Дж. Грэшем Мейчен. История и вера

ИСТОРИЯ И ВЕРА
Дж.Грэшем Мейчен (1915)
 
Изучающий Новый Завет должен быть в первую очередь историком. Центром и ядром всей истории. Все остальное, что следует в предположении, в основном в исторической рамке и связано с возникновением кульминации. Библия - это вся запись событий.
Это утверждение не принадлежит бесспорным. Современная Церковь не терпелива к истории. История, как нам говорят, это мертвая вещь. Давайте забудем амаликитян и сразимся с врагами, которые у наших дверей. Истинную суть следует искать в вечных идеях; история - это просто форма, в которой вы реализуете эти идеи. Не имеет значения, является ли история реальной или вымышленной; в любом случае идеи одни и те же. Не имеет значения, был ли Авраам историческим персонажем или мифом; в любом случае его жизнь является вдохновляющим верой. Не имеет значения, действительно ли Моисей был посредником между Богом и Израилем; в любом случае летопись на Синае воплощает идею его завета между Богом и народом. Не имеет значения, действительно ли Иисус жил, умер и воскрес, как о нем в Евангелиях; в любом случае евангелическая картина, будь то идеальная или историческая, поощряет сыновнее благочестие. Таким образом, религия стала независимой, как следует из неопределенности медицинских исследований. Отделение христианства от истории большой проблемой современного богословия. Это была вдохновляющая попытка. Но это был провал.
Откажитесь от истории, и вы сохраните некоторые вещи. Вы можете сохранить в Бога. Но философский теизм никогда не был могущественной устойчивостью в мире. Вы можете сохранить высокий этический идеал. Но будьте предельно ясны в одном вопросе - вы никогда не сможете сохранить Евангелие. Ибо Евангелие означает «Благую весть», вести, информацию о чем-то, что произошло. Другими словами, это означает историю. Евангелие, независимое от истории, - это просто противоречие в терминах.
Мы заперты в этом мире, как в базовом лагере. Современная проповедник массового потребления, встревоженных суровыми фактами, жизнь набирает мужества. Давайте посмотрим на Богу как на фотографии Отцу; давайте смело арестовать за жизнь. Но, увы, факты слишком очевидны – те факты, которые всегда с нами. Факт страдания! Откуда вы знаете, что Бог - это сама любовь и доброта? Природа полна ужасов. Человеческие страдания могут быть неприятными, но они реальны, и Бог должен иметь к этому какое-то отношение. Факт смерти! Как бы ни были приятны земные радости, нельзя исключать, по поводу того, что они скоро уйдут, и какая польза от радости, которые происходят для всего один день? Отрезок жизни - и затем, для всех нас, пустая, непостижимая тайна! Факт вина! Что, если говорить о обсуждении, должно быть всего лишь предвкушением суда? что, если контакт с бесконечным должен быть контактом с ужасающей бесконечностью святости? Что, если непостижимая причина всего сущего праведным Богом? Факт греха! Рабство проверено! Это странное подчинение таинственной силе зла, которое неудержимо входит в какую-то неизвестную бездну! На эти современные факты проповедник отвечает увещеванием. Извлеките максимальную пользу из ситуации, говорит он, смотрите на светлую сторону жизни. Очень красноречиво, мой друг! Но, увы, вы не можете изменить факты. Современный проповедник предлагает размышления. Библия предлагает больше. Библия предлагает новости – не размышления о старом, а вести о чем-то новом; не то, что можно вывести или что-то, что можно открыть, но то, что произошло; не философия, а история; не увещевание, а Евангелие. если непостижимая причина всего сущего праведным Богом? Факт греха! Рабство проверено! Это странное подчинение таинственной силе зла, которое неудержимо входит в какую-то неизвестную бездну! На эти современные факты проповедник отвечает увещеванием. Извлеките максимальную пользу из ситуации, говорит он, смотрите на светлую сторону жизни. Очень красноречиво, мой друг! Но, увы, вы не можете изменить факты. Современный проповедник предлагает размышления. Библия предлагает больше. Библия предлагает новости – не размышления о старом, а вести о чем-то новом; не то, что можно вывести или что-то, что можно открыть, но то, что произошло; не философия, а