагол в одинаковом времени.
Существительные и прилагательные в одном и том же падеже.
Иногда такие рифмы воспринимаются хорошо, когда есть сюжет и динамика.
Но в пейзажной лирике это звучит не очень(
Спасибо за разбор!)

Екатерина Аметина   29.04.2022 08:26   Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо, еще перечитаю твой отзыв.

Зера Черкесова Новеллы   03.05.2022 17:42   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
---

3.

Свеченье мимолётностей. Мои лучшие стихи
Свеченье мимолётностей. Мои лучшие стихи
Зера Черкесова 2
             ***

 Когда подсолнухов кусты стремятся
 К звезде, смеющейся в Зените дня.   
 И капли на листах дерев искрятся,   
 И дым несётся от далекого костра;

 Когда, как маленькие солнца золотые,
 Ликуют жёлтые ковры из ноготков,
 И чайных роз, особо дорогие
 Моей душе, из прочих всех цветов;

 Когда бурлящяя река несётся
 С далеких гор. И мчится меж камней —
 Ума смущенье вдруг на миг коснётся:
 Про тщету человеческих страстей.

 Тогда лишь заглушаются томленья.
 В свеченье мимолётностей на миг.
 И замолкает тяжкий сонм сомнений.
 И сознаёшь:как мир велик!


2014г.
Редакция 14/12/2022
Усовершенствовано:по-новому знаки препинания, в том числе там, где они должны были быть, но досадно, что в спешке пропустила, и хорошее стихотворение от этой небрежности страдает. Исправление недочётов в рифмовке и фразах. Одно из моих наиболее удачных стихотворений, не раз выставлено, с подробным анализом лермонтовского влияния("Когда волнуется желтеющая нива..").
Хочу подобрать теперь картину художника, которая подошла бы этому моему стихотворению, а не просто "фотки из интернета".
Хочу теперь, не откладывая больше, опубликовать первый сборник стихов свой на бумаге, самой сделав оформление и попытать счастья издаться на бумаге. Пусть хоть 2 экземпляра, но без бумажного издания ощущается неполнота авторского самовыражения.

Не раз меняла название. но остановлюсь на "Свеченье мимолётностей", одно из первых, елси не первое название. Именно так:жизнь это свеченье мимолётностей, которые западают в душу и остаются в памяти.

14 декабря 2022г.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/373398.html
-----
4.
Фиалка Удивительная. Сравните версии стихов
Фиалка Удивительная. Сравните версии стихов
Зера Черкесова 2
 Viola Mirabillis(Фиалка Удивительная-название одного из сортов фиалок)
Дерзкое обращение к читателю: какой стих вам больше понравился: мой или Блока?(Просьба не серчать и не воспринимать всеръез, ведь поэзия это игра...Один из читателей(первый рецензент, см) сказал, что мой стих лучше блоковского, но вообще Александра Блока я всегда любила и всем рекомендую его читать и перечитывать...).


***



Фиалок цветки на окне

Тройным зацветают колором

К ночи раскрываясь вполне

Кружа ароматов настоем.

Цветы шелковисты, как ночь

Листков изумрудных бархат-

Как летний зной, что невмочь

Перенесть...


 Вот такие строки выдохнулись у меня недавно, с незавершенной концовкой. Так и не придумала, да и оставила как "прерванный каданс"(фортепианный термин неоконченной пьесы на диссонансной ноте, не завершенной в тонику, а здесь-в рифму).

 

Поскольку эта страница названа мной Новеллы-то обрамляю стих лирическим эссе, или новеллой:


Это растение также называют виолой, а его научное название - фиалка Витрокка.Расцветок видимо-невидимо! Но в России она получила нежное и озадачивающее название:"анютины глазки". Откуда такое название цветка? По легенде в этот цветок превратилась после многих лет ожидания верная девушка Анюта, проводившая когда-то жениха на защиту родной стороны. Но он не вернулся с поля брани. И сейчас, как и много-много лет назад, стоят фиалковые, розово-алые, золотисто-лиловые, бело-лиловые, багряные, небесно-голубые цвета анютиных глазкок около дороги, с надеждой "всматриваясь" вдаль...

Это цветок ожидания и верности. А еще:скромности и чистоты. Застенчивые юноши в Англии издавна посылали цветок фиалки даме в знак признания, которое не могли сделать ей вслух.

Из стихов о фиалках(был каприз написать про фиалки стих)я нашла, что самое волнующее стихотворение-у А.Блока:

Так же тих догорающий свод,

Тот же мир меня тягостный встретил.

Но Ночная Фиалка цветет,

И лиловый цветок ее светел.

И в зеленой ласкающей мгле

Слышу волн круговое движенье,

И больших кораблей приближенье,

Будто вести о новой земле.

Так заветная прялка прядет

Сон живой и мгновенный,

Что нечаянно Радость придет

И пребудет она совершенной.

И Ночная Фиалка цветет.

-------------

5.
Искрится в предрассветье первый снег
Искрится в предрассветье первый снег
Зера Черкесова 2
            ***
 Искрится в предрассветье первый снег
 И абрисы прочерчивая гор
 Алеет горизонт...



 Мои новые танки. 25.11.13
(хокку и танки).
Свои фотки заснеженных гор будут в ближайшее время.
09/12/2022
----

6.
Я изобрела новый поэтический стиль
Я изобрела новый поэтический стиль
Зера Черкесова 2
Я изобрела новый синтез стилей поэзии
 
 Хризантема и кактус. Мои танки из цикла"Летнее солнцестояние".

  Мое увлечение японской поэзией и собственными пробами пера в жане хокку и танка привело к моему изобретению нового поэтического направления.
  Название цикла означает, что стих написан вблизи  миновавшей даты летнего солнцестояния -2013г.(около 22 июня2013г.)


  Хризантема и кактус

             ***
   Как много хризантем в Азии
   А Беркут должен сидеть на колючках кактусов
   И пожирать змей.



             ***
    Лепестки хризантем
    ласково встречают  воротившихся из страны,
    где беркуты едят кактусов и змей.


  Смысл этих танок-засекречен. Это мое  ноу-хау:синтез японской танки с средневековыми катренами, полными аллегорий и скрытого смысла.Катрены Центурий Нострадамуса-самое  известное произведение. Однако мало обращают внимания на стиль письма Мишеля де Нотр  Дама, пытаясь  расшифровать смысл катренов, полных изощренных способов затемнения этого  смысла. Версии прочтения Центурий-целая литература, тысячи книг  и  статей! Однако, автор-магистр медицины де  Нотр Дам(Нострадамус)был еще  поэтом  своей  эпохи, и  Centurii-это еще и  поэтический  труд, поэма о  видении  Будущего. И  поэма эта  написана  в характерном  поэтическом стиле эпохи. Также  писали  свои  стихи о  превращениях веществ-о красных львах и зеленых драконах-элементах и  соединениях-средневековые  алхим ики. Сложны и изобилуют аллегориями,  символикой с многогранными оттенками  смыслов многопластовые  поэтические  и   прозаические  сочинения средневековых философов, мистиков  и богословов. Это уже Просвещение  с  культом  ясного разума изменило доминирующее  звучание Слова.

   Классическая и современная японская поэзия трехстиший-хокку и танка-отличаются ясной афористичностью выражения мысли, обычно в аллегориях   природы. Я в единении с природой-обычный сюжет японских трехстиший. Здесь я сопрягла два разных поэтических жанра, две разных культуры и способа поэтического письма.

  Иллюстрация-герб Мексики. На нем изображен беркут, сидящий на кактусе и пожирающий  змея. Это необычный гос.герб с символикой, отражающей не только типичные для этой страны виды флоры и фауны(беркут, кактус, змей),но  сам сюжет несет особую смысловую нагрузку, отражающую мифы цивилизаций доколумбовой Америки(майя, ацтеков и т.д).
---------------

7.
Весенняя капель
Весенняя капель
Зера Черкесова 2
Снег, что вчера еще шёл,
Нынче уж стаял — Весна
Снова вступила в права.
Марта краса уж пришла.

Но иной раз нет-нет:
Снова да выпадет снег.
Сиюминутный пробег,
Зимней поры набег.   

Льдинки, в капель исходя,
Зимних грёз мир оживя,
Первым теплом одаря —
Чувства растопит весна!

2013г.
редакция 2022г.

Фотопейзаж:весення капель.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/331697.html
----

8.
Как страстен новый миг земли
Как страстен новый миг земли
Зера Черкесова 2
 Как страстен новый миг земли,
                в рассвета ранний  час!   
Прохлада утренней Земли
                и редких  звезд  Атлас.
Пурпурною зарёй бутон
                раскрылся в небесах
И синий чистый мир в тиши
                создался на глазах.

 2014, 2021

https://zera-cherkesov.livejournal.com/341571.html
------------

Партитура зимы. С картинкой-гифкой
Зера Черкесова 2
              ***

Ах, музыка как же играет!
Волшебно. И неспроста:
Зима партитуру читает
Легко, просветлённо, с листа.

Так короток день, но так долго
мелодия  снега звучит.
В басовом регистре тревога
Мелодии вторя гудит.

Но рондо сыграет природа.
Забудутся странные сны.
Сыграет метель в непогоду
Мелодию новой весны.

29/12/2021

 Приложение.
-------------
Илл.:гифки - для стихи ру и проза ру не годятся гифки более 300 Кб, а уменьшить нельзя, исчезнет "прозрачность", то есть восхитительный эффект киношности картинки. Посему запрос наконец нашла правильный в гугл/яндекс:аниме гифки маленькие для форумов. для аватар. далее запрос:зима.снег.
Скачать сначала себе, а затем в произведение сюда.

1 января 2022года.
С Новым годом!
-

Я мчусь вперёд... Публикация илл. Русского модерн
Я мчусь вперёд... Публикация илл. Русского модерн
Зера Черкесова 2
 
Илл. К.Малевич. Супрематическая композиция. 1913г.

См. также мою статью:
http://proza.ru/2022/09/24/1681
Русский балет на стадионе Фишт. Републикация.(С "супрматическим балетом" на Открытии Олимпиады-2014г. - для лучшего восприятия "Русского модерна").

И это:
http://stihi.ru/2022/09/26/7816
Роман 2013г. Дописывать. Глава Письмо
Эпоха Супраментального сознания.



                ***
Чредой шагают по тропам привычным
Суетности мирской и маяты...
В тупом единстве альфа-волн-толпЫ,
Объединённые лишь майей сей статичной.
 
Я мчусь вперёд, привычно обгоняя
Ракетною походкою своей.
Идеи всё становятся ясней
Мир мысли в бета-сполохах пленяя.   

Дисплей бличит-влечёт как Светоч,
Я вся во власти новых образов и слов   
Игру анализа оставив ночных снов,
Телеэкрана власть уж позабывши напрочь.

