К. Маркс. Манифест. Феодальный социализм
Самой такой организованной группой, подрядившейся во времена "Манифеста" работать под социалистическими лозунгами в рядах аристократии была "Молодая Англия". Возникла группа в самых фешенебельных апартаментах Итонского колледжа и Кембриджского университета. Основавшие ее аристократы лорды Маннерс, Хоуп, Кокрэйн, когда сидели на мели, то есть нечем было заплатить за дорогие вина и заклады на скачках, начинали жалеть об участи бедняков и докатились до того, что все беды увидели в буржуях, которые никогда не покупают дорогих вин и не просаживают деньги в азартных играх, а складывают их в сундуках, обирая бедный аристократический люд.
Втемяшившийся в их ряды хитрый еврей Б. Дизраэли все эти вздохи и ахи оформил в нечто наподобие манифеста ("Введение в английскую конституцию", 1835), а лорд Маннинг изложил все это в стихах. Их программа включала в себя возрождение феодализма, где бы господа и рабы жили одной семьей, делили одни заботы и печали, и чтобы были уничтожены все эти фабрики и заводы, ибо простой здоровый труд ремесленника и хлебопашца вполне по силам обеспечить потребности человека. Смейтесь, смейтесь, но на пороге III тысячеления с подобными же идеями всерьез носятся наши русские патриоты, все эти шефнеры, куняевы и их многочисленная провинциальная рать.
Как бы то ни было, "молодые англичане" пролезли в парламент и сделали его трибуной своих взглядов. Многие интеллигенты купились на эту нехитрую удочку. Горячим сторонником их стал и до конца жизни оставался Карлейль. Вот кто умел клеймить блага рыночной экономики "горьким, остроумным, язвительным приговором": "У нас в Англии, оказывается кризис перепроизводства: 'Слишком много рубашек' Вот так новость для нашей вечной Земли, где девятьсот миллионов ходит раздетыми... Два миллиона раздетых сидят как истуканы в этих Бастилиях - работных домах, еще пять миллионов (по некоторым сведениям) голодают, как Уголино, а для спасения положения, говорите вы - так ведь вы говорите? - 'Повысьте нам ренты!' - слишком уж весело вы разговариваете с этими бедными ткачами рубашек, этими перепроизводителями!"
Молодые и настырные социалисты были замечены, Дизраэли был введен в кабинет министров, а чуть позже стал одним из вершителей английской политики XIX века. Разумеется, со всякими там социализмами было покончено: нужно было заниматься серьезными делами ("Кто в молодости не был социалистом, у того нет сердца, кто в старости не стал консерватором, у того нет разума").
Во Франции феодальный социализм принял ярко выраженную христианскую окраску. Ламеннэ по салонам пугал и восхищал светских людей и дам призраками грядущей социальной катастрофы, и называл Христа, основываясь на всяких там "не трудящийся, да не ест", "труднее верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в рай", первым и главным социалистом в истории человечества. Его христианский социализм так же быстро испарился, как и у его английских собратьев по разуму.
Так что феодальный социализм как политическое и идеологическое течение исчез задолго до смерти Маркса. Исчез, чтобы возродиться и исчезнуть сначала в конце XIX века, потом в начале XX, а потом снова и снова. Это странное направление взглядов похоже на сернистый ангидрид, который содержится почти во всяком топливе. При сгорании он соединяется с водяными парами, легко образует сернистую кислоту -- настоящий бич турбин, котлов, двигателей внутреннего сгорания -- которая совершив свое черное дело, так же легко распадается на воду и сернистый ангидрид.
Так же легко возникают и распадаются соединения социализма со всякими так христианством, мусульманством, буддизмом, течениями, зовущими в прошлое. Никакой концепции, доктрины, системы взглядов феодальный (и христианский) социализм так до сих пор и не выдал, хотя под этом брендом существуют и довольно-таки влиятельные институты (Христанско-социалистический союз в Германии, например).
Как правило, к феодальному социализму приходят либо энтузиасты, обалдевшие от бьющего по мозгам, душам и всем частям тела прогресса и хватающиеся за соломинку ушедших эпох, либо политические жулики и проходимцы.
Таким идеалистом был Моррис, "социалист чувства", как его презрительно именовал Ленин. Как собака на кошку, так же он смотрел на машинное производство и вздыхал по феодальным временам. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. Как истый англичанин, он пытался поставить свои идеи на деловую основу. В 1861 году он создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства. В мастерских Морриса всё производилось вручную. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. И хотя мастерские просуществовали и успешно до 1940 года, к победе социализма они не привели, оставшись забавным, курьезным историческим эпизодом.
А что касается жуликов...
"Первым коммунистом в новом летосчислении был Иисус Христос, который страждущих, сирых, больных возвышал, за это и пострадал (..) практически во всех религиях есть один общий постулат - возлюби ближнего как себя самого. Вот в этом и заложена суть идеи коммунизма" (современный коммунист)
Свидетельство о публикации №223021600201