Шестов
В 1898 г. вышла первая книга Шестова – «Шекспир и его критик Брандес». Уже здесь вполне определились основные темы его творчества: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и «научное» мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Здесь же Шестов обнаруживает своего главного противника – философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность «объективных обстоятельств», унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании «разумной необходимости». Критика разума вообще и философского умозрения составляют отныне содержание всего творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.
Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что «неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями». Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: «Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность». Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение («чего-нибудь да стоит»), только если он признает, «что она безусловно не может быть ни для кого обязательной». Шестов отрицал «оправданность» любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, «становления абсолютного всеединства» Владимира Соловьева или «творчества богочеловечности» Бердяева. Историческое познание, считал он, в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История – «простое повествование». Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может «только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения».
Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что «бывшее станет небывшим» и волею Абсурда «железная» логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. «Для Бога нет ничего невозможного, писал он, – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».
Важной вехой в творческой биографии Шестова стала его книга «Добро и зло в учении графа Толстого и Фридриха Ницше» (1900), стяжавшая ему известность в столицах. В «Мире Искусства» Дягилева, частями была напечатана его третья книга «Достоевский и Ницше» (1903). Заметный резонанс имел труд Шестова «Апофеоз беспочвенности» (1905), который, по свидетельству некоторых современников, произвел впечатление разорвавшейся бомбы среди самых разнообразных читателей (хотя, вообще говоря, бунт Шестова против разума и морали был и непонятен, и неприятен для его поколения, до такой степени оно находилось «в плену у научности»).
Октябрьский переворот Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как «деспотическую» и «реакционную». В 1919 г. он эмигрировал из России, провел год в Женеве, а с 1921 г. и до конца своих дней жил во Франции. На момент приезда его имя было совершенно неизвестно за границей. Однако очень скоро оригинальность его работ и парадоксальность суждений привлекли к себе внимание публики. О Шестове заговорили, как о «новом великом европейском критике» и о «замечательном мыслителе». Уже в эмиграции вышли такие важные его работы, как «Власть ключей» (1923), «На весах Иова» (1929), «Афины и Иерусалим» (1938).
Умер Шестов в ноябре 1938 г. в Париже. После его смерти были опубликованы: «Киркегард и экзистенциальная философия» (1939), «Умозрение и откровение» (1964), «Sola fide – Только верою» (1966).
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Свидетельство о публикации №223021600231
Оксана Куправа 21.02.2023 03:06 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 21.02.2023 06:09 Заявить о нарушении
Оксана Куправа 21.02.2023 11:26 Заявить о нарушении