Дойные коровы адмирала Дёница. Часть 4

Окончание.
 
Часть 1. http://proza.ru/2023/02/04/553
Часть 2.http://proza.ru/2023/02/11/466
Часть 3. http://proza.ru/2023/02/13/429

К осени 1943 из-за понесенных за лето потерь в «коровьем стаде папы Дёница» осталось пять «телушек» - три «типа XIV» (U-460, U-488, U-490) и две – «типа Х» (U-219, U-220). В это время в «Битве за Атлантику» наступил перелом: кроме союзнических дальних самолетов берегового базирования, контролировавших воды у побережий континентов, в центре океана за немецкими лодками теперь охотились и специально для этого выделенные четыре американские авианесущие группировки. Они состояли из эскортных авианосцев «Боуг», «Кард», «Кор» и «Санти», каждый из которых охранялся эскортом эсминцев с мощным противолодочным вооружением. Несколько позже к этим «убийцам U-boot’ов» присоединился новенький авианосец «Кроатан» со своей сопровождающей группой. Самолеты с этих авианосцев рыскали над Атлантикой, выискивая при помощи радаров и гидроакустических буев немецкие «U-boot’ы», и беспощадно топили их глубинными бомбами и самонаводящимися торпедами «Фидо». Именно под удар самолетов с авианосца «Кард» 4 октября 1943 г севернее Азорских островов попала «корова» U-460 корветен-капитана Эбе Шноора. В этот момент U-460 заправляла топливом субмарину U-264. Боевая лодка смогла при помощи зениток отразить атаку на нее и скрыться в глубине, а вот грузная «корова» по вине замешкавшегося командира погружалась слишком медленно, и была поражена прямым попаданием 227-кг глубинной бомбы; из 62 человек ее экипажа спаслись только двое. К моменту гибели U;460 была «самой удойной коровой» - за 6 рейдов она успела обеспечить топливом и запасами 86 подлодок (и это при том, что некоторое время U;460 вместо боевых походов занималась экспериментальной отработкой способов заправки субмарин в подводном положении).

Американские эскортные авианосцы «Боуг», «Кард», «Кор» и «Кроатан», занимавшиеся охотой за немецкими подлодками, принадлежали к одному типу и выглядели совершенно одинаково.

А 28 октября в районе Азорских островов самолетами с американского конвойного авианосца «Блок Айленд» была обнаружена субмарина U-220 обер-лейтенанта Бруно Барбера. Эта «десятка» возвращалась с постановки минного заграждения у Ньюфаундленда (на нем впоследствии подорвались и затонули два судна). Завидев «дойный минзаг», «Эвенджеры» тут же атаковали его бомбами и уничтожили субмарину. Это был первый (и последний) рейд U-220…

Потеря U;460 и U-220 уменьшила и без того небольшое «поголовье стада дойных» до критически низкого уровня. И хотя в строй вступила новая лодка «типа Х» - U-233, «производительность» «дойных» от этого не улучшилась. Ведь до конца года U-233 не могла принимать участия в боевых походах – ей еще требовалось пройти хотя бы сокращенный цикл учебных плаваний – Дёниц помнил о бесполезной гибели «недоучившейся» U;489.

Все острее ощущавшийся недостаток в «снабженцах» адмирал Дёниц попытался восполнить переводом в «коровы» нескольких боевых лодок «типа IXC». Однако эти вынужденные полумеры успехов не принесли – слишком мал был запас грузов и топлива, которые могли принять для передачи другим лодкам боевые субмарины, чьи экипажи к тому же не имели навыков быстрого «кормления телят». В результате «эрзац-снабженцы» не смогли полноценно заменить потерянные «профессиональные» подводные танкеры, а некоторые из этих «полу-танкеров» были вообще потоплены американскими самолетами…