   2013г.
Считаю это стихотворение одним из своих лучших, притом не в классическом, а более в авангардистском ключе. На это стихотворение даже делали пародию и масса рецензентов изощрялась в дальнейшем высмеивании "непонятного" моего стихотворения. А между тем, оно действительно непрозрачно для каждого читателя, ибо в нем мной применены термины из разных отраслей:философии, нейрофизиологии...Но при этом, как мне представляется, мне удалось главное:передать стремительность темпоритмов духа, захваченного азартом творчества.
Совсем непростым делом оказалось просто расставить знаки препинания! Ибо в оригинальной публикации их нет; в ту пору я ложно была научена "принципиально в стихах не ставить знаков препинания". Сейчас удивлена, как могла допустить такую идею, знаки препинания в стихах несут двойную нагрузку:и грамматическую, и смысловую-поэтическую. Последнее не всегда совпадает с прозаическими знаками препинания. В стихах знаки препинания работают и на расстановку смысловых акцентов в декламировании, восприятии стиха.
По этим причинам я взялась ныне перепубликовать свои прежние стихи, написанные в ученический период, на вдохновении от открытия в себе нового:писания стихов, чего ранее не было в моем широком спектре увлечений. Расставить знаки препинания обдуманно. Добавить подходящие иллюстрации и не абы что, "картинки из интернета", как раньше, а уже более осмысленно, картины и фото концептуально, в том числе авторские.

http://stihi.ru/2013/04/03/2390
Я мчусь вперед привычно обгоняя...

Оригинал. Даже в названии нет запятой, которая должна быть...


Иллюстрация: Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1913г.

Выбрала эту из живописи русского авангарда.
Прочла на сайте аукционов, что ушла с торгов сначала за 60 млн долларов. а спустя несколько лет за 85 млн долларов. Откровенно говоря, это не живопись старых мастеров, чтобы выкладывать такие деньжищи, вложенный художником труд — включая его долгую выучку и талант и усердие, вкупе с многолетней работой над замыслом, которые привели бы к великому полотну, вот тогда может быть...А несколько геометрических фигур, произвольно раскрашенных, и в разные вектора отправленных в хаотическое движение - это забавная картинка, которой можно иллюстрировать стихи, но я не понимаю логики капитализма, в котором за мазню запрашивают десятки миллионов долларов, на которые возможно было бы хотя бы покончить с детской беспризорностью. Распиаренное имя - всё, талант- в лучшем случае приятный бонус, но не всегда.

01/11/2021
21ч.33мин.

Рецензия на «Я мчусь вперёд... Новая публикация с эссе и картин» (Зера Черкесова 2)

Вот еще мои новые публикации недавние, обновлённые, улучшенные в плане рифмовки, с знаками препинания и снабженные репродукциями и эссе по поводу стихов и местами даже дискуссии о стихах и правомерности спора с классиками:

цикл "Парафразы"

http://stihi.ru/2021/10/10/8627
Парафразы. Как я написала стихи по-лермонтовски(с картиной Ван Гога и дискуссией, как и ниже).

http://stihi.ru/2021/10/28/7091
Парафразы. Как я написала стихи по-некрасовски(с картиной В.Поленова. Золотая осень)

http://stihi.ru/2021/10/30/7715
Парафразы. Как я написала стихи по-анненски. Среди миров.(пока без илл.)

http://stihi.ru/2021/10/31/7685
Первозданная новь Земли. С картиной (У.Тёрнера, мастера небесного пейзажа и предтечи импрессионизма)

http://stihi.ru/2021/11/01/8230
Я мчусь вперёд... Новая публикация с эссе и картиной (К. Малевич. Супрематическая композиция)
Откройте хоть ради картин:все подобраны тщательно, в лучшем разрешении, с проф. сайтов искусства и аукционов живописи, без искажений оригинальной цветопередачи, с моими художественными рамочками для полного восприятия как картины в музее, и просто восхитительные, вам понравятся. А может быть и мои стихи.

Зера Черкесова 2   01.11.2021 21:54   

------------
11.
Песнь о лебёдке
Песнь о лебёдке
Зера Черкесова 2
Песнь о лебёдке
        1

Пришла зима
И птичьих трелей
Уже не будет до весны.

Бело кругом.
Во льду озёра.
И ледяные полыньи.

Лебёдка там
прикрыла веки
и узрит вешние миры.

ч.1 длинного стихотворения, уже почти маленькой поэмы о лебединой верности и помощи человека - собратьям по планете. Форма стихотворения - трёхстишия, что близко манере японских танок(см. также мою папку стихов в стиле танки).
Творческая лаборатория онлайн - см. по ссылке(как создавалось стихо, с продолжением).

http://stihi.ru/2022/05/18/7785
Пришла зима...

Несколько строчек стихов занимают часы и часы напряженной работы над словом, чего в прозе наверное не так часто встретишь необходимость такую. Хорошие же стихи требуют очень кропотливого труда.

19 мая 2022г.
17ч.01м.
на илл.лебедь не на ледяной полынье, просто на озере, в другой публикации вставлю  и на полынье. Маленький формат картинки, полагаю, ближе стилистике трёхстиший:маленькие стихи - миниатюрные картинки. Вообще-то, иллюстрации лучше делать самому автору(как рисунки на полях Пушкина, Лермонтова...), но в другой раз непременно.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/262108.html
------------
12.
Капель. Разбор стихов с их улучшением
Капель. Разбор стихов с их улучшением
Зера Черкесова 2
Илл.:впервые иллюстрирую свои публикации детским рисунком. На репродукции:рисунок  Гарчу Илья на конкурсе детских рисунков "Весенняя капель".
Вот и кораблики по лужам в пору весенней капели. См. дальше мой аналитический разбор стихов, в том числе своих.
-------------------
Перепубликация.
 https://stihi.ru/2022/04/26/6219
Парафразы. Весенняя капель
Зера Черкесова Новеллы
Парафразы см в рецензии себе. Автора обижать не хочу, но в рецке себе -как бы я поправила стихо и почему так, а не иначе, ибо искусство это "чуть-чуть". Чуть-чуть не подправь и уже не шедевр...Хотя мог бы им быть.

26/04/2022
По данной ссылке можно почитать разбор стихов другого автора, а здесь я опубликую только разбор своих стихов(авторское право надо соблюдать!).



© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2022
Свидетельство о публикации №122042606219

-------------------



Вот у меня стихо о весенней капели:

правда, называется оно у меня "Весенний полихром".

Весенний полихром
Зера Черкесова Новеллы

---------------


Весна уже приходит снова
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

Но все смелее и живей
Просторов белых монохром
Сменяет красок полихром
А небо-голубей.

Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев
На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.

-------------------------------------
фото автора.

2012


См. еще в папке. Мои стихи. Пейзажная лирика.

Тот тоже есть над чем самокритично поработать.
Моя ранняя лирика еще очень робка.


Да, и в стихо авторки, что разобрала выше, - много лишних пробелов между словами, я в своей версии их передвинула.


Весна уже приходит снова
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

----------------

Я не помню как я писала эти свои первые стихи в 2012-13 году.
Помню, что была удивлена тем, что вообще пишу стихи!
Здесь Весна уже приходит снова.
Почему уже?
Это коряво.


про сарказм-увязнув это интересная аллитерация, и замысловатый образ. Мне это нравится в моем стихо, и название не шаблонное для "пейзажной лирики" о весне:Весенний полихром.
Как моно зимы(белый цвет) сменяется поли(многоцветьем).
Монохромный-полихромный и из фототехники. И стихи с моим авторским фото.

Но в 1 катрене
расставить по-новому знаки преп.
То что деепричастные обороты - считаю правильным, как и обилие несовершенных глаголов:так передается динамика ранней весны с её стремительностью смен декораций. После однообразия монохромных зимних пейзажей


Но все смелее и живей

Просторов белых монохром

Сменяет красок полихром

А небо-голубей.

Здесь можно ё-кать:всё смелее.
Всё смелее и живей. Именно так! смелее и живей. Не оба слова на ее! А ее - ей
Так звучит колоритнее, и поэтичнее. А стоит так:всё смелее и живее - как внутренняя ритмика исчезает.
Так что я правильно почувствововала здесь тонкую ритмичность фразы:

"всё смелее и живей".


А небо-голубей

дефис и длинное тире не смешивать больше в стихах особенно! ладно, в длинных прозаич. текстах иногда.

небо-голубей
это безсмыслица с дефисом.

Небо — голубей. с длинным тире.

Но это ещё не всё.
Голубей здесь читается и как "голуби-птицы".
Двоякое прочтение. И безсмысленое.

Посему заменить.
Небо — голубее

а не голубей - и уже ясно, что это про голубизну неба. а не про птиц голубей. Несмотря на то, что из контекста это и так ясно, однако в стихах весомо каждое слов и даже слог и буква и знак препинания(не в том месте поставишь запятую или точку- и стихи уже другие, хуже или лучше, но другие).

И пока читатель будет внутрено преодолевать преграду:голуби или голубое небо? - восприятие стихотворения ослабнет. Преград в тексте не должно быть, всё должен быть как литой кристалл.


Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев
На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.

--------------
Ах! Именно таково весеннее небо. Это не ненужность, а очень даже нужно. Ах, какое голубое небо, такая разно-тоновая синева по небу, что бывает ранней весной после долгой зимы с её однообразным колёром небес.

И первые птицы распеваются. Точку после распев.
А вот строфа непонятна мне до сих пор:

На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.

Кто стряхнул:птицы? Почему встряхнувших - что здесь не так с грамматикой?

И как это увидеть:на фоне абриса дерев - стряхнувших снег с коры.

Замысловато.


Итак, редакция от 2022года:

Сначала первая версия:-
------------------------------

Весна уже приходит снова
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

Но все смелее и живей
Просторов белых монохром
Сменяет красок полихром
А небо-голубей.

Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев
На фоне абриса дерев
Стряхнувших снег с коры.
---------------

Теперь переделка только что с учетом самокритики:
------------

Весна! Весна приходит снова.
Зимы угроз еще не раз
Почувствовав сарказм.
В снегу увязнув вновь.

Но всё смелее и живей
Просторов белых монохром
Сменяет красок полихром
А небо — всё светлей.

Ах, неба синь после зимы!
И первых птиц распев.
И с тёмных абрисов дерев
Стряхнувших снег с коры.

------------------

Может быть так! Значительно лучше.


Идея стиха тоже интересна:показать контраст между уходящей зимой, которая еще не сдает позиций, еще наметает снегу(только в этом году в марте и даже в апрелее 2022 мели снега неделями!). Но весна "вступает в свои права":всё более сменяя монохром зимы на полихром.
И в заключительной строфе исправила:с темных абрисов дерев стряхивается белый снег - это еще одна краска здесь графическая(четное и белое)-светлое прибавляется.
Небо не голубей, а светлей, чтобы усилить восприятие увеличивающегося весеннего дня. Да и светлеет небо весной. А не "голубеет"! Между прочим. Зимой тоже небо голубое и ещё какое! Нельзя стать ему ещё голубее! Такие нюансы самому автору заметны только при придирчивом перечитывании и переработке.


Поэтому любители кропать стихи в один присест и более к ним не возвращаться— - потому пишут много, вал идет, а качество не прибавляется.


А небо-голубей.

Ах, неба синь после зимы!
В первой версии.
Но это же очень грубо:небо голубее и тут же:неба синь.
Таких ляпов во стихах полно, и в моих тоже.


графическая(черное и белое)- исправл.

графичность зимы(черное и белое) - и полихромность(многоцветье) весны.

Противопоставление и здесь. Вместо научного слова:на фоне - неуместного в простых пейзажных стихах.

А само стихотворение может быть навеяно тютчевским "Зима недаром злится", которое в тот год у нас декламировали...Дети, а я им читала "выразительно" в учебнике их.

Зера Черкесова Новеллы   26.04.2022 20:38   Заявить о нарушении / Удалить
 -------

13.
Озоном напоённый мир...
Зера Черкесова 2
...Апрельский дождь
Озоном напоённый мир...
 
А вот стихи не пишутся.
Не знаешь даже, как выразить всё то, чем переполнена душа.

И как найти те новые слова, чтоб не звучать избито и затёрто.
 
И столь же свежими они бы были — как рожденье мирозданья — каскады звуков, наполнявших вечность.
Озон в природе.
Озон в душе.

 По прослушиванию исполнения Алексеем Султановым Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.
    Это бесподобно.

 12/04/2022

-------------

14.
Стихи рождаются во мгле...
Зера Черкесова 2
     ***

Стихи рождаются во мгле,
В томленьях странных.
Цветёт рододендрон
На склонах ясных.

Дорога делает вираж
По кромке башни.
И открывается пейзаж
Немного страшный.

Вдали несутся города
Звезд несчилимо.
Полярная сквозь облака
Совсем незрима.

Я повторю сюжет
и снова кряду.
Стихи рождаются
во мгле.
И нет им сладу.

...
И собираем колосок
За колосом к стихам
 Отважным.
 

---------
 

© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2018

-

15.

Прометей Гагарин
Зера Черкесова 2
Прометей Гагарин
 (не то вольный стих, не то притча)

- А кто Юрий Гагарин?
- А разве кто-то не знает?!
Ведь это русский поэт.
-Российский поэт?
-Нет, советский.
-А это какой?
- Той Китеж-державы, что со-ведала
и со-ветовалась с державой северных ветров.
- Держава северных ветров? А где она?
-Далеко в небесах, а отблеск ее земной Аркаим.
-А где же стихи этого поэта?
-Стихи в его улыбке.
-Его поэзия в его имени.
-А как это:в имени поэзия?
-Что в имени тебе моем? Ведь имя то судьба.
-Он пришел и сказал:"Поехали".
Сказал деловито, без пафоса. И одно это слово стало его бессмертной поэзией.
Словно сошедший с гор Кавказа Прометей вырвался из оков и устремился к звездам.
-А что в его улыбке было?
-Освобождение.
-От чего же?
-От извечного земного притяжения.
 Георгий  победил в себе прометеевы оковы землянина.
И га-га ра взлетела, Георгий разил небесных Горынычей, преодолел все преграды в себе и вовне и:
Усталый и счастливый, он взглянул из фюзеляжа "Востока" на планету в голубом сиянье и улыбнулся Богу, восстановив право Человека  на крылья и звезды.
А это разве не чудесная поэзия, сложенная нашими пращурами?!
-О да!
Но кажется боги наказали его, как некогда гордого Икара, что пожелал лететь к Солнцу?
-Увы. Боги ревнивы к человеческим дерзаниям. Но Прометей вырвал огонь у богов, проложил тропинку и научил землян звездным письменам.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/104515.html


© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2017

----

16.

Все это вспоминается, как сон...
Все это вспоминается, как сон...
Зера Черкесова 2
Всё это вспоминается, как сон:
Колосьев золотом наполнены поля,
И стаи птиц небесный перезвон,
И волосы, с травой смешав, грустя.

О чем была та грусть тогда?—
Тоска о невозможном — об ином.
Промчались годы — и  тоска теперь о том,
Что было, а совсем не об ином!

18/01/2014

https://zera-cherkesov.livejournal.com/217087.html
-------------
17.


Путь указывает Большая Медведица
Путь указывает Большая Медведица
Зера Черкесова 2
        Мои опыты в японской танке по-русски(Русский мастер танки).Хорошая танка должна быть с картиной и иероглифами каллиграфически.

   ***
Светло в ночи
Путь указывает Большая Медведица,
Смотрит в свое отражение на льду января.



https://zera-cherkesov.livejournal.com/369806.html

----

18.
Лиловые подснежники
Лиловые подснежники
Зера Черкесова 2
Лиловые подснежники
В серебре вы снежном,
В сиянии небрежном,
В миге безмятежном.

Первых цветов нежность
В скромном обаянье.
Новой весны спешность
Эфемер касанье.

Новью первозданною
В мир вы возвращаетесь.
С вестью всем желанною
А потом прощаетесь...

Но не навсегда...
….............................
С новой весной!
 


 

  https://zera-cherkesov.livejournal.com/241215.html

-----

19.
Турниры. Ода времени М. Шагинян-и моя версия, ч. 1
Турниры. Ода времени М. Шагинян-и моя версия, ч. 1
Зера Черкесова 2
http://proza.ru/2022/03/06/1950
 Ода времени. Поэма, принесшая славу Мариэтте Шагинян, впоследствии известнейшей советской писательнице, а ныне, увы, почти забытой.

Илл.:Раритетная обложка. Книжка выставлена на интернет-аукционе. Здесь четвертое издание "Orientalia" Мариэтты Шагинян. Обложка выполнена Мартиросом Сарьяном.
А ниже о самой поэме, принесшей первую известность и даже некоторую локальную славу в кругах писательских особенно (предреволюционная литературная пресса писала об этом поэме, как о явлении и имя Мариэтты Шагинян впервые "прозвучало").

Протяженная Рецензия на «Ода времени. Поэма, принесшая славу М. Шагинян» (Зера Черкесова 2)

Мариэтта Шагинян. Из сборника "Orientalia"
Ода времени
I
Тебе, кому миры подвластны,
Кто чередует свет и мглу,
Мой скромный стих, мой слабогласный,
Споет ли должную хвалу?
Блуждает память в миллионе
Лет, отмелькавших, словно сон.
Л там, в твоем несчетном лоне,
Роится новый миллион.
За голубым его теченьем,
Подобным Млечному Пути,
Суди грядущим поколеньям
Опять грядущее найти!

1915г.
 
Л там вместо А там, как сканирует сканер?
 
Я взяла лист бумаги А4 и ручку, мы так отвыкли писать стихи и прозу бумажно и ручкой...
И том бумажный.
 
Я разделила 1 часть Оды времени на катрены.

М.Ш.:

Тебе, кому миры подвластны,
Кто чередует свет и мглу,
Мой скромный стих, мой слабогласный,
Споет ли должную хвалу?

Мой вариант:

О, Время! Ты, кто сопрягает
И чередует Свет и Тьму
В единстве Вечности сплетает
Пою Тебе я Песнь мою.

 
М.Ш.:

Блуждает память в миллионе
Лет, отмелькавших, словно сон.
Л там, в твоем несчетном лоне,
Роится новый миллион.

Мой вариант:

Впечатан Ноос в миллионе
Лет. Отмелькавших, точно сон
Вселенной. Но в бездонном лоне
Роится новый квинтильон.
 
М.Ш.:

За голубым его теченьем,
Подобным Млечному Пути,
Суди грядущим поколеньям
Опять грядущее найти!

Мой вариант:
За светозарностью течений
Не только Млечного пути,
Суди мирам и поколеньям
Ты смысл из Хаоса найти.

 
Окончательно:

ч.1

Мой вариант:

О, Время! Ты, кто сопрягает
И чередует Свет и Тьму
В единстве Вечности сплетает
Пою Тебе я Песнь мою.

Впечатан Ноос в миллионе
Лет. Отмелькавших, точно сон
Вселенной. Но в бездонном лоне
Роится новый квинтильон.

За светозарностью течений
Не только Млечного пути,
Суди мирам и поколеньям
Ты смысл из Хаоса найти.

 
Теперь разбор. Почему так, а не иначе спряглись строчки.

 
катрен 1 части 1

Тебе, кому миры подвластны,
Кто чередует свет и мглу,
Мой скромный стих, мой слабогласный,
Споет ли должную хвалу?

"Миры подвластны" - на мой взгляд, красивость философской лирики, штамп.
Демин пишет, что поэты Серю века обычно обращались Ты Тебе с сточной.
Здесь этот нюанс виден. Мариэтта пишет Тебе, на Ты - с строчной.
Это задает высокий штиль.
Чередует ли Время - свет и мглу? Это сложный философский и физический вопрос и даже приблизительно современная физика не подошла к пониманию природу Времени, а М.Шагинян этим интересовалась всегда, о природе времени, и вот уже в раннем творчестве этот интерес отчетлив.

"Слабогласный стих" - на фоне замаха Замысла написать оду о Вселенной - выглядит слегка гротескно, по-моему.

Зера Черкесова 2   08.12.2021 22:31   Заявить о нарушении / Удалить
Сам Замысел уже дерзок и громогласен.

 
Мой вариант:

О, Время! Ты, кто сопрягает
И чередует Свет и Тьму
В единстве Вечности сплетает
Пою Тебе я Песнь мою.
Я сразу отмечаю, к кому или чему обращаюсь:О, Время!
В версии М.Ш. сразу начинается "Тебе, кому миры подвластны" - и нужно перечитать, чтобы понять, к кому или чему обращение.
А если требуется перечитать, чтобы понять уже первый пласт смысла, не углубляясь еще далее, то это полагаю минусом стихов. Первый уровень понимания должен быть прозрачен.
 
"миры подвластны" и "кто чередует свет и мглу" - для одного катрена - явная избыточность содержания.
Так что невнятное "миры" я опустила, и оставила "чередования света и тьмы" -ведь Время это веретено даже по происхождению самого слова, вертмя, веретено, в котором богини судьбы, Мойры, плетут ткань загадочную, материю времени.
В нашем сегодняшнем понимании светлое - оставляет 5 % от силы, а 95 %-"темная материя вселенной", о которой мы ничего не знаем.

 
Кто чередует свет и мглу,-
пишет Мариэтта, выпускница философского ф-та Бестужевки.
Время чередует, время, неназванное с самого начала своим словом, какой-то эвфемизм непонятный.

А я пишу:кто сопрягает в единстве Вечности

Мариэтте еще предстояло стать диалектиком, читая Ленина, через несколько лет.
А сейчас автор Оды времени мыслит еще раздельно:свет и мгла - по отдельности, а диалектик мыслит противоречия в единстве.
 
