Бананы для моей любимой дочурки

Даже не верится, что последний раз я побывал в Москве в первой половине декабря 1987 года! Чёрт возьми, как быстро летит время!!!

Как обычно, моя командировка была рассчитана на несколько дней (в тот раз на четыре), только один из которых был предназначен для работы (да и то, я решил все дела за пару часов), а остальные – для совершения различных покупок по длинному списку, составленному мне коллегами.

А что было делать, если в те времена даже зубная паста уже стала редкостью в магазинах моего города?

Когда все производственно-покупательские проблемы были решены, я с оставшимися в кармане 25 рублями, бесцельно прогуливался по городу в оставшиеся полдня, чтобы убить время.

 Это сейчас, по утверждению моих знакомых москвичей, можно попасть в какой угодно музей без очередей, а в те времена это было большой проблемой, так что другого выхода у меня не было.

Поэтому катался на метро, произвольно выходя на любой из станций. Так я оказался в районе, примыкавшем к станции «Автозаводская»…

Хочу обратить ваше внимание на одну особенность моего поведения, от которой я никогда не мог избавиться в советской Москве – какой бы район столицы я не посещал, постоянно (на автомате) меня заносило в продовольственные магазины. По всей видимости, это объяснить можно лишь инстинктом провинциала, «пострадавшего от дефицита». )))

Блин, заходишь в любой продуктовый московский магазин – всё есть, ПРИ ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ ОЧЕРЕДЕЙ! Несмотря на то, что видел всё это своими глазами, не мог заставить себя поверить, что такое возможно в Советском Союзе! Как, никак, а я несколько лет проработал в авиации, побывав во многих регионах Советского Союза, но такого разнообразного по своему составу продуктового рая, как в Москве, нигде не видывал…

На подсознательном уровне я всегда испытывал шок от такого положения дел – в Грозном, например, (да и в любом другом провинциальном советском городе), кроме «синего хрена» на полках ничего не увидишь. А в Москве зажравшиеся жители столицы покупают лишь аргентинскую говядину, брезгуя отечественной! (кстати, как-то и я купил несколько килограммов «аргентинки» – вкусная, блин!)

Если и сумела советская власть построить развитый социализм за семьдесят лет своего существования, то только в отдельно взятом городе – Москве. Ну, и ещё что-то отдалённо похожее можно было наблюдать в столицах союзных республик…

Вот и на «Автозаводской» меня словно магнитом затянуло в небольшой продуктовый магазинчик. Зайдя в него, я оказался ЕДИНСТВЕННЫМ посетителем.

Смотрю на полки – ЁПРСТ! Все овощи аккуратно расфасованы, в магазине свежий воздух (а не вонь от гнилого товара, как в любом из подобных магазинов в нашем городе), продавщицы одеты как на парад – СМОТРЕТЬ ПРОТИВНО, одним словом…

И вот, погружённый в такие мысли, я не заметил, как ко мне подошла миловидная продавщица (по виду лет 40) и спросила:

- Молодой человек желает купить бананы?..

Бананы? Какие ещё на хрен бананы? Честное слово, я не сразу сообразил, о чём она ведёт речь – оказалось, что стою напротив полки с ними, но в упор бананы не замечаю!
 
И дело не в том, что я не знал, ЧТО СОБОЮ ПРЕДСТАВЛЯЮТ БАНАНЫ – я прекрасно это знал по… картинкам.

Мне недавно исполнилось 26 лет, но до настоящего времени я НИ РАЗУ не пробовал бананы и даже не представлял, какие они на вкус. Возможно, что они и раньше мне попадались на глаза в московских магазинах, но я не обращал на них внимания – они никогда в жизни не входили в мой пищевой рацион…

- …берите, пожалуйста! Цена смешная – всего два рубля за килограмм…

И не потому, что я был нищий, нет – моя заработная плата на тот момент составляла в среднем 500 рублей в месяц, которая и не снилась подавляющему большинству жителей столицы.

Все дело в том, что в провинции бананы днём с огнём не найдёшь – я вырос  не на бананах, не потому, что мне не на что их было купить, а потому что они не были в свободной продаже, как сейчас.

- …вы не смотрите, что они зелёные! Положите их в прохладном месте и к Новому году они будут вкусные-превкусные – пальчики оближите!...

Брать или не брать? У меня и так руки отвалятся от приобретённых покупок, а тут ещё эти бананы!

- …не можете решить, сколько купить, молодой человек? Берите четыре-пять килограммов – как раз до Рождества хватит! Дети вам будут благодарны…

УГОВОРИЛА! Последний аргумент оказался для меня самым весомым. Я взял ШЕСТЬ КИЛО, оставив деньги только на такси из аэропорта! Гулять, так гулять!.. )))

…Жена похвалила меня за бананы, но призналась, что понятия не имеет, какие они на вкус. Я ей повторил слово в слово все рекомендации по их хранению, сообщённые мне словоохотливой москвичкой.

Решили, что будем класть по несколько штук под новогоднюю ёлку с первого по седьмое число…

…Увидев, какое счастье испытала моя маленькая дочурка, поедая с аппетитом бананы в первый новогодний день, я до сих пор каждый раз, покупая их в магазине, с благодарностью вспоминаю ту незнакомую продавщицу, уговорившую меня их приобрести…

Дочурка была настолько счастлива, что чуть свет бежала под ёлку в поисках очередной порции бананов. Целый день она расспрашивала меня или жену о том, где Дед Мороз берёт эти бананы и как доставляет ей под новогоднюю ёлку.

Ещё в первый день нового года дочурка поинтересовалась у меня, кто больше всех любит «бананки». Я ей ответил, что обезьянки. И, начиная со следующего дня, ребёнок, обнаружив под ёлкой очередную порцию диковинных фруктов, бежал к нам с криком: «Обезьянки любят бананки!..»

Прошёл год…

Так получилось, что мне выпало дежурить на Новый год в своём цехе – это была стандартная практика  в те времена для руководителей всех рангов.

Когда же меня, вернувшегося рано утром с работы, жена угощала новогодним завтраком, на кухню вбежала вся в  слезах наша дочурка:

- Мамочка, папочка!!! А дедушка Мороз не привёз мне в этом году бананки!!! Он, наверное, за-блу-дил-сяяяяя!!!

Блиииин, я был в шоке! Как же я мог забыть про эти «бананки»?

Судя по всему, девочка весь год думала о них, но что самое удивительное – НИ РАЗУ НЕ НАПОМНИЛА О НИХ, ни мне, ни жене – явно ожидала новогоднего чуда. А оно не состоялось…

Ну, где же мне их взять в этом занюханном провинциальном городе, образца 1989-го года, когда везде сплошной перестроечный дефицит?!!

Мозги просто закипели в голове!!! Наконец, я сообразил – московский поезд!!! Только там, в вагоне-ресторане, у меня есть незначительный шанс, что-нибудь купить…
Бросаю всё и несусь на ж/д вокзал – хорошо, что живу в центре города…

К прибытию поезда я не опоздал, просто содержимое вагона-ресторана вымели ещё до прибытия  в город – у всех же праздник…

И тут мне вновь повезло на добрую женщину – одна из работниц ресторана посоветовала мне сделать заказ злополучных бананов и ещё чего-нибудь. По её словам, не позднее 6 января я всё получу. Видимо, моё трагическое выражение лица после бессонной ночи и огорчения от слёз дочурки, разжалобило сердобольную женщину…

Я ей дал пятьдесят рублей в качестве благодарности за эту услугу, будучи совершенно уверенным, что они ушли безвозвратно, но при этом сообщил, на всякий случай, свой домашний и рабочий телефоны.

Каюсь, я был несправедлив к этой женщине – пятого января мне позвонили и предупредили, чтобы шестого числа я встречал свой заказ из Москвы…

Кроме нескольких килограммов бананов, был щедрый набор разных дефицитных конфет (больше всего мне понравились апельсиновые дольки в сахаре, упакованные в банки), несколько разновидностей консервов, пепси, фанта, по-моему, и что-то ещё, что я уже позабыл…

Короче, я скупился на сто пятьдесят с лишним рублей по ресторанным ценам…
Радостный визг и любимый слоган дочурки утром седьмого января возвестил о том, что папины старания были не напрасными…

…В настоящее время моя пятилетняя внучка регулярно звонит мне и говорит: «Дедушка, обезьянки любят бананки!» Всё ясно – иду в магазин и покупаю на выбор самые лучшие, красивые, вкусные, а не маленькие и зелёные, как в советское время.

Конечно, и в наше время провинциальные города не идут ни в какое сравнение с Москвой. Но, слава Богу, за дефицитом в Москву уже ездить не нужно – всё необходимое можно купить в ближайших к дому многочисленных магазинах или, в крайнем случае, заказать в интернет-магазине…

Глядя на то, с каким аппетитом внучка кушает купленные ей бананы, я всегда думаю о том, что в моем счастливом советском детстве все-таки чего-то не хватало для полного счастья.


Рецензии