Про Кавказ, про Америку и про Буратино

В канун своего семидесятого дня рождения режиссёр кино Александр Сокуров констатировал, что практически ни один из его кавказских учеников не остался поднимать культуру родного края. Пять лет Сокуров самолично в Кабардино-Балкарском госуниверситете готовил для Северного Кавказа культурную элиту, для которой в итоге не нашлось подобающего места, или они сами его не сумели найти. Ученики маэстро Сокурова сегодня успешно штурмуют европейские и американские кинофестивали. Их имена мелькают в самых престижных таблоидах. Кира Коваленко буквально вчера произвела фурор в Каннах. Про это пишу не для того, чтобы кого-то обвинить, хочу обрисовать общекультурный тренд Северного Кавказа.

Культура это некая матрица, которая определяет форму мышления человека, стиль поведения, алгоритм действия в реальной жизни. У меня чётко сложилось мнение, что основная форма подъема национальных культур народов Северного Кавказа с 90- х годов бурно началась и закончилась изучением зажигательных танцев. Дальше дело не шипко пошло. Хорошо помню 90-е годы, когда родители кинулись записывать детей на национальные танцы, слава Богу для этого, как грибы после дождя открывались частные школы. Позже и взрослые мужи тоже захотели танцевать, и появились курсы нацтанца для взрослых. Вот так многие жители Северного Кавказа ощутили себя настоящими кавказскими мужчинами. Научив своих детей танцевать, большинство кавказцев решили, что их культурная миссия перед будущими поколениями окончена. Дальше уже пошла мода на поломанные уши, а последний тренд – это бороды всех видов. Александр Николаевич Сокуров попытался изменить ход культурной истории в регионе, но по его же признанию не вышло.

После активизировались любители и ценители истории. Столько написали, столько наворотили, что смешно и грустно до сих пор. Что уж там говорить, кавказские деятели даже делили национальную принадлежность Адама и Евы. Некоторые до наших дней продолжают верить в собственные выдумки. Ну это не страшно, юность тоже проходит. Помню в далёком детстве моя бабушка Кычи Геляхова растапливала вечером дровяную печь в селении Хасанья, зажигала по привычке керосинку, хотя электричество было, а что бы я скорее заснул рассказывала мне балкарские сказки. Дома у родителей, в Нальчике, я привык к европейским и русским сказкам, которые мне читала мама и потому просил бабушку прочитать мне про Буратино. Благо по соседству жил профессор Аппаев Аскер Макарович, который щедро снабжал меня литературой. Я тогда не знал, что бабушка Кычи не умеет читать и понятия не имеет, кто такой этот Буратино.

Позже я ей показал красочную книжку с Буратино. Имя Буратино бабушка не могла запомнить и он получил от неё новое прозвище – Узунбурун, что переводится, как длинный нос. А Карабаса-Барабаса бабушка прозвала – Ачу-баба, что в переводе «Злой дед».

Мне было комфортно жить с этими всеми сказками, с Узунбуруном, Ачу-бабой. Они были полны событий. Я же, как и все дети думал, что там всё по-настоящему. Прошли годы, я учился, образовывался, получил красный диплом Российского экономического университета имени Плеханова. Одним словом, повзрослев понял, что сказки, это всего лишь сказки. Хотя, конечно, расставаться со своими детскими впечатлениями и грёзами было очень грустно. Поэтому есть надежда, что другие тоже повзрослеют, будут мыслить другими категориями и наконец то поймут, что очаг в каморке папы Карло, даже хорошо нарисованный, но всё-таки не настоящий.
 
Нашими детскими впечатлениями и особенно желаниями пользуются взрослые дяди, которые живут в Западном мире и используют кавказцев в своих геополитических игрищах. А пользуются взрослые дяди примитивными приёмами. Они разными способами поддерживают тех авторов, которые готовы сочинять небылицы и сказки. Например, взрослые дядьки из заграницы подкидывают мысль о том, что какой-то местный народ был в ранней своей истории очень крутым и сильным, покоряющим разные царства, обладающим обширными территориями, государственностью. Этот миф вбрасывается в массы, расписывается умелыми авторами и раскручивается современными методами.

Природа мифа однозначна. Миф создается, живет своей жизнью, а потом все понимают, что это миф. Да, наверно, для народов, в особенности малых, это большое разочарование. В современном мире процесс рождения мифа несколько иной. Факты уступают место интерпретации истории, которые впоследствии превращаются в мифы. Кому и для чего это нужно? На основе мифа формируется коллективное общественное сознание, установки поведения, которыми легко управлять. С помощью мифов можно удерживать общество в латентном конфликтогенном состоянии, для того, чтобы в нужный момент разыграть карту, выгодную для заинтересантов. То есть мифотворчество это составная для манипуляции общественным сознанием. Однако это свойственно в большей степени для традиционного общества. Помимо того, что характер мифа мобилизационный, он еще является и порождением недостаточного знания или вообще незнания. На сегодняшний день возникновение мифа – это преобладание мнения над фактом.

Естественным способом люди верят мифам. Я и сам по началу верил. Ну кто не поверит, если расскажут, «докажут», что твой прадед был самым сильным или богатым в родном селе Любой поверит с большим удовольствием. Самое же опасное, что человек даже не захочет проанализировать сказанное, так как обманка такая сладкая и так хорошо ложиться в требования личного эгоистического мира тщеславия, что расстаться с ней почти невозможно. По каким-то причинам отключается анализатор. Ну если твой прадед был так крут и богат, ты живёшь на его земельном участке в 10 соток, помнишь тот саманый домишко, старенькую железную кровать, что была в каждом доме, где же тогда, то самое богатство деда? Например, когда вижу напротив первой поликлиники дом князей Малкаруковых, понимаю, что Дадаш Малкаруков был действительно не бедным человеком. Привез из Швейцарии породу крупного рогатого скота (Швицкую), основал сырный завод, производил настоящий швейцарский сыр. И так далее. Или вспоминаю реставрированное одним мастером выброшенное кем-то кресло валия Кабарды князя Атажукина. Только по одному этому креслу мне было ясно, что Атажукин был знатный и богатый человек. Кстати, кресло выкупил у реставратора местный банкир.

Надо всё же критически подходить к информации, чтобы опасно не увлечься сказками и мифами. Очень огорчает националистическая ментальность и риторика многих наших сограждан, которые могут часами развивать тему своего национального величия. Причём это касается всех. Если представить ситуацию, что человеку балкарской национальности вдруг по болезни понадобилось переливание крови. На станции переливания крови, что на улице Тарчокова, имеется подходящая кровь, но сдавал её человек кабардинской национальности. Будет ли иметь значение для экстренно
нуждающегося балкарца - чья для спасения кровь? Ой вряд ли. То же самое и для кабардинца, которому нужно спасать жизнь, абсолютно будет без разницы чьей кровью будут его спасать. Раз так, значит биологически нас всех Всевышний создал примерно одинаковыми? Надо понимать, почему все мировые религии несут в себе матрицу глобализма, не делая разницы между расами и народами. Пророки действительно Пророки, великие люди. Они сразу изрекли формулу мирной жизни, что если ты веришь в того же Бога, что я, ты мой брат по вере. Иса Байгамбар же пошёл ещё дальше, когда сказал своей матери Марьям, что его семья, его братья и сестры те, кто верит в единого с ним Бога. Последний пророк Мухаммед Байгамбар фактически подтвердил эту формулу взаимоотношений между народами. Брат для мусульманина это не тот, что с тобой единой национальности, а тот, кто принял ислам и стал мусульманином. Не это ли наиважнейший и правильный принцип жизни, который никак не примут на Северном Кавказе? Величайшие люди всех времён и эпох, от имени Бога увещевают нас стереть национальные предрассудки. Но многие из нас, прочитав книгу какого-то недоученного автора, становятся одержимы националистическими идеями. Почему же не прочитать труды великих – Гермеса, Платона, Плутарха, Иисуса, Мухаммеда, Толстого, Кулиева, Кешокова… Кто из них призывал цепляться за шипы национализма? Никто! Потому что эти люди поднялись к вершинам человеческого духа и поняли истину. У высшего духа нет национальности. А сейчас многие, проучившись в школах 11 лет, вузах 6 лет, иной раз несут несусветную чушь, размышляя об истории и культуре. Вот уж действительно горе от ума.

Ну вот опять в конце хотел вернуться к моей доброй бабушке Кычи. В Нальчике по соседству с нами на проспекте Ленина жили Кажаровы. К ним привозили их бабушку, такую же древнюю и неграмотную, как и моя бабушка Кычи Хажумаровна. Обе бабушки вообще не говорили на русском языке. Наша бабушка только говорила на балкарском, а кажаровская только на кабардинском. Нас детей удивляло то, что наши бабушки вместе сидели и вязали целый день, общались, смеялись, что-то обсуждали… но как??? Теперь уже понимаю, что если люди хотят дружить и общаться, проводить
вместе время, что-то решать и обсуждать, они найдут способ и возможность понять друг друга, если даже не умеют читать и писать, и не понимают национального языка друг друга. Было бы у людей желание дружить и жить рядом, а способы всегда найдутся.


Рецензии