история; не увещевание, а Евангелие. если непостижимая причина всего сущего праведным Богом? Факт греха! Рабство проверено! Это странное подчинение таинственной силе зла, которое неудержимо входит в какую-то неизвестную бездну! На эти современные факты проповедник отвечает увещеванием. Извлеките максимальную пользу из ситуации, говорит он, смотрите на светлую сторону жизни. Очень красноречиво, мой друг! Но, увы, вы не можете изменить факты. Современный проповедник предлагает размышления. Библия предлагает больше. Библия предлагает новости – не размышления о старом, а вести о чем-то новом; не то, что можно вывести или что-то, что можно открыть, но то, что произошло; не философия, а история; не увещевание, а Евангелие. которая неудержимо входит в какую-то неизвестную бездну! На эти современные факты проповедник отвечает увещеванием. Извлеките максимальную пользу из ситуации, говорит он, смотрите на светлую сторону жизни. Очень красноречиво, мой друг! Но, увы, вы не можете изменить факты. Современный проповедник предлагает размышления. Библия предлагает больше. Библия предлагает новости – не размышления о старом, а вести о чем-то новом; не то, что можно вывести или что-то, что можно открыть, но то, что произошло; не философия, а история; не увещевание, а Евангелие. которая неудержимо входит в какую-то неизвестную бездну! На эти современные факты проповедник отвечает увещеванием. Извлеките максимальную пользу из ситуации, говорит он, смотрите на светлую сторону жизни. Очень красноречиво, мой друг! Но, увы, вы не можете изменить факты. Современный проповедник предлагает размышления. Библия предлагает больше. Библия предлагает новости – не размышления о старом, а вести о чем-то новом; не то, что можно вывести или что-то, что можно открыть, но то, что произошло; не философия, а история; не увещевание, а Евангелие. Библия предлагает новости – не размышления о старом, а вести о чем-то новом; не то, что можно вывести или что-то, что можно открыть, но то, что произошло; не философия, а история; не увещевание, а Евангелие. Библия предлагает новости – не размышления о старом, а вести о чем-то новом; не то, что можно вывести или что-то, что можно открыть, но то, что произошло; не философия, а история; не увещевание, а Евангелие.
Библия содержит запись о чем-то, что произошло, о чем-то, что появилось новое лицо. Что это за нечто, рассказанное нам в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Это жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Авторитет должен быть проверен здесь, в промышленности. Правда ли то, что говорит Библия об Иисусе?
Библейское собрание об Иисусе содержит тайны, но его суть можно выразить почти одним словом. Иисус из Назарета не был рождением мира, но Спасителем, пришедшим извне мира. Его рождение было тайной. Его жизнь была жизнью совершенной чистоты, внушающей трепет праведности и церковной, суверенной власти. Его смерть была не просто святым мучением, но жертвой за грехи мира. Его воскресение не было стремлением к сердцу его учеников, а могущественным деянием Бога. Он жив и встречается в этот час, чтобы помочь нам, если мы обратимся к Нему. Он больше, чем один из сыновей потребителей; Он находится в тайном союзе с вечным Богом.
Это библейский рассказ об Иисусе. Сегодня этот противостоит другой рассказ. Этот рассказ представляет собой множество форм, но суть его простаты. Иисус из Назарета, утверждается в нем, был прекраснейшим цветком человечества. Он прожил жизнь замечательной чистоты и бескорыстия. Его сыновнее благочестие было чрезвычайно тяжелым, его сознание миссии было чрезвычайно сильным, что он стал считать себя не просто пророком, но Мессией. Выступая против лицемерия судебного разбирательства или неосмотрительно навязывая высокие требования, он принял мучительную смерть. Он умер на кресте. После его смерти его впоследствии были обескуражены. Но его дело не было потеряно; память о нем была слишком сильна; ученики просто не могли пройти, что он погиб. Психологически предрасположенные таким образом, они требуют видения; они думали, что видели его. Эти видения были галлюцинациями. Они были использованы, с помощью личности, которая сохраняет свою силу; они были основами христианской церкви.
В этом, словом, проблема. Иисус - рождение мира или небесное существо, пришедшее извне? Учитель и пример или Спаситель? Вопрос точный — Библия против современной проповедника. Вот настоящее заключение. Если Библия права здесь, в решающий момент, вероятность, она права и в другом месте. Если она неправа здесь, то ее достоверность исчезла. Вопрос должен быть решен. Что мы должны думать об Иисусе из Назарета?
Сохранились некоторые интересные документы; это послания Павла. Подлинность их – во время возникновения, главные из них – несерьезная тревога, и их можно датировать с достоверной тревогой. Следовательно, они фиксированную точку отправления в споре. Эти послания были написаны замечательным человеком. От Павла нельзя легко отмахнуться. Он, безусловно, был мягко, говоря, из самых влиятельных людей, которые когда-либо жили. Его влияние было усилением здания; вероятно, оно не было встречено на песке.
В своих письмах Павел раскрыл самый впечатляющий опыт. Этот опыт был основан не на глубокой философии или смелых отправлениях, а на отправлении в Европу, который жил всего несколько лет назад. Этим евреем был Иисус из Назарета. У Павла был странный взгляд на исследование; он резко отделял Его от людей просто и явно ставил на сторону Бога. «Не человеком, но Иисусом Христом», — говорит он в начале Послания к Галатам, и он обнаруживает то же самое на каждой странице своих писем. Иисус Христос, согласно Павлу, был человеком, но Он также был чем-то большим.
Это очень странный факт. Только благодаря знакомству мы перестали удивляться этому. Посмотрите на это мгновение, как будто в первый раз. Евреи живут в суде и казнят его как обычного преступника. Почти сразу после того, как он стал обладателем благородства из своих современников – и каким-то непонятным энтузиастом, одной из самых выдающихся фигур в мировой истории. Итак, дело предвидится перед государственным историком. Здесь есть проблема. Однако проблема может быть решена, ее никто не может игнорировать.
Человек Иисус, обожествленный Павлом, – это очень примечательный факт. Покойный Х. Й. Хольцман, можно считать типичным представителем современной натуралистической критики Нового Завета, признавал, что для быстрого апофеоза Иисуса, как проявляется это в посланиях Павла, он не видел параллелей в общине истории человечества.
Возвышение достижения сверхчеловеческого качества было необычайно быстрым, даже если это произошло благодаря Павлу. Но это было совершенно определенно не благодаря Павлу; это можно четко проследить до первого христианства. И это тоже на основании одних только Посланий Павла. Послания показывает, что в отношении личности Христа Павел был согласен с теми, кто был апостолами до него. Даже иудействующие не оспаривали интересы Павла об Иисусе как о небесном существовании. О других вещах были споры; по этому вопросу нет и следа конфликта. Что касается сверхъестественного Христа, Павел распространился в совершенной гармонии со всеми необходимыми христианами. Это факт высокой важности. Небесный Христос Павла был также Христом тех, кто ходил и разговаривал с Иисусом из Назарета. Подумайте об этом! эти люди вероятного всем мелким предсказанием предполагаемой жизни. И все же внезапно, почти сразу после Его позорной смерти, они убедились, что Он восстал из могилы и что Он был небесным существом. Здесь есть историческая проблема – для современного натурализма, мы рискуем подумать, нерешенная проблема. Человек, который оценивает духовным существом, не в пользу большого количества людей, которые могут быть обмануты нимбом и тайны, а на самом деле его близкие друзья! Действительно, странная галлюцинация! И на этой галлюцинации основан весь современный мир! которые оценивают духовным существом, не для большого количества людей, которые были обмануты нимбом наблюдения и тайны, а на самом деле его близкие друзья! Действительно, странная галлюцинация! И на этой галлюцинации основан весь современный мир! которые оценивают духовным существом, не для большого количества людей, которые были обмануты нимбом наблюдения и тайны, а на самом деле его близкие друзья! Действительно, странная галлюцинация! И на этой галлюцинации основан весь современный мир!
Так много для Павла! У одного человека можно многому научиться – достаточно, чтобы заставить нас задуматься. Но это не все, что мы знаем об Иисусе; это только начало. Евангелия обогащают наши знания; они дают расширенную картину.
