Достоевский нагадал себе смерть по Евангелию

Фёдор Михайлович, как известно, был очень болезненным человеком.

Ещё в молодости у него начались эпилептические припадки, которые затем преследовали писателя долгие годы. Также мучился литератор от желудочных спазмов, геморроя.

Однако в конце жизни куда больше Достоевского донимал катар верхних дыхательных путей.

"Последние девять лет своей жизни Фёдор Михайлович страдал эмфиземой", - написал в своих мемуарах критик Николай Страхов.

По воспоминаниями жены писателя Анны, в ночь на 25 января 1881 года у Достоевского произошло лёгочное кровотечение. Около 5 часов дня оно повторилось.

Анна послала за доктором. Когда врач стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось, причём настолько сильное, что Фёдор Михайлович потерял сознание.

"Когда его привели в себя, - пишет в своих "Воспоминаниях" Анна Григорьевна - первые слова его, обращённые ко мне были: "Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедоваться и причаститься!.."

"Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтобы успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился.

Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Фёдора Михайловича с принятием Св. Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Фёдор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня... Вошёл доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А.А. Пфейфером и профессором Д.И. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался... Ночь прошла спокойно.

Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. "Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой?" - спросила я, наклонившись к нему.

"Знаешь, Аня, - сказал Федор Михайлович полушепотом, - я уже три часа как не сплю и всё думаю, и только теперь сознаю ясно, что я сегодня умру..."

"Голубчик мой, зачем ты это думаешь, - говорила я в страшном беспокойстве, - ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идёт... Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь ещё жить, уверяю тебя..."

Фото из открытых источников
В день своей смерти, 28 января 1881 г., утром писатель открыл этот экземпляр Евангелия, подаренный ему тридцать лет назад жёнами декабристов: "...он часто, задумавшись или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Фёдор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.

Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. II: "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду".

— Ты слышишь — "не удерживай" — значит, я умру, — сказал муж и закрыл книгу".


Рецензии