Сергей Булгаков
В 1916 г. Булгаков окончил свою основную религиозно-философскую работу «Свет Невечерний», над которой работал шесть лет. Здесь, в частности, было изложено его учение о Св. Софии, которая занимает место между Богом и миром. София – это божественная «Идея». Как приемлющая свою сущность от Отца, она есть создание и дщерь Божья; как познающая Божественный Логос и Им познаваемая, она есть невеста Сына и жена Агнца, как приемлющая излияние даров Св. Духа, она есть Церковь и вместе с этим становится и Матерью Сына, воплотившегося наитием Св.Духа от Марии, и она же есть идеальная душа твари – Красота. Как нечто высшее по сравнению с тварью София – это четвертая ипостась, не участвующая, однако, внутри божественной жизни. По отношению к мировой множественности София есть органическое единство идей всех тварей. София в ее космическом лице – это мировая душа, творящая природа. Каждая тварь с положительной стороны может быть названа софийной, поскольку имеет в себе содержание или идею, которые являются ее основной нормой. Однако твари имеют и отрицательную сторону – материю, как ничто (то самое совершенное Ничто, которое Бог призвал к бытию). Сотворение мира в Софии Булгаков мыслил как обособление ее потенциальности от вечной ее же актуальности, чем и создается время с временным процессом. Вообще сотворение мира состояло в том, что Бог положил в его основу свой собственный мир не как извечно существующий, а как становящийся. В этом смысле Он заменил свой Божественный мир ничем, погрузив его в становление. (Повторяя Себя в творении, Бог как бы отразил Себя в небытии).
В 1918 г. Булгаков принял священнический сан. В 1922 г. он был выслан за пределы СССР. Сначала Булгаков преподавал в Праге, в 1924 г. он переехал в Париж, где с 1925 г. занимал кафедру догматического богословия в Парижском Православном Духовном институте и являлся его деканом. В 1927 г. вышла первая часть трилогии Булгакова "Купина Неопалимая", в том же году появилась вторая часть — "Друг Жениха", в 1929 г. — третья — "Лестница Иакова". В 1933—1945 гг. была опубликована вторая булгаковская трилогия: "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). В этих книгах Булгакова развивалось его учение о Божественной Софии. Божественная София как панорганизм идей является вечным человечеством в Боге, Божественным прототипом и основой человеческого бытия. Логос, в котором олицетворена божественная София, есть вечный человек – небесный человек, сын Бога. В акте Боговоплощения произошло как бы самоограничение Логоса, который отверг славу своего Божества до такой степени, что его Божественная сущность соразмерилась с человеческой. Это возможно, поскольку еще до воплощения человеческая личность была в какой-то мере родственна личности Божественной. Такое соотношение существовало благодаря Божественной Софии, которая есть вечное Человечество в Боге. Цель самоотречения Логоса была возрождение падшего человечества, искупление его от греха и примирение с Богом.
Уже после смерти философа вышли его книги "Апокалипсис Иоанна" (1948) и "Философия имени" (1953). Умер Булгаков в январе 1944 г. в Париже от кровоизлияния в мозг.
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Свидетельство о публикации №223021600241