В изображении Евангелия, произошедшего с Павлом; как и Павел, они ведут к сверхъестественной Личности. Не одно из Евангелия, а все они! Прошли те дни, когда божественного Христа Иоанна можно было противопоставить человеческому Христу Марка. Изучающие историю всех естественных мнений теперь пришли к пониманию того, что Марк, как и Иоанн (хотя в этом верят в меньшей степени), представляет собой возвышенную Христологию, Марк, как и Иоанн, ясно представляет суть как сверхъестественную Личность.
Сверхъестественная личность, по мнению современных историков, никогда не встречалась. Это фундаментальный принцип современного натурализма. Мир, как говорят, должен отражать как абсолютно постоянное развитие, подчиняющееся установленным законам. Сверхъестественный Христос из Евангелия никогда не рос. Как же тогда объяснить евангельскую картину? Вы могли бы объяснить это как вымысел – евангельское изъятие об Иисусе полное миф. Это заседание было проведено сегодня серьезно. Но это абсурдно; это никогда не было подтверждено ни одним полноправным историком. В любом случае, дело не так просто. Евангелия приобрела сверхъестественную личность, но они также приобрели реальную личность – очень реальную, очень конкретную, очень уникальную личность. Это не отвергается общественным либерализмом. Действительно, это невозможно отрицать. Если Иисус,
Таким образом, с одной стороны, Иисус Евангелий - сверхъестественная Личность; с другой стороны, он реальный человек. Но, согласно многочисленному натурализму, сверхъестественной личности никогда не встречалось. Он сверхъестественный человек; он реальный человек; и все же сверхъестественный человек никогда не бывает реальным. Здесь проблема! Какое решение? Почему, очевидно, современный историк – очевидно, в Евангелиях есть два элемента. Во-первых, существует подлинная историческая традиция. Это естественное наследие. Во-вторых, есть миф. Он добавил сверхъестественные свойства. Долг историк предсказал, чтобы разделить их, чтобы подлиннее естественных свойств галилейского пророка под яркими красками, которые почти безнадежно испортили том, отделить человека его экземпляра от безвкусных украшений,
Отделить естественное и сверхъестественное в евангельском обеспечении об Иисусе - это было задачей современного либерализма. Как должна быть реализована эта работа? Процесс мифотворчества очень рано; он затронул даже самые ранние литературные источники, которые мы знаем. Но давайте не будем отчаиваться. Теперь она может вызывать вспять мифическую разработку. Давайте просто пройдем по Евангелиям и отделим потребитель от плевел. Давайте отделим естественное от сверхъестественного, человеческое от божественного, правдоподобное от невероятного. Когда мы таким образом отобрали работоспособность элементов, давайте объединим их в своем роде исторического исследования. Таков метод. В результате получается то, что называют «либеральным Иисусом». Это была великолепная попытка. Я едва ли знаю блестящую главу в истории человеческого духа, чем этот «поиск более исторического явления». Современный мир вложил всю свою жизнь и душу. Это была великолепная попытка. Но это также было – неудачей.
Во-первых, существует первоначальная трудность отделения естественного от сверхъестественного в евангельском скоплении. Они неразрывно переплетены. Некоторые из имеющихся объектов, по очевидным, историческим причинам; они настолько полны местной колорита; они никогда не могли быть выдуманы. Да, но, к сожалению, чудесные вещи обладают точно таким же качеством. Тогда вы помогаете себе узнавать. Иисус, как вы говорите, был целителем веры, обладающим замечательной полезностью; многие из исцелений, описанных в Евангелиях, реальны, хотя на самом деле они не являются чудесными. Но это не уводит вас далеко. Исцеление верой часто является совершенно неадекватным объяснением исцеления. И эти предполагаемые исцеления верой покрытия ничуть не более ярко, более конкретно, более несовместимо, чем самые бескомпромиссные из чудес. Попытка разделить божественное и человеческое в Евангелиях, естественно, передается к внутреннему скептицизму. Пшеница вырвана с корнем вместе с плевелами. Если сверхъестественное не ожидается, тогда все исчезнет, ;;потому что сверхъестественное неотделимо от остального. Эта стадия развития не просто логична; это не просто то, что собиралось бы наблюдать; это актуально. Либеральные расчеты отвергают все больше и больше Евангелия; другие отрицают, что в них вообще есть какой-либо исторический элемент. Такой скептицизм абсурден. Этого вам не нужно бояться; это всегда будет исправлено здравым смыслом. Евангельское накопление слишком неиграмо конкретно, слишком абсолютно неспособно к поступлению. Если устранение сверхъестественного явления, связанного с исчезновением, это просто опровержение всего критического процесса.
Во-вторых, предположим, что эта первая задача была выполнена. Это действительно невозможно, но предположим, что это было сделано. Вы восстановили исторический взгляд – учителя праведности, вдохновенного пророка, чистого поклонника Бога. Вы облекаете его всем искусством современного исследования; вы бросаете на него теплый, обманчивый, кальциевый свет современной сентиментальности. Но все напрасно! Либеральный Иисус остается невозможной фигурой на рассмотрение. В самом центре его есть противоречие. Это противоречие возникает из его мессианского сознания. Этот ваш простой пророк, это смиренное дитя естественного, думал, что он небесное существо, которое произошло на пути к облакам небесным и пересекалось в суде над землей. Здесь кроется огромное противоречие. Несколько экстремистов легко исчезают от требования; они просто отрицают, что Иисус когда-либо считал себя Мессией. Героическая мера, которая обычно отвергается! Мессианское сознание слишком глубоко укоренилось в истоках, чтобы когда-либо быть устраненным поглощением. То, что он оценивает себя Мессией, почти так же достоверно, как и то, что он вообще жил. Здесь кроется огромная проблема. Не было бы никаких проблем, если бы Иисус был обычным фанатиком или неуравновешенным провидцем; тогда он мог бы обмануть себя так же, как и других. Но на самом деле он не был обычным фанатиком, не страдал манией величия. Напротив, Его спокойствие, бескорыстие и составляют неизгладимое впечатление. Это был такой Человек, Который думал, что Он Сын Человеческий, пришедший на облаках небесных. Противоречие! Не думайте, что я преувеличиваю. Трудность ощущается всеми. После того, как все было сделано, после того, как чудесное было строго устранено, все еще есть, как сказал свободный либеральный писатель, что-то загадочное, что-то почти сверхъестественное в Иисусе.2 Он отказывается быть принужденным к роли безобидного учителя. Несколько человек имеют случайный вывод. Говорят, Иисус был безумным. Это согласуется. Но это абсурдно.
Однако все эти возражения были преодолены. оценка, что полученный анализ евангельской традиции завершен, предположим, что получившая картина исследования понятна - даже тогда работа выполнена только наполовину. Как получилось, что этот человек-Иисус стал характеризоваться своими близкими друзьями как сверхчеловеческий Иисус, и как на основании этой странной веры было воздвигнуто здание христианской Церкви?
В начале I века в одном из мелких княжеств, подвластных Риму, жил интересный человек. До тридцати лет он вел незаметную жизнь в галилейской семье, затем начал курс религиозного и этического обучения, сопровождаемый замечательным служением исцеления. Его проповедь увенчалась успехом, но вскоре его толпы покинули, и через три или четыре года он пал жертвой в Иерусалиме из-за зависимости своих соотечественников и трусости римского губернатора. Его немногие верные ученики были совершенно обескуражены; его позорная смерть стала концом всех их высоких амбиций. Однако через несколько дней произошла удивительная вещь. Это самая удивительная вещь во всей истории. Те самые же обескураженные люди вызывают удивительную активность. Они начали проповедовать с замечательным успехом в Иерусалиме, на самом месте своего позора. Через несколько лет религии, которую они проповедовали, прорвала оковы иудаизма и представилась в великих центрах греко-римского мира. Сначала презираемая, затем преследуемая, она преодолела все обследования; меньше чем за триста лет она стала захватей религии Империи; и она неисчислимое влияние на современный мир.
Самому Иисусу, Основателю, не удалось завоевать сколько-нибудь значительного числа людей стойких; при его жизни подлинных записей было немного. Именно после его смерти было установлено, что христианство как влиятельное движение. Теперь предполагается, что это неестественным, что ученики доказали таким образом фиксацию, что он не смог фиксировать. Они, очевидно, были значительно ниже его в духовной проницательности и мужестве; они не проявляются ни малейшего следа оригинальности; они были униженно зависимы от Учителя; они даже не преуспели в истории его. Более того, то малое понимание, то малое мужество, которое у них произошло, было рассеяно его смертью. «Порази пастыря, и рассеются овцы». Как могли такие люди преуспеть там, где их Учитель потерпел неудачу? Как они создали самое могущественное движение в мировой истории?
Конечно, вы можете учитывать себя, выдвигая невозможные перспективы. Вы могли бы заподозрить, например, что после смерти его ученика вылежались и последствия были над его учением. «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступили с вами». «Любите своих врагов». Это довольно хорошие доказательства; они имеют постоянную среду обитания. Разве они не так хороши сейчас, могли бы сказать ученики, когда они были, когда Иисус был жив? «Отче наш, сущий на Небесах». Разве это не хороший способ обращения к Богу? Разве Бог не может быть нашим Отцом, даже если Иисус уже мертв?
Ученики, возможно, пришли к таким выводам. Но, конечно, ничто не может быть более маловероятным. Эти люди даже не обладают высоким уровнем образования, когда он был жив, даже под непосредственным подтверждением этой удивительной личности. Маловероятно, что они будут понимать после того, как он умер, и умер так, что это указывало на безнадежный провал! На что были рассчитаны такие люди в такое время, чтобы использовать их в мире? Кроме того, у предположения нет ни одной уверенности в ее использовании. Христианство никогда не было продолжения работы мертвого учителя.
Очевидно, что за короткий промежуток времени между смертью Церкви и первой христианской проповедью что-то произошло. Должно быть, это было повышенное внимание ослабленных, обескураженных людей в духовных завоевателях мира. Что бы это ни было, это произошло в истории. Событие измеряется его последствиями - и это событие изменило мир.
Согласно избранному натурализму, то событие, которое было основано на христианской церкви, было видением, галлюцинацией; согласно Новому Завету, это было воскресение Иисуса из мертвых. Первая перспектива поддерживалась в различных формах; она была подкреплена всеми преимуществами и изобретательностью современной науки. Но все напрасно! Визионерская гипотеза может быть востребована натуралистической философией; для историка она всегда должна оставаться неудовлетворительной. История безжалостно проста. Основание Церкви либо необъяснимо, либо следует его объяснению воскресения Иисуса Христа из мертвых. Но если воскресение будет принято, тогда оправдаются высокие требования; Иисус тогда был не просто человеком, но Богом и человеком, Богом, пришедшим во плоти.
Мы расширяем либеральную реконструкцию. Мы, что произошло в результате, произошло в трех точках. Во-первых, она терпит неудачу в избрании чудовищного и человеческого в евангельской картине. Такое разделение невозможно; природное и человеческое слишком тесно переплетены; и вы должны отвергнуть человеческое тоже. Сегодня делается вывод. Мы должны отвергнуть все это! Иисус никогда не жил! Вас беспокоит такой радикализм? Меня, со своей стороны, ни капельки. Для меня это, скорее, самое обнадеживающее знамение времени. Либеральный Иисус никогда не встречался – вот и все, что это доказывает. Это ничего не доказывает против Божественного Спасителя. Иисус был божественным, иначе у нас нет доказательства того, что Он когда-либо жил. Я рад принять альтернативу.
Во-вторых, либеральный Иисус, после того, как он был перестроен, несмотря на ограничения, чудовищем. Мессианское сознание вносит противоречие в самый центр его действия; либеральный Иисус не тот человек, который когда-либо мог подумать, что Он Мессия. Скромный учитель, который думал, что он Судья всей земли! Такой человек был бы безумным. Сегодня люди делают вывод; чужие серьезно придерживаются принципа. Но не пугайтесь их диагноза. Иисус, которого они заключают, - это не библейский Иисус. Они расследуют человека, который думал, что он Мессия, и не был Мессией; против того, кто думал, что он Мессия, и был Мессией, им, очевидно, нечего. Их диагноз может быть принят; возможно, либеральным Иисусом, если он когда-либо будет ликвидирован. Но это не тот Иисус, Которого мы любим.
В-третьих, либеральный Иисус недостаточен для действия христианской церкви. Могучее здание христианского мира не было предстоящо на булавочной головке. Радикальные мысли делают вывод. Христианство, говорят они, не было основано на Иисусе из Назарета. Оно возникло как-то иначе. Это была синкретическая религия; Иисус был именем языческого бога. Или это было общественное движение, возникшее в Риме примерно в середине I века. Эти конструкции не нужны в опровержении; они абсурдны. их привлекательность. они абсурдны, они сводят либерализм к абсурду. Мягкий раввин не будет объяснять назначение Церкви. Либерализм оставил пробел в начале христианской истории. История не терпит пустоты. Эти абсурдные теории являются важными исключениями; они просто обнаруживают пустоту.
Современная замена библейского Иисуса была опробована и признана недостаточной. Либеральный Иисус – какой мир возвышенных мыслей, какое богатство благородных чувств было заложено в его конструкции! Но теперь есть некоторые признаки того, что он вот-вот падет. Он начинает уходить на место внутреннему скептицизму. Такой скептицизм абсурден; Иисус жил, если какая-либо история правдива. Иисус жил, но какой Иисус? Не Иисус современного натурализма! Но Иисус из веры! В чудесах евангельской истории, в характере проповеди, в Его таинственном самосознании, в самом происхождении христианской церкви мы выявляем проблему, бросает вызов всем усилиям, которые являются историками-натуралистами, которые неумолимо толкают нас от намерения интеллектуального феноменального мира к бездонному сверхъестественному, которое вызывает нас,
Воскресение истории - это исторический факт; это хорошая новость; это событие, которое придало новое лицо жизни. Но как исторический факт может обнаружить тоску наших душ? Должны ли мы искать спасение в хитросплетениях частных исследований? следует ли опытный историк последующим священником, без какого-либо милостивого влияния никто не может увидеть Бога? Конечно, требуется более непосредственная уверенность.
Возражение было бы обоснованным, если бы история стояла особняком. Но история не стоит особняком; она распространятся опытом. Историческая убежденность в воскресении Иисуса - это не конец веры, а только начало; если вера остановится на этом, она, вероятно, никогда не выдержит огня критики. Нам говорят, что Иисус воскрес из мертвых; это послание распространяет действие доказательства. Но это не просто послание, отдаленное от нас; оно касается не только прошлого. Если Иисус воскрес из мертвых, как об этом говорится в Евангелиях, тогда Он все еще жив, и если Он все еще жив, то Его все еще можно найти. Он встречается с нами сегодня, чтобы помочь, если мы только обратимся к Нему. Исторические случаи воскресения сводились только к вероятности; вероятность - это лучшее, что может сделать история. Но вероятность была, по случаю, достаточной для судебного заседания. Мы приняли пасхальное послание достаточно, чтобы проверить его. И, убедившись в этом, мы поняли, что это правда. Христианский опыт не может обойтись без истории, но он приносит к истории ту прямоту, ту особую, ту близость убеждения, которая избавляет нас от страха. «Теперь мы верим не из-за твоих слов: признание мы сами слышали Его и знают, что это действительно Христос, Спаситель мира».
Итак, Библия права в главном; она права на владение в Иисусе; она подтвердила свое главное утверждение. Здесь, однако, возникает любопытный феномен. некоторые люди странно неблагодарны. Говорят, что теперь, когда у нас есть Иисус, мы можем быть равнодушны к следствию. У нас есть настоящий Христос; нас не волнуют мертвые документы прошлого. У вас есть Христос? Но как, скажите на милость, вы Его заполучили? Есть только один ответ; вы получили Его через Библию. Так много о том, есть ли Христос. Но теперь, когда у вас есть Христос, вы отказываетесь от Библии; вы готовы отдать ее врагам; вас не интересуют критики. Очевидно, раньше вы использовали Библию как лестницу, чтобы подняться на головокружительную высоту христианского опыта, но теперь, когда вы в безопасности на вершине, вы сбрасываете лестницу вниз. Очень естественно! Но что с бедными душами, которые все еще борются с потопом внизу?
Им тоже нужна лестница. Но этот образ вводит в заблуждение. Библия - это не лестница; это основа. Оно опубликовано, действительно, опыт; если у вас есть настоящий Христос, тогда вы знаете, что библейский рассказ верен. Но если бы Библия была ложной, ваша вера исчезла бы. Поэтому вы не можете быть равнодушны к критике происхождения. Давайте не будем обманывать себя. Библия лежит в основе Церкви. Подорвите это основание, и Церковь падет. Она падет, и великим будет ее падение.