В октябре зона вокруг Азорских островов, которая была у немцев излюбленным местом «кормления телят», оказалась полностью под контролем Союзнической авиации, и Дёниц запретил своим «заправщикам» приближаться к этому району. Мало того, из-за постоянного патрулирования над Атлантикой береговых и авианосных самолетов адмирал приказал проводить заправки только по ночам или в плохую погоду, когда самолеты не могут подняться в воздух. В ноябре-декабре на германских подлодках начали заменять ставшие бесполезными анти-радары «Метокс» на новую модель - «Наксос», которая «видела» излучение 10-сантиметровых радиолокаторов Союзников. Теперь немецкие подводники вновь стали вовремя получать сигналы об их обнаружении противником; только легче им от этого не стало. Вражеских воздушных патрулей над Атлантикой было так много, что «Наксосы» подлодок «пищали» почти непрерывно. Постоянно же под водой подлодки того времени находиться не могли; да и на глубине противник теперь тоже их обнаруживал при помощи новейшей гидро- и радиоаппаратуры. Немцам оставалось лишь надеяться на усиленное зенитное вооружение своих «U-boot’ов», и меткость артиллеристов. Но и это почти не помогало: потери германского подводного флота становились катастрофически высокими…

К концу 1943 года адмирал Дёниц из-за высоких потерь был вынужден отказаться от тактики «волчьих стай» - ведь обнаружив одну немецкую лодку, противник начинал прочесывать весь район, и обязательно натыкался на другие лодки из «стаи». Теперь вылазки в море совершали только одиночные субмарины, да и те то и дело не возвращались из рейда: боевые походы для немецких подводников все чаще превращались в «дорогу в один конец». Соответственно, и рейды «дойных коров» стали редкими; надобность в «снабженцах» при новых условиях отступления Кригсмарине из Атлантики значительно снизилась. Именно поэтому были приостановлены работы по достройке еще семи лодок «типа XIV», хотя три из них уже находились в готовности на 75 процентов. А после высадки Союзников в Нормандии все недостроенные «четырнадцатые» были вообще быстро разобраны, чтобы освободить места на стапелях для строительства дальних боевых подлодок нового поколения - «типа XXI», способных оставаться под водой длительное время.

В начале 1944 года в строю оставалось всего четыре «коровы»: две «четырнадцатые» и две «десятки». Они были распределены попарно (одна «тип XIV» и одна «тип Х») в разных местах. U;488 и U;219 базировались на французские порты и действовали в центральной и южной Атлантике; U;490 и U;233 базировались в Германии и обслуживали лодки, воевавшие в северной Атлантике и водах, омывающих территорию Рейха. В марте 1944 к ним присоединилась только что вступившая в строй последняя лодка «тип Х» - U-234. Так как этот корабль изначально было решено «перепрофилировать» из минных заградителей в транспорт дальнего действия, субмарину еще на стапелях перестроили, удалив торпедное и минное вооружение, и приспособив внутренние помещения для перевозки габаритных грузов.

Танкер U;488 «типа XIV» имел довольно мощное зенитное вооружение: 37-мм пушку, двуствольную «двадцатку» на рубке и «счетверенный» автомат на пристроенной площадке. Только это ему не помогло…

В апреле 1944 танкер U;488 «типа XIV» обер-лейтенанта Бруно Штудта был послан к островам Зеленого Мыса с задачей «накормить» подлодки, прорывающиеся к берегам Бразилии и в Индийский океан. Но «корова» успела обеспечить топливом только одну лодку. Переговоры о месте встречи со следующей субмариной были перехвачены американцами (англичане поделились с союзниками своим знанием кода «Энигмы»), и в точку рандеву тут же бросилась авианосная группа «Кроатан». Эсминцы охранения авианосца при помощи гидроакустической аппаратуры определили место и глубину нахождения U;488, и залпами реактивных бомбометов «Ходжехог» уничтожили «корову» (все 64 человека экипажа погибли). U;488 была потоплена в своем 3-м рейде; всего она успела обеспечить 41 подлодку.

Эта же авианосная группа «Кроатан» 11 июня покончила и с последней «четырнадцатой» - U;490 (командир обер-лейтенант Вильгельм Герлах). Этот танкер совершал свой первый рейд, и еще не успел «накормить» ни одного «теленка». В момент обнаружения в районе Азорских островов лодка шла в подводном положении в направлении на Пенанг – для обеспечения немецких субмарин, охотившихся на английские суда в Индийском океане. Эсминцы охранения авианосца атаковали «корову» «глубинками», однако удар успеха не принес: Герлах опустил свою лодку ниже допустимой техническими данными глубины, и вражеские бомбы взрывались над танкером, не доставая до него! В бессильной ярости американцы вывалили на немцев 239 бомб, и все – безрезультатно. Хрустевшая от непереносимого давления воды лодка (предполагается, что она находилась на глубине около 300 м!) оставалась недосягаемой. С 6 утра до 21 часа вечера американцы преследовали «ползущую» на невероятной глубине «корову», не зная, как же с ней расправиться. И тогда они пошли на хитрость: авианосная группа на полном ходу удалилась, оставив на месте неподвижными три эсминца. Изнемогавшие от усталости и недостатка воздуха немцы, чьи нервы были измотаны многочасовым угрожающим хрустом еле выдерживавшей давление воды обшивки, поверили акустику, что враг ушел. И в 21.47 U;490 всплыла, оказавшись точно в «вилке» дожидавшихся ее эсминцев. На субмарину тут же обрушился перекрестный град снарядов; понимая, что ему не уйти, Герлах отдал команду открыть кингстоны, а команде – спасаться. После того, как лодка затонула, американцы прекратили огонь и подобрали из воды немецкий экипаж, в котором не погиб ни один человек…

Финал: «Коровы» становятся грузовыми «мулами»
На гибели U;490 история «дойных коров адмирала Дёница» фактически и заканчивается. Остававшиеся еще в строю три «десятки» больше «на кормление» не выходили. В конце июня 1944 года Дёниц направил U-233 (командир капитан-лейтенант Ханс Штеен) к берегам США – не на «доение», а для постановки мин на подходах к Галифаксу. Но не успел этот вернувшийся в категорию подводных минных заградителей корабль дойти до побережья Новой Шотландии, как самолет с конвойного авианосца «Кард» обнаружил его, а эсминцы охранения начали преследовать лодку. В полдень 5 июля нагнавшие подлодку на подходе к острову Сейбл эскортные миноносцы «Бэйкер» и «Томас» обстреляли субмарину, разметав снарядами ее пытавшуюся отбиваться орудийную прислугу, после чего эсминец «Томас» таранным ударом перерубил U-233 напополам. Лодка затонула, а эсминцы выловили из воды 29 человек из экипажа лодки (31 моряк погиб).

После потери U-233 оставшиеся в строю две «десятки» U-219 и U-234 перепрофилировали в дальние транспорты для специальных заданий – совершать особые секретные плавания в Японию. В ходе войны немцы делились со своими восточными союзниками разработками новых систем вооружений, а доставить чертежи и образцы нового оружия в другое полушарие Земли в конце войны могли только подводные лодки. Вот для этих секретных рейдов Дёниц и приспособил свои последние «десятки», благо их дальность хода и запас принимаемого в межкорпусное пространство топлива позволяли бывшим «минным коровам» совершать чуть ли не кругосветные плавания. Первой в Японию осенью 1944 отправилась из Бордо U-219 (командир корветен-капитан Вальтер Бургхаген). Удачно миновав контролируемые флотом и авиацией противника районы центральной и южной Атлантики, лодка вышла в Индийский океан. Однако уже и там Союзники вели активный поиск немецких подлодок, и в течение ноября 1944 пересекавшая Индийский океан U-219 несколько раз подвергалась атакам вражеских самолетов и надводных кораблей. Тем не менее, немцам везло – их субмарина вышла невредимой из всех передряг и выполнила задание: добралась до Японии и передала японцам секретные материалы. Но назад в Германию U-219 не вернулась. Весной 1945 после сообщения о падении Берлина японцы захватили лодку и ввели ее в состав флота Японии под маркировкой I-505. А в августе 1945 корабль в Джакарте сдался Союзникам, и в следующем году был отправлен на слом.