моя версия:

Ты, кто сопрягает
И чередует Свет и Тьму
В единстве Вечности сплетает

 
2 КАТРЕН 1 ЧАСТИ:

М.Ш.:

Блуждает память в миллионе
Лет, отмелькавших, словно сон.
А там, в твоем несчетном лоне,
Роится новый миллион.

Мой вариант:

Впечатан Ноос в миллионе
Лет. Отмелькавших, точно сон
Вселенной. Но в бездонном лоне
Роится новый квинтильон.
 
"блуждает память" - в миллионе лет отмелькавших, словно сон.

Несогласна.
Память у Времени безупречная.
Она не страдает блужданиями.
Не слыхали про акаши-хроники? Скрижали Вечности.

Но "лет отмелькавших, словно сон" - так и не смогла заменить, потому как так и есть:годы мелькают, точно сны...

 
моя версия:

Впечатан Ноос в миллионе
Лет. Отмелькавших, точно сон

материя времени имманентно в себе содержит феномени памяти обо всем, что было, есть и возможно - будет.

Это Ноос времени, я расширю мысль Вернадского о ноосфере.
Ноос это разум материи, а разум это память, багаж.

А "словно сон" заменила на "точно сон", даже более подходящее старинному штилю. Нота бене как расставила я знаки препинания.

 
Впечатан Ноос в миллионе
Лет. Отмелькавших, точно сон
Вселенной. Но в бездонном лоне
Роится новый квинтильон.

Точки см мои.
Лет. Вселенной.
Так я даю декламационные паузы.

у Мариэтты:

А там, в твоем несчетном лоне,
Роится новый миллион.

проверила по изданию не и, а А там. сканер вообще прочел как Л.
Так я даю декламационные паузы.
Это замечательная мысль. и "роится" заменить на др.
слово не хотелось бы, именно рои.
"несчётное" вполне заменимо "бездонное", хотя к миллионам применимо лучше счётное - но неисчислимое.
Может лучше было бы "в неисчислимом лоне", но для этого нужна уже другая метрика стиха.

У Мариэтты, похваляющейся бессчетно своим философским образованием и некоторым образованием сверх того, в науках, довольно слабое воображение, если в природе Времени она находила что миллион - это много.

Время не знает нашего исчисления времени!
Оно вечно. Если же исчислять сколько существует Время! - то нет такой математики которая даже поставила бы такую задачу!

Квинтильон - это миллион миллионов.
То есть моя метафора:неисчислимо. время.
И хотя промелькали, точно сон, миллион лет нашей цивилизации, но для Времени это эпизод, не более.

 
уже промелькал миллион, а там, в твоем неисчислимом лоне роится новый миллион, а у меня:квинтильон.
что аналог народного:"сорок сороков".

 
3-ий катрен 1 части:

М.Ш.:

За голубым его теченьем,
Подобным Млечному Пути,
Суди грядущим поколеньям
Опять грядущее найти!

Мой вариант:
За светозарностью течений
Не только Млечного пути,
Суди мирам и поколеньям
Ты смысл из Хаоса найти.

 
миллион миллионов
сорок сороков

То есть метафора вечности.

 
М.Ш.:

За голубым его теченьем,
Подобным Млечному Пути,
Суди грядущим поколеньям
Опять грядущее найти!

------------

Самый слабый катрен.
 
Во-первых, повтор:

Суди грядущим поколеньям
Опять грядущее найти!

грядущим - грядущее

Даже в рамках стихотворения редко оправданы повторы, а тут в рамках катрена, практически рядом.
 
За голубым течением, подобным Млечному пути - это где? У Лукоморья?
 
Почему именно там Время должно судить грядущим поколеньям найти грядущее же?

А в нашей реальности и в нашей галактике Млечный Путь уже всё?!

 
Мих.Лифшиц однажды так высмеял квази эрудицию автора "Дневник Мариэтты Шагинян" что это стало притчей и анекдотом, хотя автор и лишился партбилета, ибо М.Ш. это не хухры-мухры, водилась с Сталиным и ЦК.

 
тавтология грядущим-грядущее
не единственный ляп катрена.

Млечный путь -сверхобразованная курсистка -философ и естественник, во вс случае, им читали и в пансионе, и в Бестужевке светила науки, как хвастает автор, представляет себе как "голубое течение".

 
Млечный Путь это не течение и не голубое, а другое. Мариэтта бы заглянула хоть в Википедию, нет, в словарь Брокгауза и эфрона.

 
Спрведливости ради, зрелая и поздняя Мариэтта Сергеевна - была великолепно-эрудированна, урок Мих. Лифшица пошел ей на пользу и читать позднюю М.Ш.-одно удовольствие.

 
"грядущие поколения опять находят грядущее" - это какой-то тавтологизм в квадрате!!
 
Чтобы понять где в стихах ляпы - переведите их на язык прозы, или верлибра. всё сразу высветится, где рифмой заткнул автор отсутствие смысла.

 
Потом время почему "судит"? Оно Судия? Непонятно.

 
Очевидно, это отголосок богословских штудий ранней Мариэтты Шагинян. Время у нее аналог Бога христианства, который судит.

 
Грядущее найти! разве грядущее ищут поколения - словно в пустыне?

Опять грядущее найти!
мало того что строчка слабая и безсмысла, так и восклицательный знак усиливает это впечатление, он здесь не нужен, так незаметнее проскочит безсмысленность.
 
Мой вариант:


За светозарностью течений
Не только Млечного пути,
Суди мирам и поколеньям
Ты смысл из Хаоса найти.

