Симфония традиционных авторских техник Юрия Сташа

Интервью с черкесским художником-модельером, заслуженным работником культуры Республики Адыгея Юрием Махмудовичем Сташем.

- Юрий Махмудович, все Ваши работы отличаются не только своим особенным содержанием и неповторимостью, но и техниками их создания. Через Ваши уникальные коллекции можно узнать и изучить многообразие технических способ и технологических возможностей декоративно-прикладного искусства. Наиболее известная из них - это техника оплетения, в которой Вы создаете адыгские орнаменты. Многие считают, что это Ваша авторская техника. Между тем адыгские мастерицы прибегали к этому методу наряду с золотым шитьем гладью и разными видами плетений. Считаете Вы сами технику оплетения традиционной?

Ю.С.: Если говорить о моей технике, то для создания орнаментов или узоров я сперва вырезаю его рисунок из картона, кожи или других материалов. Потом методом оплетения серебряными или золотыми нитями изготовляю его, а затем накладываю его на нужную деталь по подобию золотого шитья. Почему я так делаю?
Дело в том, что первое время, когда я создавал орнаменты по методу золотого шитья, я понял, что то, что я хотел бы сказать с помощью этой техники, я передать не смогу. Просто не хватит времени на все детали. Поэтому я нашел для себя метод оплетения, и этим я пользуюсь и для создания традиционных мужских костюмов и женских платьев, и для изготовления головных уборов и других аксессуаров. Даже нагрудные украшения на женских платьях я создаю методом оплетения.
Что касается традиционности этой техники, нужно понимать, что у адыгов были техники золотого шитья гладью и «вприкреп», И когда само платье изнашивалось, они вырезали этот орнамент и снова его использовали, прикрепляя к новому наряду.

- Конечно, оплетение – это не единственный метод, отличающий Ваши работы. Особенное технологическое разнообразие Вашего искусства наглядно демонстрируют костюмы из коллекций «Туризм – дорога к миру и познанию» и «Экология и нравственность». Это и аппликация на женских костюмах «Легенды Кавказа» (2015 г.), «Дудугуш» (2016 г.), «Золотое руно» (2016 г.), «Нагой-Чук» (2016 г.). Это и различные виды плетений и кручения шнуров из хлопчатобумажных и шерстяных нитей на женских костюмах «Покровительница Хаттусаса – воинственная богиня Инара» (2001 г.) и «Азишская пещера» (2016 г.). Это и обработка замши и кожи в таких работах, как «Мэзгуащ – Лесная нимфа» (1998 г.), «Лаго» (1996 г.), «Меотянка» (1995 г.). Это и обработка меха в костюмах коллекции «Белая Олимпиада», а именно: женские костюмы «Белая амазонка» (2012 г.) и «Фишт» (2013 г.), мужской костюм «Мудрец в поисках мира» (2013 г.), платье-символ «Лаура» (2013-2014 гг.). Какая из этих техник Вам нравится больше всего? То есть, какая из них предпочтительнее? И как Вы выбираете технологии в начале работы для передачи своего художественного замысла?

Ю.С.: Вообще, всё, что я делаю, мне нравится. На самом деле, мне никто не диктует и не подсказывает, как делать. Мысли приходят, и я их превращаю в действительность. Например, сейчас я делаю деталь панно из картона в технике оплетения золотыми нитями. И что интересно: мысли приходят, не дают покоя, и потом начинаешь работать. Но часто мне приходится по ряду причин работать с нехваткой материала. В свое время знаменитый архитектор Мельников сказал: «Наши потомки будут удивляться, как из скудости материала в то время мы создавали такие произведения». Вот как раз «скудость материалов» меня заставляет искать новые методы и техники изготовления моих работ.

- Юрий Махмудович, в одном из своих интервью Вы рассказывали, что именно нужда в материале и некоторые трудности помогли Вам придумать свой технологический способ для создания костюма «Саусырыко» (1997 г.), костюма одного из главных героев Нартского эпоса адыгов. Это неповторимое произведение удивляет своим дизайнерским решением всех посетителей Вашей выставки в Северокавказском филиале Государственного музея Востока. Как технически Вы его создавали?

Ю.С.: Над этим костюмом «Саусырыко» я работал 7 месяцев. Весь костюм из натуральной кожи. Там есть элементы аппликации, кручения. Для работы я использовал около 700 чешуек. Я брал пластиковые бутылки, вырезал эти формы и с помощью клея обтягивал кожей, а потом крепил кожаные чешуйки к костюму. Эту работу я посвятил Аскеру Гадагатлю, который собрал и подготовил тексты Нартского эпоса. По весу костюм получился довольно тяжелый.

- Ваши костюмы «Тыргатао» (1989 г.) и «Гекатей» (1991 г.) сделаны тоже из кожи. Эта та же технология или уже другая?

Ю.С.: Они сделаны немного по-другому. При их создании я применил, в основном, тепловую обработку кожи. Я создавал их так, чтобы они были интересными. Когда я был с выставкой в 1993 году в Соединенных Штатах Америки, в Нью-Йорке меня пригласили в Институт Среднего Востока в Вашингтоне , где я показал как раз эти три костюма. Там было 80-100 человек, большинство из которых преподаватели института. И вот их реакция на эти костюмы из кожи мне дала понять, что мое творчество людям интересно, и это побудило меня продолжить работать дальше.

- Юрий Махмудович, все техники, с помощью которых Вы создаете свои костюмы и платья-символы, применяются Вами также и в работе над авторскими панно и пирамидами. Так, мы видим аппликацию на панно «Эта земля дышит прошлым» (2014 г.), различные виды плетений и кручения шнуров - на панно «Музыка Галактики», оплетение солярных кругов в триптихе «Вопреки» и на панно из серии «Экологические катастрофы», есть и коллаж, и лоскутное шитье или лоскутная мозаика, как на «Одеяле для СНГ» (1995 г.) и на панно «Символическая дверь в Москву» (2004 г.) из коллекции «Страна Советов», для которых Вам пришлось сшивать пионерские флажки. Для их создания не потребовалось много материала. Почему Вы использовали именно эти техники для них?

Ю.С.: На самом деле мне так было удобно. Действительно, есть примеры и аппликаций, и плетения, есть такие примеры, как женский костюм из кожи, посвященный Кандинскому. Он выполнен из кусков кожи разных цветов. Некоторые свои панно экологической тематики я делал из полиэтиленовых пакетов в технике кручения. Я создавал что-то вроде шнуров, а затем крепил их к основе. Правда, я часто использовал и пакеты, и пластик, то есть то, что, по сути, уже использовано и не нужно. На то у меня было две причины. С одной стороны, как я уже говорил, нехватка материала рождает фантазию. С другой стороны, многое ненужное может успешно использоваться в творчестве.

- Сегодня креативные молодые мастера создают тоже уникальные вещи. Какой бы совет дали бы Вы им как опытный мастер, использующий разные техники и методы декоративно-прикладного искусства и текстильного производства?

Ю.С.: Вообще, каждый творческий человек имеет свой почерк. Я не говорю о тех художниках, которые копируют работы других. Поэтому молодым я советую, прежде всего, быть в постоянном творческом поиске, находить что-то своё и, конечно, создавать свой новый стиль. На самом деле, у симфонии методов и техник пределов нет! И главное – в творчестве всегда можно найти новое!

- Благодарим за интересное интервью!

Иллюстративный материал из каталога "Через к миру. В мире мифов и реальности". Коллекция авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства Юрия Сташа . Майкоп. Качество. 2020 г.


Рецензии