В конце марта 1945 в Японию из Киля отправилась и U-234 (командир капитан-лейтенант Йохан-Хайнрих Фелер). На борту субмарины находились: разобранный на детали реактивный истребитель Мессершмитт Ме.262, чертежи этого самолета, и 560 кг окиси урана - для занимавшихся разработкой ядерного оружия японских лабораторий. Груз сопровождали несколько специалистов в области реактивной авиации и ядерных разработок, а так же два японских офицера, принявших все это под свою ответственность. Лодка сделала остановку для дозаправки в Норвегии, а потом, огибая с севера Британские острова, двинулась на запад, намереваясь обойти Американский континент и выйти в Тихий океан. Имея на борту столь важный груз и пассажиров, командир четко соблюдал все инструкции, предписывавшие избегать каких либо контактов с неприятелем. Практически весь путь U-234 совершала в подводном положении: к тому времени на подлодке установили техническую новинку – шнорхель, позволявший субмарине даже под водой двигаться на более мощных дизелях, а экипажу – дышать воздухом, подававшимся в лодку с поверхности. Однако 10 мая радист субмарины принял радиосообщение Карла Дёница о капитуляции Германии и приказ всем немецким подводникам сложить оружие. Фелер всплыл в надводное положение и поднял белый флаг, решив сдаться первому попавшемуся союзническому кораблю. Японские офицеры, не желая попасть в плен, покончили жизнь самоубийством.

На заставке: Сдача подлодки U-234 американскому эсминцу «Саттон» 16 мая 1945 г.

Встретившийся U-234 16 мая американский эсминец «Саттон» высадил на лодку десант, взявший под контроль управление кораблем, и привел субмарину в ближайший порт – Портсмут (Нью Гемпшир, США). Сверхсекретный урановый груз U-234 вызвал у американских специалистов шок – они поняли, насколько близки были немцы и японцы к созданию ядерного оружия…

В 1947 году американцы использовали U-234 как мишень для испытания новой торпеды, после чего лодка затонула в районе полуострова Кейп-Код.

Так завершилась история германских подводных танкеров и грузовых транспортов, сыгравших в войне на море важную роль, несмотря на полное отсутствие у этих кораблей наступательного оружия. Ведь ведение боевых действий с древности и до наших дней фактически невозможно без хорошо налаженного снабжения воюющих войск всем необходимым – начиная с топлива для боевой техники и заканчивая куском хлеба для солдата или матроса, которому предстоит идти в бой. Что же касается именно «дойных коров», о которых было рассказано здесь, то немцы успели построить 10 специализированных подводных танкеров «тип XIV», и «перепрофилировать» в «снабженцев» все 8 минных заградителей «тип X».

И если «десятки» в сущности являлись боевыми кораблями, а к транспортным рейсам привлекались «не от хорошей жизни», и временами они все же переходили к своим прямым обязанностям - минным постановкам, то безоружные «четырнадцатые» занимались исключительно снабжением боевых подводных лодок, и их роль в обеспечении успехов германского подводного флота невозможно переоценить.

Результаты боевой деятельности «дойных коров»
За время участия в войне 10 подводных танкеров «тип XIV» провели 36 рейсов и обеспечили всем необходимым для охоты за судами противника 440 боевых лодок. Обороняясь от атак вражеской авиации, «четырнадцатые» сбили 6 самолетов. Самой результативной «Дойной коровой» стала U-460 – в 6 рейсах она снабдила запасами 86 лодок.

Восемь подводных минных заградителей/снабженцев «тип Х» за время участия в войне провели 19 походов. Однако сколько из них было боевых – на постановку минных заграждений и охоту с торпедным оружием за судами противника, а сколько – снабженческих рейсов, автору данной статьи установить не удалось. Соответственно, остается неизвестным и количество заправленных с «десяток» топливом боевых лодок, потому что в доступной автору литературе все субмарины «тип Х» проходят как боевые корабли, и по ним дается только информация о потопленных и поврежденных «десятками» судах противника; заправки других лодок топливом нигде не учитываются. Результативность же «типа Х» в боевом плане была не слишком велика – за время участия в войне 8 «десяток» потопили минами и торпедами 8 вражеских судов, и 7 повредили. Вероятно, такая невысокая результативность связана с тем, что большинство походов «десяток» были именно снабженческими. Это отчасти подтверждается имеющейся все же более подробной информацией о подлодке U-118 (кстати, самой результативной среди всех «десяток» - 4 потопленных судна общей грузоподъемностью 15.124 брт, и 3 поврежденных транспорта). Известно, что из четырех ее рейдов только один был «смешанным» (минная постановка + заправка субмарин). А все остальные походы U-118 были чисто снабженческими. Подобная картина «высвечивается» и в случае с U-117: из пяти ее походов только один был ради минной постановки.


Рецензии