Цифровизация. Куда мчится человечество

      Дорогие мои читатели! Вам предлагается видение цифровизации и
её роли в жизни человечества глазами физика и психолога.
Когда 1 сентября 1961 года я пошел в первый класс, домашние
задания мне приходилось делать при свете керосиновой лампы.
Примерно через десять лет после этого увидел футбол по черно-
белому телевизору, причем в плохом качестве. В начале этого
тысячелетия приобрел свой первый компьютер и цифровой
фотоаппарат. Разумеется, выполняя домашние задания при свете
керосиновой лампы и даже смотря футбол по черно-белому
телевизору, я и представить не мог, что у меня будет компьютер,
цифровой фотоаппарат и мобильный телефон.
       Думаю еще большее потрясение было у моего отца, когда я
приехав к нему во время своего очередного отпуска примерно в 2005
-2007 году в тот самый большой деревянный пятистенный дом, в
котором я делал уроки при свете керосиновый лампы, снял его на
видео цифровым фотоаппаратом, перекинул файл на нетбук и
продемонстрировал видео... Тогда он, показывая рукой на нетбук,
спросил — А как это работает, за счет чего?! Мой ответ был краткий,
хотя, возможно, следовало рассказать и поподробнее. Сказано было
тогда мною, что это стало возможным за счет того, что размеры
радиоэлементов, таких как, например, транзисторы, стали
микроскопических размеров. Наверное, можно и надо было
упомянуть о программировании, о двоичном коде, о том, что вся
информация записывается с помощью единичек и ноликов.
Не стал подробнее объяснять потому, что не был уверен, что отец
будет в состоянии понять, несмотря даже на то, что имеет высшее
образование и работал в школе (ранее) учителем математики и
физики.
     Любопытно, что сейчас эти строки печатаются мною на том самом
нетбуке лежа на больничной койке. Он до сих пор работает без
единого ремонта на все той же изначально установленной Windows
XP. Дома меня ожидают: настольный компьютер с многократно
переустановленной мною Windows 7, ноутбук-трансформер с
сенсорным экраном c операционной системой Windows 10, два
цифровых фотоаппарата, букридер. Второй букридер лежит на
больничной тумбочке рядышком с мобильным телефоном. Жена
вышивает крестиком с планшета.
       Все это говорит о том, что цифровая техника прочно вышла в
жизнь человека и, пожалуй, сейчас составляет некую глобальную
основу жизнедеятельности людей. Естественно, остались и другие
глобальные основы жизнедеятельности человека — одной цифрой
сыт не будешь! И тем не менее именно цифровизация стремительно
меняет мир, меняет такими беспрецедентно быстрыми темпами,
каких человечество никогда ранее не наблюдало. Можно дать
цифровизации разные определения, можно посмотреть, что это такое
в Википедии. На мой взгляд самое простое и общее определение
цифровизации может звучать так : Цифровизация — это
повсеместное введение цифровых технологий. Правда, возникает при
этом необходимость объяснения, что же такое цифровые технологии.
Мое поколение свою первую половину жизни прожило в эпохе,
которую можно назвать эпохой аналогового сигнала. Аналоговый
сигнал еще и сейчас не сдал окончательно свои позиции. Когда мы
раньше, да и сейчас еще, видим амперметр со стрелкой,
показывающий силу тока — это пример аналогового сигнала.
Величина силы тока может быть преобразована в цифровой сигнал с
помощью АЦП (аналого-цифрового преобразователя, сделанного на
основе интегральной микросхемы) и тогда мы можем увидеть
величину тока в виде цифры на жидкокристаллическом дисплее
прибора. Согласитесь, увидеть значение какой -то величины на
приборе в виде цифры значительно удобнее, чем путаться в делениях
шкалы аналогового прибора. Данный пример приведен мною для
того, чтобы стало понятным, что цифровые технологии - это
необязательно сразу и только компьютер. Теперь уже редко можно
увидеть ртутные медицинские термометры — их заменили цифровые
термометры. И даже штангенциркули уже можно увидеть с
маленьким жидкокристаллическим дисплейчиком.
        Сделаю небольшое отступление в историческом плане на примере
из собственного жизненного опыта. Когда в 1984 году я перешел
работать в производственный цех на крупном химкомбинате, мы
мастера смен, рассчитывали загрузки в аппараты с помощью
логарифмической линейки. Впервые электронные калькуляторы в
цехах у мастеров смен были увидены мною уже после 1985 года. А
компьютеры на центральных щитовых появились еще значительно
позднее. Появление и использование компьютеров в
производственных цехах происходило буквально на моих глазах.
Безусловно сильнейшим изменением в жизни людей стало
появление персональных компьютеров и особенно интернета. Но
персональные компьютеры были не всегда. Сейчас с улыбкой
вспоминаю, как в свое время проходил мимо не персонального
компьютера, занимавшего целую комнату на первом этаже института.
Так ни разу и не зашел в эту комнату, в которой стол компьютер
-монстр на электронных лампах,(а может уже и на транзисторах?)
информация в который вводилась и выводилась с помощью
бумажных перфолент. Такой компьютер тогда не вызвал у меня ни
малейшего интереса, а было это в 1971 — 1975 годах.
       Конечно все изменилось с появлением персональных настольных
компьютеров, а затем и возможностью подключения к интернету.
Упомяну об этом из собственного опыта. Надо сказать, что из всех
моих знакомых я первым подключился к интернету с помощью
телефонной линии. Тогда возможность подключиться к интернету
была только у тех, у кого был домашний проводной телефон. Затем
появилась возможность подключения к интернету не только с
помощью телефонной линии, появились мобильные телефоны, а
позже и смартфоны с мобильным интернетом. Самое стремительное и
крутое изменение в современной жизни человечества в мировом
масштабе произошло произошло в 2011 году. Возможно,не все знают,
что же такое знаменательное произошло в 2011 году, вызвавшее
большие изменения в жизни человечества. В этом году в США
компания Apple выпустила детище Стива Джобса — мобильный
телефон (айфон) с возможностью подключения к интернету с
помощью сотовой связи. Причем были выпущены за год почти 120
миллионов таких аппаратов, то есть в количестве превышающем все
вместе взятые айфоны за предыдущие годы. Айфон стал массовым
явлением. О том, какие конкретно изменения внес 2011 год в жизнь
людей поговорим чуть позже.
      Пока же хочется сказать, что не только именно цифровые
технологии вносили значительные изменения в жизнь людей, но и
просто электронная техника(аналоговая). Здесь, на мой взгляд
лидером (в свое время) явилось телевидение. Из собственных
жизненных впечатлений, еще той, до цифровой эпохи... Помню как
чрезвычайно сильно я был поражен в 1972 году, окончив первый курс
института и приехав на лето в родной дом к родителям в районный
центр в Вологодской области. А поразило меня то, что в течение лета
проходя мимо стадиона я ни разу не видел, чтобы на нем играли в
футбол подростки. Забавно и грустно было видеть козу, пасущуюся на
отросшей на стадионе траве. И это при том, что еще в 1971 и в 1970
году на стадионе почти каждый день можно было увидеть ребят,
играющих в футбол. Я и сам в эти годы часто играл в футбол на этом
футбольном поле. Сначала я думал, что это связано в тем, что наш
класс, пожалуй самый спортивный класс в школе , закончил свое
обучение в 1971 году. Затем, поразмыслив, сопоставил это
явление(безлюдность на стадионе) с появлением хорошего
телевизионного сигнала, и массового обзаведения жителей, тогда еще
черно-белыми телевизорами. И очень похоже, что подростки, начиная
с 1972 года предпочли телевизионную картинку, а футбол остался в
забвении. Все последующие годы стадион летом был безлюден...
        Появление компьютера, компьютерных игр, интернета,
смартфонов, видимо, в разы увеличило время проводимое у экрана
того или иного электронного устройства. Сейчас цифрового. Можно
сказать, что мир подсел на цифровую иглу. И это никакое не
преувеличение. Цифровое устройство, такое как компьютер,
смартфон вызывает привыкание и зависимость, как самый настоящий
натуральный наркотик. Это прекрасно понимали уже много лет назад
создатели этих устройств. Так Стив Джобс очень строго ограничивал
пользованием компьютером и другими электронными гаджетами для
своих детей. Билл Гейтс своим детям разрешал пользоваться
мобильником с четырнадцати лет. Хочется привести высказывание
одного из руководителей фирмы Apple – Я просыпаюсь в холодном
поту при мысли о том, что мы создали. Я же знаю, как, собственно
переживают мои дети, когда я забираю у них наше изделие, они
реагируют так, словно лишаются части тела. Их эмоции зашкаливают
и они еще несколько дней не могут прийти в норму.
Как можно объяснить такое с точки зрения психологии и
физиологии?! У человека есть базовые инстинкты, одним из которых
является инстинкт, заключающийся в том, у человека есть
потребность в постоянном получении новой информации. Связано
это с обеспечением безопасности, и выработано это эволюцией за
сотни тысяч лет. Организм при получении порции новой информации
реагирует выбросом порции дофамина, вещества, которое вызывает
приятные ощущения. Таким образом организм стимулирует к
получению все новых и новых порций информации, а значит и
порций дофамина. Именно поэтому современный человек десятки и
сотни раз в сутки хватается за свой смартфон, и смотрит какая новая
информация в нем появилась, а по сути — он делает это для того,
чтобы получить новую крошечную дозу дофамина. В течение суток в
сумме время проведенное в интернете для большинства людей сейчас
составляет от трех часов до семи. Такое значительное время
пребывания человека в интернете весьма негативно сказывается на
здоровье...
      Первое — электронные устройства, даже не цифровые, отбирают у
человека время, которое он мог бы израсходовать на занятия спортом,
физкультурой, да хотя бы просто на прогулки. Что приводит к
недостаточной нагрузке на мышцы. Первобытный человек по своим
физическим кондициям, можно считать, был близок к современным
мастерам спорта или даже олимпийским чемпионам. Учеными были
проведены исследования, которые показали, что с начала нынешнего
тысячелетия физическое развитие подростков очень значительно
снизилось: для девочек на 24%, для мальчиков — на 30%. Смотрите -
для мальчиков снижение физического развития за каких-то двадцать
лет составило почти треть! Разумеется, какой -то процент подростков
ходит в спортивные секции, но общая картина выглядит вот таким
образом.
       Второй, пожалуй не менее важный момент заключается в том, что
и у взрослых и особенно у детей при многочасовом ежедневном
пользовании интернетом вырабатывается неспособность к
длительному концентрированию внимания. Бесконечное
перескакивание с одной новости на другую приводит именно к
такому эффекту. Внимания у современного школьника хватает на 15
минут и даже меньше, а урок или лекция длится, как известно 45
минут или даже более. Что весьма любопытно, смартфон будучи даже
выключенным и лежащий рядом, а не в соседней комнате, приводит к
снижению внимания. Ученые проводили опыты, в которых у одной
группы людей рядом лежал выключенный смартфон, а у другой
группы лежал вместо смартфона блокнот. Те испытуемые, у которых
лежал блокнот показали более высокие результаты.
Как мы все знаем частое включение в работу мышц приводит к их
натренированности и усилению. Казалось бы что это должно
аналогичным образом тренировать и мозг. Но нет! Исследования
показали, что частое переключение мозга с одной задачи на другую,
что происходит при попытке выполнения одновременно сразу
нескольких задач, например просмотре новостей на смартфоне и
слушания лекции, вовсе не тренирует мозг, а приводит только к
ухудшению восприятия материала.
      Сделаю маленькое отступление и поделюсь информацией, с
которой ознакомился несколько лет назад. Интересно, оказывается,
что изменение восприятия окружающего мира произошло как у
психически здоровых людей, так и психически больных. По другому
говоря, сумаcшедшие сейчас в цифровую эпоху, очень сильно
отличаются от сумасшедших до цифровой эпохи. Сейчас, по словам
психиатра, среди психически больных практически не встретишь
тех, кто считает себя Наполеоном или какой-то другой знаменитой
исторической личностью. Если раньше картину восприятия мира у
психического больного можно было сравнить с осколками разбитого
зеркала, где каждый осколок отражал какой -то фрагмент общей
картины, тот теперь, сколько не смотри на эти осколки — там одна
муть...
Интересная информация поступает от учителей музыки, правда
эта информация не по нашей стране . Учителя музыки заметили, что
резко сократилось количество учеников, обучающихся игре на
классических музыкальных инструментах. Они связывают это с тем,
что современные дети привыкли получать немедленное
вознаграждение, а освоение музыкальных инструментов требует
долгих месяцев.
         Возвращаясь к тому, как воздействует на людей и особенно
подростка ежедневное многочасовое взаимодействие со смартфоном
и компьютером, невозможно не заметить негативного воздействия
этих устройств на сон. Во всем мире фиксируется увеличение просьб
к врачам выписать снотворное. В норме подросток должен спать 9-
10 часов. Исследования ученых показали, что у современных
подростков продолжительность сна сократилась в среднем на один
час. А это может приводить к возникновению депрессий. Взрослым
людям также следует помнить, что синий свет от экрана электронного
прибора препятствует выработке гормона мелатонина, который
посылает телу сигнал, что пора спать. Поэтому за час до отхода ко сну
следует исключить пользование компьютером и смартфоном.
Невозможно обойти вниманием общение в социальных сетях.
      Общение в соцсетях вносит, пожалуй, наибольший вклад в ухудшение
психологического состояния людей. Разумеется для разных людей по
разному. Наиболее негативное воздействие общение в соцсетях
оказывает на людей с низкой самооценкой и пассивных потребителей
интернета, то есть тех кто только просматривает
сообщения,фотографии, новости и ставит лайки. У подростков с их
неустойчивой и не созревшей психикой картина успешных и
удачливых других людей вызывает чувство зависти и
неудовлетворения собственной жизнью. Что и вызывает депрессивное
настроение. Врачи во всем мире фиксирует значительное увеличение
приема антидепрессантов. Так, в США чуть ли не каждый второй
принимает антидепрессанты.
       Что можно противопоставить негативному воздействию
цифровых гаджетов? Во - первых , конечно сокращение времени
пользования , а во -вторых физическую активность. Даже
тридцатиминутная физическая активность в течение дня даст
положительный эффект.
      Кто-то из читателей может воскликнуть — Неужели цифровые
гаджеты и компьютеры приносят только вред?! Могут ли, скажем,
компьютерные игры приносить пользу?! Ответ — да, могут. Недаром
летчиков и людей некоторых других профессий тренируют на
симуляторах, которые, в общем -то, аналогичны компьютерным
играм.
      Подводя некоторый итог, можно сказать, что технический
прогресс, скорость его развития, значительно опережают
возможности человека по приспособлению к этим изменениям. С
другой стороны, ученые не могут заранее предсказать насколько
негативным будет воздействие на человека появление новых
электронных гаджетов. Остается только надеяться, что человечество
справится и с этим вызовом.
                16.02.2023.


Рецензии