Сегодня две тысячи христиан борются за господство; который мы обсуждаем, является вопросом еще большей проблемы. Библия против современной проповедника! достигается ли христианство методом достижения цели или самоцелью, улучшением мира или созданием нового мира? исключительной или патологической стадии распространения в развитии человечества Достаточно ли войны добра, чтобы победить мировое зло, или этот мир погряз в грехе? обязательно ли общение с Богом для достижения успеха или само по себе является единственной великой конечной целью преследуемой жизни? Отождествляется ли Бог с миром или отделяется от него бесконечной бездной греха? культура здесь вступает в конфликт с современной Библией. Церковь в недоумении. Она идет на компромисс. Она говорит: мир, мир, когда мира нет. И она быстро отправляет свою силу. Пришло время, когда она должна сделать выбор. Дай Бог, чтобы она сделала правильный выбор! Дай Бог, чтобы он мог принять решение в пользу предсказания! Библию презирают – для правосудия это камень преткновения, для греков глупость, – но Библия права. Бог - это не имя для цепочки вещей, внушающая трепет, таинственная, святая Личность, не "настоящий Бог" в значении, не Бог, который с нами по важности и не может предложить нам ничего, кроме того, что у нас уже есть , но Бог, который с самого начала ужаса явил с небес Свою святость, по Своей собственной свободе милости сжалился над общественным рабством и отправил Своего Сына, чтобы избавить нас от проявления злого мира и принять нас в славную свободу общения С самим Собой. чтобы она сделала правильный выбор! Дай Бог, чтобы он мог принять решение в пользу предсказания! Библию презирают – для правосудия это камень преткновения, для греков глупость, – но Библия права. Бог - это не имя для цепочки вещей, внушающая трепет, таинственная, святая Личность, не "настоящий Бог" в значении, не Бог, который с нами по важности и не может предложить нам ничего, кроме того, что у нас уже есть , но Бог, который с самого начала ужаса явил с небес Свою святость, по Своей собственной свободе милости сжалился над общественным рабством и отправил Своего Сына, чтобы избавить нас от проявления злого мира и принять нас в славную свободу общения С самим Собой. чтобы она сделала правильный выбор! Дай Бог, чтобы он мог принять решение в пользу предсказания! Библию презирают – для правосудия это камень преткновения, для греков глупость, – но Библия права. Бог - это не имя для цепочки вещей, внушающая трепет, таинственная, святая Личность, не "настоящий Бог" в значении, не Бог, который с нами по важности и не может предложить нам ничего, кроме того, что у нас уже есть , но Бог, который с самого начала ужаса явил с небес Свою святость, по Своей собственной свободе милости сжалился над общественным рабством и отправил Своего Сына, чтобы избавить нас от проявления злого мира и принять нас в славную свободу общения С самим Собой. – но Библия права. Бог - это не имя для цепочки вещей, внушающая трепет, таинственная, святая Личность, не "настоящий Бог" в значении, не Бог, который с нами по важности и не может предложить нам ничего, кроме того, что у нас уже есть , но Бог, который с самого начала ужаса явил с небес Свою святость, по Своей собственной свободе милости сжалился над общественным рабством и отправил Своего Сына, чтобы избавить нас от проявления злого мира и принять нас в славную свободу общения С самим Собой. – но Библия права. Бог - это не имя для цепочки вещей, внушающая трепет, таинственная, святая Личность, не "настоящий Бог" в значении, не Бог, который с нами по важности и не может предложить нам ничего, кроме того, что у нас уже есть , но Бог, который с самого начала ужаса явил с небес Свою святость, по Своей собственной свободе милости сжалился над общественным рабством и отправил Своего Сына, чтобы избавить нас от проявления злого мира и принять нас в славную свободу общения С самим Собой.

Примечания:
1. Х. Й. Хольцман, в Протестантском словаре, iv (1900), 465 и далее, и в Christliche Welt, xxiv (1910), столбец 153.
2. Heitmuller, Jesus, 1913, 71.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии