Пушкин Онегин Татьяна и психиатрия

(серия конспекты пушкинистики)

Онегину Пушкин сам поставил диагноз – его недуг = хандра – дочка скуки и внучка особой (русской) лени. Этот термин автор, готовя семилетний труд к изданию целиком,  использовал как имя целой главы = многозначительно   
Иное дело с любимой им Таней, выведенной им в идеалы женской верности длиною в бабий век
Спец  по патографии душевных расстройств в наукограде космологов подмосковного  Фрязино
А. Шувалов, проинспектировав труды профессиональных и дилетанствующих психиатров – Теплова и Руднева,

(см.  Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1985.. Руднев В. П. Введение в шизореальность. М. : Аграф, 2011)

обнаружил психопатологию в натуре 17-летней девицы Татьяны Лаиной и вывел следующий итоговый диагноз:

(см. Шувалов А. ГЕРОИНЯ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА ТАТЬЯНА ЛАРИНА ПЛЕНЯЕТ… НЕНОРМАЛЬНОСТЬЮ - ВЗГЛЯД ПСИХИАТРА) 

1. Международная классификация болезней утверждает, что для установления диагноза шизоидного расстройства личности достаточно трех признаков из перечисленных: большая часть времени уделяется фантазиям и интроспекции; почти неизменное предпочтение уединенной деятельности; отсутствие близких друзей или доверительных связей даже среди родных; нечуткость к превалирующим социальным нормам и условиям.
2. Портрет Татьяны, нарисованный Пушкиным, свидетельствует о наличии явных шизоидных черт личности
3. Драматичный финал романа был во многом предопределен психопатологическими особенностями личности героини.
4. Философ и психолог В. П. Руднев отмечает характерное для Татьяны Лариной совмещение шизоидного и истерического поведения:
– истеричность при написании письма
- когда Онегин уезжает в ней просыпается шизоидная часть личности.
5. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ : в случае Татьяны Лариной можно предполагать сочетание шизоидного расстройства личности с примесью истерических черт.   

***

Для полноты картины можно почитать блогеров, увы, не отличающихся ни умом, грузилами эмпатии  и/или спецзнаниями, но злобных невероятно:

Воронцова-Юрьева Н. и др.  Татьяна Ларина как объект психиатрии. Наталья Воронцова-Юрьева + https://vorontsova-nvu.livejournal.com/309235.html
 Сулайманов Арслан  «Татьяна Ларина как объект психиатрии»
Неизв. Гений. АУТИЗМ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ А.С.ПУШКИНА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

***
Вот что отметил в психике Тани последний ре-портер - «неизвестный гений»:

<<<
Современная медицина считает, что аутизм – это состояние психики (психическое заболевание, психическая замкнутость, образ жизни), которое возникает в возрасте от 6 месяцев до 3 лет и проявляется совокупностью таких главных симптомов как отсутствие стремления к общению, преобладание замкнутой внутренней жизни, уход от реальности в мир личных переживаний, мечтательность, чрезмерное фантазирование, самоизоляция, отстраненность от внешнего мира.

Все вышеназванные признаки синдрома Аспергера в полном объеме присущи образу Татьяны Лариной, описанному в романе. Вот как характеризует Пушкин свою милую, болезненную героиню.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
(2, XXV)

Две последние строчки в черновике романа звучали иначе:

И часто целый день одна
Сидела с книгой у окна.

Страдающие от аутизма дети не способны устанавливать эмоциональный контакт с родителями и вести себя типичным для младенцев образом: улыбаться близким, принимать их ласку. Стереотипность речи и поведения, привычка к повторяющимся действиям, неспособность к игре с другими детьми, неумение играть игрушками или что-то делать собственными руками, эмоциональная холодность нередко приводят к отставанию в развитии, умственной отсталости, уходу ребенка в себя, эгоцентризму.
Цитаты из романа, описывающие Татьяну, можно включать в медицинские учебники по психиатрии для поэтического описания синдрома Аспергера.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
(2, XXVI)

Дефицит речевого общения с окружающими приводит Татьяну к проблемам с речью, ограниченности и скудности словарного запаса.

Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном.
(3, XXVI)

Молчаливое сидение у окна целыми днями стало основным повторяющимся действием, стереотипной, привычной нормой поведения Тани. Молчание – главное состояние героини. «Бледна, как тень», «в уныние погружена», « грустна и молчалива, как Светлана» – вот ее портрет. Времяпровождение Тани однообразно и бедно впечатлениями.

Пушкинские слова о том, что его «милая Татьяна»

…….. от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
и сердцем, пламенным и нежным
(3, XXIV)

не противоречат вышеизложенной версии психологического портрета главной героини романа. Татьяна, к счастью, попала в небольшое число аутичных детей, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и способных при определенных условиях стать полноценными членами общества, а иногда и продемонстрировать особую одаренность в какой-то области. (Аутизмом, как считается, страдали философ Кант, сказочник Андерсен, художник Нико Пиросманишвили).
>>>

Но Таня была дева не дура – она не пошла по пути миллиона терзаний Кантов,  Андерсен-Песковых и нищенствующих Пиросмани

Далее там же:

<<<
Однако, Белинский не мог не признать, что Татьяна – «создание не развитое, наглухо запертое в темной пустоте своего интеллектуального существования», что «ее ум ничем не был занят», а «усилие развиться самостоятельно, вне влияния общества, придает ей что-то уродливое».
Белинский ошибается, утверждая, что «весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви». Мы полагаем, что (в терминах медицины) внутренний мир Татьяны, в первую очередь, заключался в жажде социальной адаптации.

В 2008 году, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем аутизма с целью распространения информации об этой проблеме. Пушкин в поэтической форме сделал это на два века раньше.
>>>


Рецензии