Притча Иисуса о блудном сыне
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».
(Луки 15:11-32)
Вот так прощает Отец Небесный Своих детей, — сынов человеческих, — за грехи их. Прощает милосердно и великодушно не требуя ни расплаты, ни жертвы, ни выкупа. Без упрека и осуждения. Имеет Бог власть прощать грехи без оплаты долга и вытеснять зло Своей любовью и милосердием. Так было, есть и будет всегда, ибо Бог неизменен в Своем совершенстве и в Своих решениях.
Что же нужно нам сделать, что бы Отец простил нас? Следует оставить тернистую стезю греха, ведущую в погибель, искренне раскаяться и вернуться в дом Отчий, то есть вернуться к Отцу своему и оставаться с Ним. Прежде всего в сердце своём, но также и в душе своей и в разуме своём. «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Отец. Отец ждёт от нас ответной сыновней любви и преданности.
В другом случае, Господь также добавляет: чтобы принять прощение Отца надо и самому простить своих должников.
Поэтому твердо знайте истину, что прощение достигается не через жертву или выкуп, не через обряды и догматы, а только через сыновью любовь, которая призывает оставить грех и вернуться к Отцу.
Свидетельство о публикации №223021600739
Погибая на кресте, Иисус простил своих врагов, дав этим урок всем последующим поколениям христиан. Урок, который многие не поняли или забыв, нарушали тысячелетия своей ненавистью к еретикам и «инакомыслящим», преследуя, убивая именем Того, кто учил любить и прощать.
Я не раз возвращался к этой притче, стараясь прочесть ее «глазами» христианина, иудея , атеиста и собственными глазами агностика. Поскольку обращаюсь к Вам — христианину ( как я могу понять из Ваших сообщений), попытаюсь увидеть притчу как христианин.
Вы приводите одну цитату из Библии, которая, по Вашему мнению, должна раскрыть основной смысл притчи ( хотя по-моему, он глубже и многограннее):
««Милости хочу, а не жертвы», — говорит Отец. Отец ждёт от нас ответной сыновней любви и преданности.
В другом случае, Господь также добавляет: чтобы принять прощение Отца надо и самому простить своих должников.Поэтому твердо знайте истину, что прощение достигается не через жертву или выкуп, не через обряды и догматы, а только через сыновью любовь, которая призывает оставить грех и вернуться к Отцу.».
Я думаю,что следовало бы указать место в Евангелии, где и по какому поводу используется Матфеем эта цитата из книги пророка Осии:
Ос.6:4 "Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.
6:6 :Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.
Пророк обвиняет людей в том, что все служение Богу у них ограничивается обрядами и жертвами, в то время, как Он желает служения духовного, заключающегося в любви к ближнему и единении с Богом в любви."
Мф 9:13:"не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."
Мф 12:7: «Если бы вы знали , что значит : «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных».
Иисус постоянно возвращается к теме суда и прощения: «Не судите, да не судимы будете».
Старший сын осуждает, т.е. «судит» и не прощает брата. Бог хочет, чтобы люди были милостивы друг к другу, искали способ оправдать и простить, а суд — предоставили Господу.
"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. "
Иисус рассказывает несколько притч , в которых изображается любовь Божия к грешникам, а через это сама собою выясняется причина, почему Христос так любовно относится к таким людям:для Него кающийся грешник дороже гордых праведников; Он пришел привести не этих праведников, а грешников к покаянию:
Лк 15:1-10 "Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. ..Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" .
Если об одной овце бывает столько радости, когда найдут ее после потери, то сколько же радости должно быть о человеке, сотворенном по образу Божьему! Считают, что под 99 овцами Иисус имеет в виду «праведников», а под одной овцой -падшего грешника, возвращенного к Богу.
Для Иисуса, как и для отца из притчи, грешник , осознавший всей душой свою греховность , покаявшийся и вернувшийся в «Дом» , дороже того, кто не ценит пребывание с Ним ,дороже «праведника», гордого своей праведностью.
А может, для того, чтобы вернуться в «ДОМ» и понять, что это- главное для человека, надо вначале его покинуть? ...
Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о моем разборе притч, особенно, -притчи о Великом Пире http://proza.ru/2024/02/14/1809 и о злых виноградаряхhttp://proza.ru/2024/02/15/1520
С уважением,
Игорь Лощинин
Игорь Лощинин 31.03.2024 23:43 Заявить о нарушении
Иисус простил Своих врагов не на кресте. Он не держал на них никакой обиды изначально. Когда они клеветали на Него, преследовали Его, глумились над Ним и убивали Его тело, Он на злился на них, не гневался и не таил обиды. Он испытывал к ним лишь только жалость. Жалость и печаль Создателя, который видит во что превратились те, кто мог бы стать его детьми, данные Ему Отцом, но стали по своему желанию сынами погибели. Но как ничтожно зло и как жалки те, кто связал себя с ним рабством греха и злобой сердца! Поэтому нужду прощать имеет тот, кто помнит зло и удерживает долг, взывает к мщению. Нам тоже нужно жить так, как Иисус. Не обижаться на людей и не менять к ним своего отношения любви, чтобы не случилось. Тогда и не надо будет из прощать, ибо нет долга. Трудно? Но это путь совершенства. Это идеал. Надо стремиться к этому.
Вы предполагаете, что я христианин. Но христианство основал Павел и его последователи. Поэтому христианин, строго говоря, это последователь учения Павла. Я же следую только за Иисусом, Его жизнью и учением. Я исповедую Его религию. Не религию Павла и иже с ним, а религию Сына Человеческого, Его веру. Не иудаизм, который был ДО, не павлизм (христианство), который был ПОСЛЕ, а именно ту веру, о которой говорит Господь на земле: «вера твоя спасла тебя»! Эта вера не ветхие меха иудаизма, да и отвергли Его иудеи. И это вера не христианство, ибо не было тогда еще этого учения и его догматами и символами веры, придуманными позже людьми. Иисус призывает следовать за Ним. И я следую. Об этом пишу и предлагаю всем вокруг поступать также.
О любви к грешникам. Бог нелицеприятен ни в каком смысле. Любовь Бога настолько совершенна и изобильна, что распространяется на всех Его детей, кто бы они не были и где бы не находились. Потому и Отец и Сын любят равной любовью всех Своих детей, в том числе и праведников и грешников. Но как Вы правильно заметили, в этой притче мы видим парадоксальную картину: праведный старший сын не может простить своего загулявшего младшего брата и проявляет весьма тревожную склонность к недовольству добрым отцом своим и его милосердным отношением к провинившемуся. Мы видим, что послушный и праведный сын не имеет любви к отцу и брату, но только лишь к себе самому. Это очень прискорбно и не может не опечалить его отца. Тогда как младший сын возрадовал отца тем, что раскаялся, вернулся в отчий дом, принял прощение и наверняка будет любить своего отца всегда, как и любил его до этого. Потому такой бывший грешник, в котором любовь к доброму отцу победила грех, гораздо больше радует отца, чем тот, кто, за внешней покорностью и послушанием, таит недовольство и питает своем сердце пагубным эгоизмом, но притом считается праведником. Как книжники и фарисеи и все те духовные лицемеры, кто вырос на этой закваске. Я и в наши дни сталкиваюсь с тем, что «благоверные» верующие, устами чтущие Святого, зачастую не имеют любви к Господу и собратьям своим, тогда как некоторые «грешники», вдруг, обнаруживают в себе живые ростки спасительной любви.
Поэтому дело тут не в праведности и грешности. Дело в ответной сыновей любви. Что таится в сердце человеческом? Что там за внешней оболочкой и общественном мнением? То, что видит Бог в самой сердцевине человеческой, в сокрытых тайниках личности? Возлюбил добро или зло? Тянется к Свету или ползет во тьму? Жаждет Истины или довольствуется ложью? Выбирает красоту или тяготеет к уродству?
Желаю Вам добра, Игорь!
Я посмотрю Ваши толкования и напишу свое мнение.
Василий Евгеньевич Никитин 01.04.2024 12:35 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш искренний и обстоятельный ответ. Мне понравились Ваши слова о следовании только Христу. Я так же считаю, что Христианская религия, у истоков которой стояли Павел и другие люди, никогда не знавшие Иисуса Христа, связана с Ним и Его учением в основном лишь тем, что носит Его имя.
Я писал, что читаю Евангелие глазами верующего и независимо -глазами
скептика. Ваш ответ относится к первому "варианту". Мне было бы не менее интересно узнать Ваше мнение о другой точке зрения , которую опишу ниже.
Что имеем в притче: "раскаяние" младшего сына, "прощение" отца, осуждение старшего сына. Хотелось бы остановиться на том, что осталось "за кадром".
Итак младший, пожив в своё удовольствие, "раскаялся" только тогда, когда дошёл по последней степени социальной деградации, когда он в "дальней стране" пасёт свиней ради еды для свиней. Но и эту "свинскую" еду он не получает, т.к. "свиньям не хватит". Т.е. пал он ниже свиньи и ТОЛьКО ТОГДА вспомнил об отце, поскольку у него "избыточествуют хлебом" в то время, как он помирает от голода. И говорит сын себе не "Я каюсь и осознаю" и ПОЭТОМУ пойду к отцу, а просто: "пойду и скажу ему", т.е.пойду, зная заранее, что тот простит и накормит...В притче ничего не говорится о внутреннем покаянии сына и слова "придя в себя" можно понимать как угодно. В том числе, как отчаяние и ужас перед неминуемой смертью рядом со свиньями, жующими свои рожки...
Старший же сын МНОГО ЛЕТ , пока младший расточал свою долю и жил в своё удовольствие, был РАБОТНИКОМ у отца, т.е. его "доля" наследства должна быть значительно больше промотанной младшим. И слова отца в ответ на то, что сын никогда не получил и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями : " Ты всегда со мною, и ВСЕ МОЕ - ТВОЕ", - звучат как-то ханжески. Кто вернёт старшему те упущенные радости жизни, которыми так активно пользовался младший?!
А потом, когда младшему по приказу отца принесли "лучшую одежду" и дали перстень и обувь и стали веселиться от радости за его возвращение, где находился в это время старший? - А он работал, был "на поле"...
В притче старший брат-труженик представляет собой какой-то неинтересный, даже отрицательный персонаж,вызывающий осуждение своей непонятливостью, а младший, который "покаялся" и вернулся к отцу, - персонаж положительный, даже "образцовый". Отец обЪясняет радость возвращения ("воскрешения" ) блудного сына старшему, призывая его радоваться тому, что тот вернулся , наигравшись вдоволь, пока старший без устали пахал в поле, так и не воспользовавшись этим "всё моё - твоё", и ,в отличие от младшего брата, в награду за свой труд и праведность он получает только СЛОВА....
Вопрос о том, как следует интерпретировать притчи Иисуса: аллегорически или буквально, очень не прост и не имеет однозначного ответа. Обычно "толкователь" использует тот способ, который больше подходит к его "толкованию", т.е. его собственной позиции...
С уважением,
И.Л.
Игорь Лощинин 01.04.2024 15:21 Заявить о нарушении
Что касается Вашего внимания на покаянии, то это связано с тем культурно-философском контекстом, в котором Вы изучаете Писание и другие теологические источники. Это тоже часть христианского понимания, но Иисус не так учил. Он никогда не призывал к саморефлексии, самоанализу, длительному самокопанию, тем более к самобичиванию и прочим столь свойственным современным церквам и сектам вещам. Он не концентрировал внимание на грехе и покаянии. О покаянии много проповедовал Иоанн Креститель, но про него Иисус сказал, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна, то есть тот не успел (из-за преждевременной кончины) понять и принять учения Иисуса и войти при жизни в Царство Небесное. Он жил и умер как пророк и предтеча старого (ветхого) типа, где спасение достигается только через покаяние и жертву. Потому обрел он Царство уже на Небесах.
Так вот, Иисус вообще не настаивал на каком-то определенном покаянии, как и в этой притче. Он учил, что вера спасает человека. Не покаяние, а вера! Вера во что? Вера, которой учил Иисус и его ученики (не Павел) в том, что каждый человек это сын или дочь Небесного Отца, все люди вокруг (ближние) суть братья и сестры в духовном смысле раз у нас один Отец, высшим отношением является любовь, высшим действием служение ближним и стремление исполнить волю Отца Небесного. То есть, кратко и пронзительно, вера в Благую весть: ты — дитя Бога! Именно эту потрясающую весть несли посланники Царства по всем сторонам Римской Империи и за её пределы мужчинам и женщинам, иудеям и язычникам, праведникам и грешникам, всем, кто им встречался на пути. Потому, тот, кто верит в то, что он сын Божий и Отец любит его, то он сам поймет, что нужно сделать, если в нем любовь не остыла. Если есть в чем каяться, то покается, но это прощение Отца дается легко, ибо Отец с радостью прощает своих любимых и малых детей. Да и какой отец земной стал бы требовать многого от своего дитя и так раздавленного горем? Грех всегда несет пагубные последствия и страдания. Любовь, доверие и послушание, вот и всё, что ждет отец в ответ! Не нужно Ему длительное и унизительное ползание на коленях в соплях и слезах. Как в этой притче.
Василий Евгеньевич Никитин 01.04.2024 16:21 Заявить о нарушении
Василий Евгеньевич Никитин 01.04.2024 16:26 Заявить о нарушении
С уважением,
И.Л.
Игорь Лощинин 01.04.2024 17:40 Заявить о нарушении
С добром,
Василий Евгеньевич Никитин 01.04.2024 19:04 Заявить о нарушении