Как пройти в библиотеку? Очень долгая дорога

Мой путь в библиотеку начался летом 1643 года, когда Михаил Стадухин, почти мой однофамилец, открыл реку Колыму. Это не для красного словца, мой род прожил 51 год в Сусуманском районе Магаданской области, в основном в посёлке Беличан, что стоит на реке Берелёх, тёзке другой реки, той, что в Якутии. В переводе с якутского Берелёх или Бёрёлёх, означает «Волчья». При мне волков уже не было, историй таких я не слышал. Но медведи и росомахи встречались. «Наш» Берелёх - река горная, очень бурная, стремительно летящая за горизонт. Левый приток Дорожной речки, или Аян-Юряха. А сам Аян-Юрях, левый исток Колымы. Правый носит название Кулу. Именно слияние Кулу и Аян-Юряха образует Колыму. Колыма переводится с финно-угорских языков как Смерть. Возможно, такое название дал именно Михаил Стадухин, поскольку эвены называли эту реку Кулу. Сейчас так называется только один из её истоков. Всё, круг со Стадухиным замкнулся.
Я понял, что хочу написать об этом человеке. Во-первых, почти однофамилец, незаслуженно обойдённый вниманием, во-вторых, я о нём знаю только одну публикацию: А. А. Бурыкин в 2006 году, в журнале «Новый часовой» опубликовал статью «Михаил Стадухин и его роль в географических открытиях и исследованиях береговой черты Северного Ледовитого и Тихого океанов в 40-е - 50-е годы XVII века». Сдвоенный номер 17-18.
Мой путь в библиотеку продолжился в 1951 году, когда мой дед, Степан Григорьевич Стадниченко, приехал в Магаданскую область. Сначала в Нексикан, позже в  Беличан (с якутского: «Протока между двумя озёрами» или «Узкое место»). Приехал вольнонаёмным, и до пенсии работал горным мастером. Понимая, куда попал, мой дед, приехав на Колыму, как назывался в народе весь этот край, первым делом заказал у местного кузнеца тесак с которым никогда не расставался. Долгое время его подчинёнными были заключённые. Уголовники. Вообще, если посмотреть на состав лагерей, можно понять, насколько факты о сталинских репрессиях преувеличенны (разумеется, они были, но далеко не в таких масштабах). В Сусуманском районе существовал только ОДИН политический лагерь: Мальдяк. Именно через него прошёл Королёв, прежде чем его выдернули оттуда задолго до окончания срока. Все остальные лагеря были уголовными. Раз речь зашла об этом, скажу, что самым страшным лагерем Сусуманского района считался Широкий. Уголовный, разумеется.
Мальдяк, надо признать, был местом гиблым. Его название переводится как «Долина смерти», такое название дали местные эвены задолго до возникновения лагеря. Там случился массовый мор из-за какой-то эпидемии, после чего данное место стало для эвенов табуированным, по местным поверьям здесь обретались злые духи. Но политический лагерь появился не из-за злых духов, Мальдяк основан сильно в сторону от уголовных лагерей. Довольно маленький. При мне Мальдяк даже не имел собственной администрации. Его администрацией был Беличан.
Как заключённые относились к горному мастеру Степану Стадниченко, можно увидеть по следующему факту: уже после смерти Сталина бывшие заключённые, освобождённые Хрущёвым, убили ровесницу моего отца, четырёхлетнюю девочку, за то, что она была дочерью начальника лагеря. А моего отца качали на качелях, поскольку очень уважали своего  горного  мастера. Впоследствии бывший лагерь был преобразован в прииск «Экспериментальный», на нём апробировались все нововведения в золотодобывающей промышленности, прежде чем самые успешные из них распространялись на другие прииски. А мой отец в конце концов стал на этом прииске главным инженером, вторым человеком в руководстве. К сожалению, всё закончилось «лихими 90-ми». Было принято решение посёлок закрыть, а людей выселить. Что и произошло на самом рубеже тысячелетий.
Хочу рассказать историю, которая связана с библиотекой нашего посёлка. В конце 80-х годов она сгорела. Библиотеки горят, это общеизвестно. Пришло время и нашей библиотеке разделить эту участь. Библиотека, как и многое другое на Беличане, находилась на балансе прииска. Иными словами, книжный фонд был огромным. Так вот, спасать этот фонд сбежались почти все беличанцы. Я тогда сидел с маленьким братом и не мог присоединится к этому «народному ополчению», но всё действо происходило на моих глазах, потому что барак, в котором библиотека находилась, был под нашими окнами. Люди спасли из огня ВСЕ книги. Пока искали новое помещение, книги приютились у людей, что были на пожаре. Когда библиотека нашла новый дом, книги были сданы обратно. В итоге, не пропало НИ ОДНОЙ. У меня самого было несколько взятых ранее книг. И когда я их принёс сдавать в восстановленную библиотеку, я понял, что все формуляры сгорели, кто что взял до и во время пожара, было неизвестно. Но книги в итоге были возвращены все. Увы, мне неизвестно, что стало с этим фондом после уничтожения посёлка.
В 2002 году мой путь в библиотеку продолжился. Моя семья переехала из Магаданской области в Подмосковье. В 2003 году я стал учиться в Литературном институте имени Горького, в 2005 году начал работать библиографом, а позже главным библиографом в Российской книжной палате. Это была ещё не библиотека в моей судьбе, но уже почти она. В древнем и средневековом смыслах, РКП - это полноценная библиотека, поскольку в те времена основной функцией библиотек была депозитарная. А РКП именно эту функцию сейчас исполняет. В 2014, транзитом через работу в Московском доме книги, причём именно в том, что на Арбатской, я оказался в Российской государственной библиотеке, разумеется библиографом. Одиссей прибыл в свою Итаку.
                2019


Рецензии