У меня тот же посыл, но по-другому.
Светозарность течений - это Мировой эфир. Чем я ныне увлечена, как и многие, новая физика. Но Эфир знали и в пору написания Оды времени. Так что "голубое течение" ну оочень невнятно!

"Не только Млечного Пути" - у меня, но не только означает что и Млечный Путь наша космическая колыбель пусть не обойдена будет таинственным Судией Времён.

И если уж грядущим поколениям снова искать - то смыслы их Хаоса. А Хаос что такое в философском и физическом смысле не мне Мариэтте бы объяснять.

Ибо мы структурируем Хаос, в этом и суть Разума, Нооса, Познавания и Творчества жизни поколений.

 
Лифшиц лишился партбилета, а то в моей фразе двусмысленность.

 
Итак, резюме. Моя версия несомненно сильнее и формой поэзии, и содержанием смыслов. В моих стихах нет ляпов.

 я долго считала что стихи не моё и не дано. Но 10 лет стихиры таки вызрели и во мне что-то. и сейчас чую, что могу лучше иных распиаренных классиков и стихов.

 

 
вот Флейта идеальное стихо, но потому что лирика, здесь не нужны глубокие позннаия в разных отраслях знаний, а только лирическое чувство и словарный запас.
 
По прежнему сладостны вёсны...
в сети нет этих стихов М.Ш. а то что я популяризировала -у меня удаляют.

 
в викитеке нет даже Оды времени, настолько не считается достойной, столько стихов там а этих нет.
 
Мариэтта была талантливая поэтесса, в некоторых строках чудо. Но и слабые стихи есть. надо было работаь дальше. газетные очерки уйдут в забвенье и архивы.
злоба дня - тоже. а стихи останутся если повезет, в вечности.
Ржавеет золото и истлевает сталь...

"Гидроцентраль" - производственные темы,  разрабатывавшмеся первыми сов. писателями, все ушло. Пророчество Льва Троцкого о грядущей великой пролетарской культуре мягок говоря не сбылось, осталось горстка из соцреализма лит и искусства.
Ну что ж, стихи так стихи.
 
"Зарубежные письма" - том путевых очерков М.Шагинян считаю лучшим чтением для успокоения нервов и образцом для написания своих.

 
Не буквально только путевые очерки, если у вас нет таких широких разъездов по миру, как у неё, а том содержит прежде всего развернутые критические рецензии на спектакли. фильмы выставки и прочее, так что для пера в этом жанре. содержит и вставные новеллы, скажем Ян Амос Коменский в "Чехословацких письмах". и т.д. рассуждения об английском театре, о быте в разных странах, и пр. и пр.

 
Я 10 лет писала рецензии, не жалея сил и времени,— другим.
А теперь я буду писать рецензии — и на свои творения. Вот идея  сборника стихов необычная:сборник стихов(их мильон)-с автокомментариями, это уже у меня не впервые, вот на днях еще сама октомментировала стихи-вариации из А.Белого.

 
Мильон сборничков стихов, точны сны, издаются, почти никем нераскупаются и мало читаются. а я креативная, я придумала с своим объяснениями своих стихов, хотя плоско и банально считается, что хорошие стихи не должны автором объясняться. это смотря какой автор и как комментирует свои произведения. Если он на большее чем стиплом по отношению к чужим текстам не способен...

 
То и свои не объяснит
А как он их кропал - то тоже загадки для читателя, якобы из космоса

 
Это давний миф и сказочка, про таинственное наитие. каким рождаются стихи.
На самом деле, всё именно так как я выше правдиво излагаю своим богатым словарным запасом и роем ассоциаций. Мы творим своё только в диалоге с другим. Душа с душой если уж о космосе речения вести...

 09/11/2021
писала  три часа.
 

https://zera-cherkesov.livejournal.com/210483.html

Перепубликация с исправлениями опечаток.
© Copyright: Зера Черкесова 2, 2021
Свидетельство о публикации №121120900366

----------

20.

Путь Полярной звезды
Путь Полярной звезды
Зера Черкесова 2
Конфуций сравнивал  мудрого  правителя с полярной звездой, которая находится в покое, поэтому остальные звезды притягиваются к  ней.

---------
С улыбкой я сочинила эту танку, озаглавив  ее:Дао  Полярной  звезды-Путь Полярной звезды-путь мудрого правителя:

       ***
Полярная звезда  взошла на  горизонте
Холодно мерцая, она бесстрастно взирает  на людские страсти
Правитель медитируя  на Полярную-обретает ХАРИЗМУ и народ преклоняется  пред ним.

------------
Но  почему  Конфуций сравнивал мудрость  правителя именно с  полярной звездой?
Уникальность Полярной звезды в том, что она находится ближе других звезд, видимых невооруженным глазом, к северному полюсу мира, на расстоянии около 1°. Из-за этого она все время находится фактически на одном и том же месте, вне зависимости от времени суток и года. Неподвижность Полярной звезды вот уже полторы тысячи лет делает ее верным ориентиром для мореплавателей, скотоводов и путешественников.

 Полярная звезда представляет собой систему из трех звезд. Полярная А — яркая звезда-сверхгигант внизу рисунка. Звезда Полярная В находится в 18 угловых секундах от нее и видна уже в любительские телескопы, а звезда Полярная Ab находится так близко к Полярной А, что ее смогли увидеть только в 2006 году при помощи космического телескопа «Хаббл». Рисунок: NASA, ESA, G. Bacon (STScI)

2014г.
-------


Рецензии