Притча Иисуса о блудном сыне

Еще Иисус сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;  и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,  а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».

(Луки 15:11-32)

Вот так прощает Отец Небесный Своих детей, — сынов человеческих, — за грехи их. Прощает милосердно и великодушно не требуя ни расплаты, ни жертвы, ни выкупа. Без упрека и осуждения. Имеет Бог власть прощать грехи без оплаты долга и вытеснять зло Своей любовью и милосердием. Так было, есть и будет всегда, ибо Бог неизменен в Своем совершенстве и в Своих решениях.

Что же нужно нам сделать, что бы Отец простил нас? Следует оставить тернистую стезю греха, ведущую в погибель, искренне раскаяться и вернуться в дом Отчий, то есть вернуться к Отцу своему и оставаться с Ним. Прежде всего в сердце своём, но также и в душе своей и в разуме своём. «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Отец. Отец ждёт от нас ответной сыновней любви и преданности.

В другом случае, Господь также добавляет: чтобы принять прощение Отца надо и самому простить своих должников.

Поэтому твердо знайте истину, что прощение достигается не через жертву или выкуп, не через обряды и догматы, а только через сыновью любовь, которая призывает оставить грех и вернуться к Отцу.


Рецензии
Уважаемый Василий Евгеньевич , спасибо за Ваше обращение к притчам Иисуса и , особенно, к этой великой притче о Любви и Всепрощении - притче о блудном сыне.
Погибая на кресте, Иисус простил своих врагов, дав этим урок всем последующим поколениям христиан. Урок, который многие не поняли или забыв, нарушали тысячелетия своей ненавистью к еретикам и «инакомыслящим», преследуя, убивая именем Того, кто учил любить и прощать.

Я не раз возвращался к этой притче, стараясь прочесть ее «глазами» христианина, иудея , атеиста и собственными глазами агностика. Поскольку обращаюсь к Вам — христианину ( как я могу понять из Ваших сообщений), попытаюсь увидеть притчу как христианин.
Вы приводите одну цитату из Библии, которая, по Вашему мнению, должна раскрыть основной смысл притчи ( хотя по-моему, он глубже и многограннее):

««Милости хочу, а не жертвы», — говорит Отец. Отец ждёт от нас ответной сыновней любви и преданности.
В другом случае, Господь также добавляет: чтобы принять прощение Отца надо и самому простить своих должников.Поэтому твердо знайте истину, что прощение достигается не через жертву или выкуп, не через обряды и догматы, а только через сыновью любовь, которая призывает оставить грех и вернуться к Отцу.».

Я думаю,что следовало бы указать место в Евангелии, где и по какому поводу используется Матфеем эта цитата из книги пророка Осии:
Ос.6:4 "Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.
6:6 :Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.
Пророк обвиняет людей в том, что все служение Богу у них ограничивается обрядами и жертвами, в то время, как Он желает служения духовного, заключающегося в любви к ближнему и единении с Богом в любви."

Мф 9:13:"не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."
Мф 12:7: «Если бы вы знали , что значит : «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных».
Иисус постоянно возвращается к теме суда и прощения: «Не судите, да не судимы будете».
Старший сын осуждает, т.е. «судит» и не прощает брата. Бог хочет, чтобы люди были милостивы друг к другу, искали способ оправдать и простить, а суд — предоставили Господу.
"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. "

Иисус рассказывает несколько притч , в которых изображается любовь Божия к грешникам, а через это сама собою выясняется причина, почему Христос так любовно относится к таким людям:для Него кающийся грешник дороже гордых праведников; Он пришел привести не этих праведников, а грешников к покаянию:

Лк 15:1-10 "Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. ..Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" .

Если об одной овце бывает столько радости, когда найдут ее после потери, то сколько же радости должно быть о человеке, сотворенном по образу Божьему! Считают, что под 99 овцами Иисус имеет в виду «праведников», а под одной овцой -падшего грешника, возвращенного к Богу.
Для Иисуса, как и для отца из притчи, грешник , осознавший всей душой свою греховность , покаявшийся и вернувшийся в «Дом» , дороже того, кто не ценит пребывание с Ним ,дороже «праведника», гордого своей праведностью.
А может, для того, чтобы вернуться в «ДОМ» и понять, что это- главное для человека, надо вначале его покинуть? ...

Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о моем разборе притч, особенно, -притчи о Великом Пире http://proza.ru/2024/02/14/1809 и о злых виноградаряхhttp://proza.ru/2024/02/15/1520

С уважением,
Игорь Лощинин

Игорь Лощинин   31.03.2024 23:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь! Очень уместно и познавательно написать это здесь! Я постараюсь ответить на Ваши вопросы или те места, где хочу добавить от себя.

Иисус простил Своих врагов не на кресте. Он не держал на них никакой обиды изначально. Когда они клеветали на Него, преследовали Его, глумились над Ним и убивали Его тело, Он на злился на них, не гневался и не таил обиды. Он испытывал к ним лишь только жалость. Жалость и печаль Создателя, который видит во что превратились те, кто мог бы стать его детьми, данные Ему Отцом, но стали по своему желанию сынами погибели. Но как ничтожно зло и как жалки те, кто связал себя с ним рабством греха и злобой сердца! Поэтому нужду прощать имеет тот, кто помнит зло и удерживает долг, взывает к мщению. Нам тоже нужно жить так, как Иисус. Не обижаться на людей и не менять к ним своего отношения любви, чтобы не случилось. Тогда и не надо будет из прощать, ибо нет долга. Трудно? Но это путь совершенства. Это идеал. Надо стремиться к этому.

Вы предполагаете, что я христианин. Но христианство основал Павел и его последователи. Поэтому христианин, строго говоря, это последователь учения Павла. Я же следую только за Иисусом, Его жизнью и учением. Я исповедую Его религию. Не религию Павла и иже с ним, а религию Сына Человеческого, Его веру. Не иудаизм, который был ДО, не павлизм (христианство), который был ПОСЛЕ, а именно ту веру, о которой говорит Господь на земле: «вера твоя спасла тебя»! Эта вера не ветхие меха иудаизма, да и отвергли Его иудеи. И это вера не христианство, ибо не было тогда еще этого учения и его догматами и символами веры, придуманными позже людьми. Иисус призывает следовать за Ним. И я следую. Об этом пишу и предлагаю всем вокруг поступать также.

О любви к грешникам. Бог нелицеприятен ни в каком смысле. Любовь Бога настолько совершенна и изобильна, что распространяется на всех Его детей, кто бы они не были и где бы не находились. Потому и Отец и Сын любят равной любовью всех Своих детей, в том числе и праведников и грешников. Но как Вы правильно заметили, в этой притче мы видим парадоксальную картину: праведный старший сын не может простить своего загулявшего младшего брата и проявляет весьма тревожную склонность к недовольству добрым отцом своим и его милосердным отношением к провинившемуся. Мы видим, что послушный и праведный сын не имеет любви к отцу и брату, но только лишь к себе самому. Это очень прискорбно и не может не опечалить его отца. Тогда как младший сын возрадовал отца тем, что раскаялся, вернулся в отчий дом, принял прощение и наверняка будет любить своего отца всегда, как и любил его до этого. Потому такой бывший грешник, в котором любовь к доброму отцу победила грех, гораздо больше радует отца, чем тот, кто, за внешней покорностью и послушанием, таит недовольство и питает своем сердце пагубным эгоизмом, но притом считается праведником. Как книжники и фарисеи и все те духовные лицемеры, кто вырос на этой закваске. Я и в наши дни сталкиваюсь с тем, что «благоверные» верующие, устами чтущие Святого, зачастую не имеют любви к Господу и собратьям своим, тогда как некоторые «грешники», вдруг, обнаруживают в себе живые ростки спасительной любви.

Поэтому дело тут не в праведности и грешности. Дело в ответной сыновей любви. Что таится в сердце человеческом? Что там за внешней оболочкой и общественном мнением? То, что видит Бог в самой сердцевине человеческой, в сокрытых тайниках личности? Возлюбил добро или зло? Тянется к Свету или ползет во тьму? Жаждет Истины или довольствуется ложью? Выбирает красоту или тяготеет к уродству?

Желаю Вам добра, Игорь!

Я посмотрю Ваши толкования и напишу свое мнение.

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 12:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий!
Спасибо за Ваш искренний и обстоятельный ответ. Мне понравились Ваши слова о следовании только Христу. Я так же считаю, что Христианская религия, у истоков которой стояли Павел и другие люди, никогда не знавшие Иисуса Христа, связана с Ним и Его учением в основном лишь тем, что носит Его имя.

Я писал, что читаю Евангелие глазами верующего и независимо -глазами
скептика. Ваш ответ относится к первому "варианту". Мне было бы не менее интересно узнать Ваше мнение о другой точке зрения , которую опишу ниже.
Что имеем в притче: "раскаяние" младшего сына, "прощение" отца, осуждение старшего сына. Хотелось бы остановиться на том, что осталось "за кадром".
Итак младший, пожив в своё удовольствие, "раскаялся" только тогда, когда дошёл по последней степени социальной деградации, когда он в "дальней стране" пасёт свиней ради еды для свиней. Но и эту "свинскую" еду он не получает, т.к. "свиньям не хватит". Т.е. пал он ниже свиньи и ТОЛьКО ТОГДА вспомнил об отце, поскольку у него "избыточествуют хлебом" в то время, как он помирает от голода. И говорит сын себе не "Я каюсь и осознаю" и ПОЭТОМУ пойду к отцу, а просто: "пойду и скажу ему", т.е.пойду, зная заранее, что тот простит и накормит...В притче ничего не говорится о внутреннем покаянии сына и слова "придя в себя" можно понимать как угодно. В том числе, как отчаяние и ужас перед неминуемой смертью рядом со свиньями, жующими свои рожки...
Старший же сын МНОГО ЛЕТ , пока младший расточал свою долю и жил в своё удовольствие, был РАБОТНИКОМ у отца, т.е. его "доля" наследства должна быть значительно больше промотанной младшим. И слова отца в ответ на то, что сын никогда не получил и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями : " Ты всегда со мною, и ВСЕ МОЕ - ТВОЕ", - звучат как-то ханжески. Кто вернёт старшему те упущенные радости жизни, которыми так активно пользовался младший?!
А потом, когда младшему по приказу отца принесли "лучшую одежду" и дали перстень и обувь и стали веселиться от радости за его возвращение, где находился в это время старший? - А он работал, был "на поле"...
В притче старший брат-труженик представляет собой какой-то неинтересный, даже отрицательный персонаж,вызывающий осуждение своей непонятливостью, а младший, который "покаялся" и вернулся к отцу, - персонаж положительный, даже "образцовый". Отец обЪясняет радость возвращения ("воскрешения" ) блудного сына старшему, призывая его радоваться тому, что тот вернулся , наигравшись вдоволь, пока старший без устали пахал в поле, так и не воспользовавшись этим "всё моё - твоё", и ,в отличие от младшего брата, в награду за свой труд и праведность он получает только СЛОВА....

Вопрос о том, как следует интерпретировать притчи Иисуса: аллегорически или буквально, очень не прост и не имеет однозначного ответа. Обычно "толкователь" использует тот способ, который больше подходит к его "толкованию", т.е. его собственной позиции...

С уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   01.04.2024 15:21   Заявить о нарушении
А помните, Игорь, созвучную в этом вопросе притчу о работниках, нанятых в разное время и получивших одинаковую (договоренную) плату за свой труд различной длительности и тяжести? И здесь так. Грешник, раскаявшийся и поверивший в то, что он сын Небесного Отца и во все, что из этого следует, получит по завершению земного пути ту же награду, что и праведник всю жизнь, посвятивший Богу. Они оба будут воскрешены в обителях Света. Бывший грешник, даже если он стал сыном Света в последние минуты своей жизни, ничем не хуже в глазах Отца того, кто от рождения ходил во Свете. Ибо, Отец любит ВСЕХ своих детей, какие бы они ни были. Он презирает зло и грех, но любит Своё дитя, всегда, бесконечно и безусловно. И я считаю это истинным и благим, как и всё, что установил Господь. И нам нужно так возлюбить своих братьев и сестер! Ибо в этом новая заповедь человекам от Бога: да возлюбите друг друга той совершенной любовью которой Я люблю вас!

Что касается Вашего внимания на покаянии, то это связано с тем культурно-философском контекстом, в котором Вы изучаете Писание и другие теологические источники. Это тоже часть христианского понимания, но Иисус не так учил. Он никогда не призывал к саморефлексии, самоанализу, длительному самокопанию, тем более к самобичиванию и прочим столь свойственным современным церквам и сектам вещам. Он не концентрировал внимание на грехе и покаянии. О покаянии много проповедовал Иоанн Креститель, но про него Иисус сказал, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна, то есть тот не успел (из-за преждевременной кончины) понять и принять учения Иисуса и войти при жизни в Царство Небесное. Он жил и умер как пророк и предтеча старого (ветхого) типа, где спасение достигается только через покаяние и жертву. Потому обрел он Царство уже на Небесах.

Так вот, Иисус вообще не настаивал на каком-то определенном покаянии, как и в этой притче. Он учил, что вера спасает человека. Не покаяние, а вера! Вера во что? Вера, которой учил Иисус и его ученики (не Павел) в том, что каждый человек это сын или дочь Небесного Отца, все люди вокруг (ближние) суть братья и сестры в духовном смысле раз у нас один Отец, высшим отношением является любовь, высшим действием служение ближним и стремление исполнить волю Отца Небесного. То есть, кратко и пронзительно, вера в Благую весть: ты — дитя Бога! Именно эту потрясающую весть несли посланники Царства по всем сторонам Римской Империи и за её пределы мужчинам и женщинам, иудеям и язычникам, праведникам и грешникам, всем, кто им встречался на пути. Потому, тот, кто верит в то, что он сын Божий и Отец любит его, то он сам поймет, что нужно сделать, если в нем любовь не остыла. Если есть в чем каяться, то покается, но это прощение Отца дается легко, ибо Отец с радостью прощает своих любимых и малых детей. Да и какой отец земной стал бы требовать многого от своего дитя и так раздавленного горем? Грех всегда несет пагубные последствия и страдания. Любовь, доверие и послушание, вот и всё, что ждет отец в ответ! Не нужно Ему длительное и унизительное ползание на коленях в соплях и слезах. Как в этой притче.

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 16:21   Заявить о нарушении
Про толкование. Игорь, а посмотрите в Вашей работе про причту о хитром управляющем аллегорическое толкование приводит в абсурд или тупик, оттого и считается «самой странной и сложной». Но если подойти по-другому и искать только одну духовную истину или поучение, то сразу появляется ясность и видна польза. Притча становиться простой и понятной. Так что практика подтверждает теорию.

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 16:26   Заявить о нарушении
Большое Вам, Василий, спасибо, за Ваши ответы, за небезразличие к тем вопросам, которые сегодня, к сожалению,мало кого волнуют, а самое главное, за доброжелательность и стиль Вашего общения.

С уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   01.04.2024 17:40   Заявить о нарушении
Я очень рад, Игорь, что Вы это заметили и цените. Моя доброжелательность исходит из братской любви к Вам и другим людям, с кем я общаюсь. Как хорошо, что Вы отвечаете добром и потому разговор проходит в благожелательном и позитивном ключе. Мало кто считает, что разногласия не обязательно должны приводить к хамству и ломанию стульев. Большая редкость в наше нервное время!

С добром,

Василий Евгеньевич Никитин   01.04.2024 19:04   Заявить о нарушении