Доказательство от паузы или Песни о Будде
песни о Будде, увиденном в замочную скважину
Если в основе бытия лежит круговорот рождений и смертей, как утверждает буддизм, а не одна-единственная жизнь, заканчивающаяся астральной вечностью, как предполагает христианство, то, спустя сотню или тысячу лет каким-нибудь чудесным образом восстановив в памяти эту нашу теперешнюю жизнь – ведь возможности материи, как теперь выяснилось, безграничны – мы по всей видимости испытывали бы глубокую и беспредметную задумчивость как общий знаменатель всех наших от нее (то есть жизни) впечатлений : настолько все «за и против» в ней уравновешены и настолько, главное, непостижим сам феномен жизни как уникального дара, который есть – и вдруг его нет и точно никогда не было.
И вот, как будто заранее подготавливаясь к сему заключительному подведению итогов, мы инстинктивно все чаще и чаще во второй половине жизни, а тем более в третьей ее трети отвлекаемя во время чтения – и вообще любого восприятия искусства – в паузу. Да, как ни интересно содержание книги – причем параллель ее с проживаемой жизнью более, чем очевидна – а пауза без труда осиливает его.
Что такое пауза? чем она заполнена? есть ли она полная пустота и прострация? никоим образом! я бы сказал, что она представляет из себя умопостигаемый образ содержания книги, да еще индивидуально преломленный. В самом деле, что проку, если мы будете в состоянии пересказать наизусть всю книгу? к чему все время переживать вымышленным людям, с которыми нам никогда не встретиться и которые о нас знать не знают и знать не хотят? кому это интересно? никому и меньше всего нам самим.
Однако, с другой стороны, и совсем не читать книг тоже все равно что пройти мимо жизни... Так где же тогда критерий «правильного чтения»? он именно в паузе при чтении чтения и ни в чем ином. И если бы мы случайно увидим себя в зеркале во время такой паузы, мы удивимся тому, насколько прекрасно и одухотворенно выражение нашего лица : оно в разы превосходней нашего напряженно-внимательного взгляда в книгу и тем более превосходней наших трезво-практических глаз посреди повседневного жития-бытия.
Но что же из этого следует? как что? великое и неопровержимое торжество паузы под конец нашей жизни как раз и доказывает онтологическую предпочтительность закона реинкарнации перед законом единичной жизни. Доказательство это, правда, сугубо косвенное, но прямых доказательств в таком тонком и деликатном деле нет и быть не может.
Свидетельство о публикации №223021600720