Сергей Булгаков

Выдающийся  русский философ, богослов и экономист Сергей Николаевич Булгаков родился в июле 1871 г.  в городе Ливны Орловской губернии в семье священника. После окончания в 1884 г. Ливенского духовного училища он поступил в Орловскую духовную семинарию, которую оставил в 1889 г., разочаровавшись в религии. Окончив в 1896 г. юридический факультет Московского университета, Булгаков уехал в Германию, где занимался политэкономией. Там же он сблизился с социал-демократами и примкнул к марксизму. Вернувшись в Москву, Булгаков защитил магистерскую диссертацию "Капитализм и земледелие". С  1901 по 1906 г. он занимал кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. В 1903 г. вышла  книга "От марксизма к идеализму", знаменовавшая отход Булгакова от экономического материализма и наметившая сближение с православной Церковью. Сходную эволюцию проделали в те годы Струве, Франк и Бердяев. Совместно с Бердяевым Булгаков издавал в 1905 г. журнал религиозно-философского направления "Вопросы жизни". С 1906 по 1918 гг. он был профессором политэкономии Московского университета. В 1906 г. был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1911 г. Булгаков вышел в отставку в знак протеста  против нарушения правительством университетской автономии. В том же году был опубликован том его очерков «Два града». В одной из статей цикла «Апокалиптика и социализм» Булгаков проводил любопытную параллель между социализмом Маркса и еврейской хилаистической утопией (хилаизм – золотой век, тысячелетнее Царство Святых на земле). Избранный народ, носитель  мессианской идеи заменяется здесь «пролетариатом» с особой пролетарской душой и особой революционной миссией. Роль Сатаны, естественно, досталась на долю класса капиталистов, возведенных в ранг метафизического зла за свою профессиональную склонность к накоплению. Мессианским мукам и скорбям здесь соответствует  неизбежное и все прогрессирующее обеднение народных масс, а тысячелетнему Царству Святых – светлое социалистическое будущее.   Но как могло возникнуть подобное учение? Широкое распространение социалистических идей Булгаков объяснял «карой за грехи исторического христианства». Христиане сделали очень мало для того, чтобы реформировать экономическую систему в духе социальной справедливости. Между тем подлинный, «практический социализм» есть «лишь средство для осуществления требований христианской этики». Однако на этом пути должна возникнуть «подлинно христианская церковная культура», охватывающая все аспекты жизни – науку, философию, искусство, социальную организацию.
В 1916 г. Булгаков окончил свою основную религиозно-философскую работу «Свет Невечерний», над которой работал шесть лет. Здесь, в частности, было изложено его учение о Св. Софии, которая занимает  место между Богом и миром. София – это божественная «Идея». Как приемлющая свою сущность от Отца, она есть создание и дщерь Божья; как познающая Божественный Логос и Им познаваемая, она есть невеста Сына и жена Агнца, как приемлющая  излияние даров Св. Духа, она есть Церковь и вместе с этим становится и Матерью Сына, воплотившегося  наитием Св.Духа от Марии, и она же есть идеальная душа твари – Красота. Как нечто высшее по сравнению с тварью София – это четвертая ипостась, не участвующая, однако,  внутри божественной жизни. По отношению к мировой множественности София есть органическое единство  идей всех тварей. София в ее космическом лице – это мировая душа, творящая природа. Каждая тварь с положительной стороны может быть названа софийной, поскольку имеет в себе содержание или идею, которые являются ее основной нормой. Однако твари имеют и отрицательную сторону – материю, как ничто (то самое совершенное Ничто, которое Бог призвал к бытию). Сотворение мира в Софии Булгаков мыслил как обособление ее потенциальности от вечной ее же актуальности, чем и создается время с временным процессом. Вообще сотворение мира состояло в том, что Бог положил в его основу свой собственный мир не как извечно существующий, а как становящийся. В этом смысле Он заменил свой Божественный мир ничем, погрузив его в становление. (Повторяя Себя в творении, Бог как бы отразил Себя в небытии).
В 1918 г. Булгаков принял священнический сан. В 1922 г. он был выслан за пределы СССР. Сначала Булгаков преподавал в Праге, в 1924 г. он переехал в Париж, где с 1925 г. занимал кафедру догматического богословия в Парижском Православном Духовном институте и являлся его деканом. В 1927 г. вышла первая часть трилогии Булгакова "Купина Неопалимая", в том же году появилась вторая часть — "Друг Жениха", в 1929 г. — третья — "Лестница Иакова". В 1933—1945 гг. была опубликована вторая булгаковская трилогия: "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). В этих книгах Булгакова развивалось его учение о Божественной Софии. Божественная София как панорганизм идей является вечным человечеством в Боге, Божественным прототипом и основой человеческого бытия. Логос, в котором олицетворена  божественная София, есть вечный человек – небесный человек, сын Бога. В акте Боговоплощения произошло как бы самоограничение Логоса, который отверг славу своего Божества до такой степени, что его Божественная сущность соразмерилась с человеческой.  Это возможно, поскольку еще до воплощения человеческая личность была в какой-то мере родственна личности Божественной. Такое соотношение существовало благодаря Божественной Софии, которая есть вечное Человечество в Боге. Цель самоотречения Логоса  была возрождение падшего человечества, искупление его от греха и примирение с Богом.
Уже после смерти философа вышли его книги "Апокалипсис Иоанна" (1948) и "Философия имени" (1953). Умер Булгаков в январе 1944 г. в Париже от кровоизлияния в мозг.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии