Забытый краевед Михаил Викторович Каплинский

Михаил Викторович Каплинский (2.10.1892 - 21.08.1973), архитектор, художник, музейщик.
               
                Нина Кирилловская

Что меня удивляет и очень настораживает в последнее время? Какая-то странная «забывчивость» по отношению к относительно еще недавнему прошлому... Нежелание проверить, уточнить, переспросить, к сожалению, стало характерно для многих фактов нашей краеведческой жизни. Ошибаемся в датах, событиях, именах...


Спасибо журналистке Е.Н. Годлевской, что некоторое время тому назад она вспомнила о краеведе Михаиле Викторовиче Каплинском в связи с именем Ермолова. Но о Каплинском мы обязаны вспоминать, говоря о многих фактах орловского краеведения. Сейчас, в канун 125-летия со дня его рождения, мне и хочется это сделать.

Я познакомилась с Михаилом Каплинским в 1959 году, когда он был инспектором госконтроля по строительству и архитектуре в облисполкоме. Елизавета Николаевна Коренева, тогдашний директор краеведческого музея, настоятельно рекомендовала мне, начинающему сотруднику музея, пообщаться с Каплинским, который еще в конце 20-х годов работал в орловском краеведческом музее. Михаил Викторович занимал почетное место среди лоцманов орловского краеведения.

После окончания Первой орловской мужской гимназии, в 1914 году Михаил Каплинский поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1916-м был призван в армию, направлен в школу прапорщиков. Во время Февральской революции 1917 года (он служил в это время в 192-м Сибирском запасном полку, расквартированном в Москве) по просьбе солдат привел полк в распоряжение революционного правительства. Октябрь 1917 года встретил на Западном фронте. Был избран членом полкового комитета, затем был направлен в армейский ревтрибунал, где исполнял обязанности военного следователя. В Гражданской войне участвовал в качестве командира конной разведки, позже был переведен в разведотдел при штабе дивизии. В конце 1922 года демобилизовался. Работал учителем рисования и черчения. С образованием в 1925-м Орловского общества краеведения стал его активным членом.

В 1928 году Михаил Викторович возглавил Орловский окружной музей. В 1931-м был арестован по так называемому «делу краеведов», но в ходе следствия был освобожден из-под стражи. В 1936–1938 годах работал директором краеведческого музея в городе Вольске Саратовской области.

До и после войны

В свое время я как-то не очень-то задумывалась о путях интеллигенции в революцию, о выборе той или иной профессии, в частности музейного дела и т.д. И сейчас меня как бы осенило. А почему, собственно говоря, Михаил Викторович не был членом партии, почему ушел в краеведение, а не в политику? Ведь для того времени он был весьма образованным человеком. Но такие вопросы тогда не принято было задавать.

В 1939 году как офицер запаса Михаил Каплинский был призван в ряды Красной Армии и направлен на должность помощника начальника штаба в 125-й стрелковый полк 6-й Орловской стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Бресте. В мае 1940 года, по окончании срока призыва, возвратился в Орел и стал работать заместителем директора областного краеведческого музея по научной работе. В августе 1941-го был призван в действующую армию. В звании майора командовал отдельным батальоном 12-й автодорожной части на Брянском, а затем Воронежском фронтах. Был ранен.

После освобождения Орла Михаил Викторович работал в Орловском облисполкоме. Странно, но в отличие от других участников Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны, которых в те годы так много бывало в краеведческом музее, Каплинский, так по крайней мере запомнила я, не любил вспоминать о войне, он говорил о мире, о достопримечательностях Орловского края... Говорил тихо, без лишнего пафоса, как бы с извиняющейся улыбкой.

Естественно, мне было очень интересно разговаривать с человеком, который работал в этом же музее на 30 лет раньше меня. То, что можно услышать, задать вопрос и тут же получить ответ, безусловно, интереснее, чем просто прочитать. Да тогда и публикаций было не очень-то много. Главным фактором овладения профессией был личный опыт, мы им и пользовались.

Любимая тема – Сабурово

Каплинский был по тем временам специалистом по Ермолову, по Сабуровской крепости и ряду других тем. Диапазон познаний Михаила Викторовича был очень обширен. Интерес к краеведению захватил его еще в юности, в начале 20-х годов. Работы Каплинского, будь то заметки в газетах, статьи в книгах, в основном были посвящены памятникам архитектуры Орловщины. Много внимания он уделял знаменитым землякам. Немало усилий приложил Михаил Викторович, чтобы вскоре после окончания войны, в 1949 году, на Троицком кладбище скульптором Б.Д. Бологовым была установлена доска из белого мрамора с изображением генерала А.П. Ермолова. Ее художественная, эстетическая ценность не утратила своего значения и по сей день.

Среди любимых тем Михаила Каплинского всегда значилась Сабуровская крепость. В 1957 году в газете «Орловская правда» от 14 июня была опубликована его статья «Сабуровская крепость», написанная совместно с П. Николаевым. Помню, как мы тогда с интересом восприняли ее.

Сейчас перечитала этот материал в очередной раз. Многое воспринимается иначе. Кроме архитектуры, автор писал и о крепостном праве, и о положении крестьян, и о современной ему жизни колхоза-миллионера «Идея Ленина». «Сабуровскую крепость – усадьбу, построенную по прихоти графа Каменского, часто посещают многочисленные экскурсии студентов, рабочих и служащих, колхозников и учащихся. Сейчас в селе Сабурово, где расположена крепость-музей, живет одна из бригад передового в Орловском районе колхоза-миллионера «Идея Ленина»... Все это далекая-близкая история, о чем следует вспоминать и тем, кто сейчас занимается Сабуровской крепостью.

Нельзя не вспомнить такую статью Михаила Каплинского, как «Архитектурное наследие», опубликованную в газете «Орловская правда» 9 января 1966 года. «Сохранившиеся на Орловщине памятники архитектуры – незаурядные произведения русского зодчества XVI–XIX веков. Они свидетельствуют о силе и мудрости народа, о духовной его красоте». Автор делится своими размышлениями о памятниках архитектуры Болхова, Мценска, Ливен, Орла, Дмитровска, в очередной раз пишет о храме в селе Сабурово. Думаю, что для студентов архитектурного факультета и для всех любителей старины эта статья и по сей день не утратила своего познавательного значения.

Назову и другие публикации М.В. Каплинского: «Памятник под угрозой» – о Троицком соборе Оптина монастыря в Болхове («Орловская правда» от 22 ноября 1967 года); «Из глубины веков» – о старинных домах Орла («Орловская правда» 1969 год, 25 мая); «Памятники зодчества» («Орловская правда» 1971 год, 29 августа); «О культовых памятниках архитектуры г. Орла» («Орловский комсомолец» от 2 мая 1973 года). Это была последняя статья Михаила Викторовича. По сути, его духовное завещание нам, потомкам. Меньше чем через четыре месяца Каплинский умер.

Последняя статья

Считаю нужным более подробно остановиться на этой, последней статье Михаила Викторовича, ибо то, о чем он писал в 1973 году, и по сей день не утратило своей актуальности. Он пишет о жилом доме № 11 по Московской улице – «прекрасном здании простых выразительных форм, построенном в 1937 году по проекту архитектора Александра Самсоновича Тодорова, человека больших знаний и опыта». Он пишет о кинотеатре «Родина», о Дворце культуры железнодорожников и о других архитектурных объектах.

Поскольку и по сей день эти здания, судьба их использования продолжают не без основания волновать общественность, считаю необходимым напомнить современным читателям об одном из наших предшественников, Михаиле Викторовиче Каплинском, который еще в 1973 году отмечал: «В послевоенное время, в самом конце 40-х и в 50-е годы, в Орле было построено немало общественных зданий с большим или меньшим влиянием архитектурного стиля русского классицизма, в чем усматривается некоторая преемственность архитектурного наследия – памятники конца XVIII–XIX веков в нашем городе. К таким зданиям, характерным для истории застройки Орла в середине XX века, следует отнести железнодорожный вокзал, построенный в 1948–1949 годах по проекту архитектора Мхитаряна, и второе его здание – Дворец культуры железнодорожников; драмтеатр с сохранившейся от старого здания ротондой – по проекту архитектора Б.В. Антипова. Дом книги (арх. И.А. Иванов, скульптор Лавро), библиотека имени Крупской (архитектор Е.В. Трубецкая), пединститут, а также здание исполкома городского Совета. В архитектурных формах указанных строений города, в их конструкциях отразились поиски форм, созвучных нашей современности. Бесспорно, эти здания интересны для города, и сохранены они должны быть без переделок».

Во многих дебатах нашего сегодняшнего дня очень чувствуется отсутствие такого знающего объективного эксперта, каким был М.В. Каплинский, с его спокойной манерой «доказывания» своих мыслей и оценок...

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии