Встречая год кролика

- Азарий, ты не забыл своего давнишнего обещания когда появился мой внук? – Спросил меня Борис на встрече Нового года. – Я напомню, ты сказал тогда, что если осуществишь своё намерение профессионально писать, то по мере взросления новорождённого до достижения возраста окончания школы упомянешь в своём литературном труде этот незабываемый факт. А в наступающем году внук заканчивает школу.
- Ох, и быстро же время пролетело с той поры! – Взглянув на друга с сожалением ответствовал я. – Помню, как в том 2006 году возвращался с празднования столетнего юбилея моего научного руководителя, вернее отмечания его памяти, и случайно повстречал тебя в весьма весёлом настроении, происхождением которого ты похвастался и сейчас упомянул. Вот такие встречные радостные события довольных собой друзей и дали повод возникновению данного мною обещания.
Задумавшись, недолго промолчав, я продолжил разговор:
- В тот день, расставшись с тобой, Борис, и придя домой, я услышал телефонный звонок, взяв трубку услышал голос местного приятеля-земляка, который от имени своих товарищей стал настоятельно уговаривать меня – временно на 50 дней устроиться на работу в ближайший здесь на юге Питера крупный универсам. По секрету они узнали, что через полгода он закроется на перереконструкцию и по её завершению торговое предприятие несколько поменяет своё предназначение, что, возможно, повлечёт также изменение статуса его владельцев. Звонивший пояснил, что как заинтересованным лицам его товарищам очень важна дальнейшая судьба этого крупного в городе магазина, поэтому им необходима информация по существующим техническому состоянию и оснащённости этого объекта торговли и самой подходящей кандидатурой в успешном выполнении этого мероприятия они усматривают меня, так как в настоящее время совершенно свободен (пять месяцев на пенсии) – это во-первых; а во-вторых, в магазин требуется электрик, а я когда-то работал по этой специальности; в-третьих, я живу поблизости от этого объекта, а это весьма удобно для меня; при этом зарплата электрика – солидная прибавка к пенсии. Находясь в тот момент в приподнятом настроении, я согласился с предложением товарищей, но не более сроком 50 дней, как бы находясь в местной командировке, не предоставляя отделу кадров магазина свою трудовую книжку для соответствующих записей. Последнее моё условие было выполнено. Сразу же после традиционных празднеств первых ноябрьских дней я приступил к производственной деятельности электрика в универсаме.
- И как она протекала эта деятельность? – Спросил Борис.
- В некоторой степени интересно, точнее своеобразно. – Отвечал я. – В магазине работал ещё один электрик, которому, вероятно, трудно было справиться одному с обслуживанием многочисленных объектов, в чём я вскоре убедился, поэтому потребовался второй такой же работник. Незадолго передо мной магазин приобрёл агрегат для прессования пустых картонных коробок – упаковок многочисленных товаров, поступающих в универсам. Агрегат был оборудован современной аппаратурой, которая часто давала сбои. На других предприятиях, в которых я работал до пенсии, подобные сложные механизмы в случае какого-либо отказа обслуживали по вызову специалисты соответствующей специализации и квалификации, а здесь в магазине таким делом занимался обычный бытовой электрик. Первый раз при мне, когда мой напарник довольно долго не возвращался с очередного объекта, я пошёл узнать – в чём дело и застал его чинившим упомянутый пресс. «Понимаешь, трудно мне разобраться в автоматике этой машины». – Признался рабочий. Я же не сдержался и сгоряча вспылил: «Так что же ты лезешь ремонтировать незнакомые тебе вещи?! Ты же по незнанию можешь вообще их угробить – окончательно вывести из строя, пытаясь устранить неполадки методом проб и ошибок в течение почти полдня. Открой «инструкцию по эксплуатации» пресса, на последней странице которой указаны адреса и номера телефонов гарантийных мастерских всех почти городов страны и ближнего зарубежья, вот и обращайся туда. Кстати, почему же налаживать лифт универсама, в случае его технической неисправности, вызывают специалиста со стороны, а этого пресса – нельзя что ли?» И я понял, почему магазину потребовался ещё один электрик. Его руководитель стал сомневаться в квалификации прежнего специалиста, который, кстати, был всего на год или два старше вновь принятого на эту должность, хотя сам начальник был этому причиной. Мой коллега подтвердил это предположение и высказал сожаление, что пресс обслуживают случайные работницы, вплоть до уборщицы, не имеющих никакой подготовки работы на такой технике. Я подбодрил напарника, посоветовав ему хотя бы пару раз пригласить специалиста, что возможно будет достаточно для освоения и познания – в чём частые поломки пресса, которые в дальнейшем он может самостоятельно устранять.
- Какое-то странное взаимоотношение между руководством предприятия и его техническим персоналом? – Удивился Борис.
- Это всё исходит от недостаточно правильного распределения производственных обязанностей всех работников крупного магазина. – Предположил я. – Этому техническому персоналу, сгруппированному в бригаду, состоящую из электриков, сантехников, механиков и других работников, вменили в обязанность раз в неделю приводить в порядок товарное оборудование в торговом зале, то есть чистить и мыть продуктовые ёмкости, лотки, прилавки и прочие предметы магазинной обстановки. Несомненно, соблюдение строгой санитарии на продовольственных объектах чрезвычайно необходимо. Как-то на территории магазина я стал свидетелем такой сценки. Из-под автофургона выскочила большая бурая крыса и побежала в сторону складских помещений. Тут же откуда ни возьмись появилась стая городских серых ворон, они на лету начали атаковать крысу, оглядывающуюся и огрызающуюся на бегу. Она сумела скрыться от своих врагов. А буквально накануне этого случая я обнаружил дохлую крысу в электрощите убитую током. Также неприятные явления побудили меня на одном участке магазина выполнить электрическую проводку в обход от того места, где такая проводка разрушается воздействием влажных отходов пищевого производства. Во время реализации этого плана вдруг на данном объекте появился молодой человек, который, как я сразу догадался был заместителем или помощником директора универсама. (С руководством предприятия я до этого момента ещё не встречался). Он удивлённо и опасливо воззрился на меня и строго спросил, что это значит, не самоуправство ли это? Пришлось объяснять начальству, что в любой момент старая проводка в прежнем месте способна разрушиться или повреждена крысами, что повлечёт короткое замыкание, вплоть до пожара, а новая проводка, проложенная в другом месте, эти неприятные последствия исключит. Молодой человек остался удовлетворён моим доводам и благодарен за выполненную работу. Ведь профессионально выполнять свою работу – это значит чтобы она была полезна, произведена в нужном месте, качественно и возможно красиво.
- Ты совершенно прав, Азарий! – Согласился Борис. – Иногда некоторые работники бытового обслуживания оставляют после выполнения своего деяния неприглядные последствия, безобразный внешний вид, даже хуже чем он был до их вмешательства, например, защитные панели, лючки и прочие ограждения не возвращены на своё место, различные провода висят беспорядочно и т.д., что даже небезопасно для здоровья людей. А ведь многие жильцы домов, в которых произведена работа, это дети, старики, а также инвалиды и больные. Традиционное правило – завершил работу – убери своё рабочее место, которое на время обслуживания таковым является. Ну я, кажется, отвлёкся. Чем же всё-таки закончилась твоя командировка, Азарий?
- Согласно договорённости, - отвечал я, - проработал в универсаме ровно 50 дней до Нового года и, отчитавшись, не внял очередным просьбам товарищей продлить этот срок в том числе из-за некорректного отношения руководства к техническому персоналу, вынуждая его выполнять функции несвойственные их специальностям. И действительно, через полгода – в мае месяце 2007 года магазин закрылся на перереконструкцию помещений и после её завершения универсам несколько изменил своё предназначение и в некоторой степени статус как и предполагалось ранее, в результате этого многим прежним его работникам пришлось устраиваться на службу в других магазинах, некоторых из них я встречал в торговых предприятиях даже других районов города.
- Возможно одного из твоих бывших коллег я встретил в соседнем районе, владеющим маленьким магазинчиком. – Продолжил разговор Борис. – Зашёл туда по пути приобрести что-то помелочи. Когда продавец освободился от очередного передо мной покупателя, я спросил его: «Вам же без помощника трудновато приходится?» Тот усмехнулся: «Помощник существует в лице моего родственника, но в настоящее время со здоровьем его не всё в порядке». И прочитал стишок: «Наш Гаврилыч молодец – образец героя, неужели он подлец выйдет из запоя!» Но я продолжал спрашивать продавца: «Что, кроме пьяного родственника в семье нет помощников?» «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: кузен мой да я». – Отреагировал визави моментально. «Вы увлекаетесь поэзией?» - Задал я очередной вопрос. «В некоторой степени она стала моим хобби от нечего делать в процессе прошедшей безработицы. – Грустно поведал человек. – В начале этого увлечения супруга называла его стихоплётством, сейчас всё чаще переходит к слову стихотворство. Жена – мой первый и серьёзный критик. Она осмелилась оценивать даже известные музыкальные произведения. Например, в песне «Берега», исполняемой Александром Малининым, необходимо по её совету произносить не слово «глух», а «глуп», что более соответствует смыслу и совпадает по рифме». Хотя новых покупателей ещё не было, но я решил ускорить процесс, спросив продавца о нужном мне товаре, поинтересовавшись его качеством. «У меня он всегда на высоком уровне. – Похвастался самодеятельный поэт. – Вероятно где-то Вам не повезло с покупками?» Я ответил утвердительно на его вопрос и рассказал произошедший недавно со мной случай. Приехал к нам в гости родственник. Зная его любимое кушанье, мы в семье приготовили это угощение: к водочке картошечку, селёдочку, огурчики и т.д., а за свежим ржаным хлебом я решил сходить в ближайший магазин. Прихожу туда, смотрю на полке отдела лежит только один каравай такого хлеба, пригляделся к нему – каравай почему-то без крайней горбушки да и пломба на упаковке потревожена. Контрольные весы показали, что действительно не хватает массы этой горбушки. Попросил работницу отдела доставить сюда партию упаковок чёрного хлеба. Умолчал, что оставшимся караваем кто-то уже успел пообедать; на разбирательство совершенно не было времени. Работница сказала, что привоза хлеба ещё не было. После недолгих раздумий купил этот неполноценный продукт и поспешил обратно домой. На кухне внук спросил удивлённо: «Дед, ты горбушку скормил голубям по дороге?» Пришлось рассказать ситуацию, возникшую в магазине. Супруга промолвила: «Главное, чтобы какую-нибудь отраву не подсыпали в упаковки в эти неспокойные времена!» «Ну и как, всё обошлось?» - Спросил хозяин магазина. «Как видишь – ещё живой!» – Улыбаясь ответил я. – Что-то я заболтался, Азарий, вспоминая встречу с твоим бывшим коллегой с соседнего района.
- Я думаю, как бы этот любитель поэзии своё литературное пристрастие не направил на искажение русского языка как тот известный предприниматель, который демонстративно исказил свою фамилию, вернее её окончание, заменив букву «в» на две «ф». – Посетовал я. – Возможно сейчас это модно, но, вероятно, его предки были бы весьма недовольны тем, как он корёжит их наследие и как относятся к защите чистоты своего родного русского языка потомки этого предпринимателя.
- Ну наконец-то вы добрались до культуры. – Включилась в разговор молчавшая до сих пор Вера – супруга Бориса. – Вот мы с Борей до супружества жили тоже в разных районах Питера и были совершенно незнакомы, а встретились случайно у Большого драмтеатра. Он хотел «сплавить», то есть продать лишний билет, его «дама сердца» почему-то не пришла на свидание. – Смеясь, лукаво взглянув на мужа, вымолвила супруга. – Борис галантно спросил меня тогда – не желаю ли я посмотреть представление? Я была сражена таким любезным подходом и ответила: «Только с Вами!» И с тех пор, посмотрев спектакль, мы вместе.
- Таким путём я до минимума сократил длительность процесса ухаживания за дамой. – Улыбаясь подытожил Борис. – Чем ускорил появление потомков. Проблема благополучной, счастливой жизни детей для нас с Верой самая важная и первоочередная. Поэтому я до мелочей наблюдаю в каких условиях находятся наши дети в любое время суток, особенно при нахождении их в школе. Пусть меня простят за чрезмерную придирчивость, но волнуюсь и озабочен, видя на внешнем световом табло этого учебного заведения температуру окружающего воздуха выше реальной на пять градусов, а время на табло забегает вперёд на пять минут и почему-то не вняли пожеланию местных жителей передать школе небольшое соседнее здание, которое оказалось безразлично чиновникам даже тех комитетов администрации города, которых должно заинтересовать наше предложение, обеспечивающее необходимый резерв школьной площади в случае увеличения количества учащихся, проблема которая возникла ранее после окончания строительства нескольких жилых высотных зданий.
- Насчёт школьной администрации, - продолжила Вера, - я не думаю, что она до такой степени безразлична к достойным предложениям местных жителей. Возможно у них постоянно возникают другие серьёзные проблемы по причинам, исходящим извне. В результате этого приходится частенько уплотнять, перекраивать учебную программу, но стараясь давать знания детям на прежнем уровне и даже повышая их, чтобы не отстать от других учебных заведений. А сколько для этого требуется не только времени, но физических и моральных сил. Моя тётка – учитель старой закалки уверяет, что даже эта закалка не способна легко преодолеть молодому поколению преподавателей искусственно созданные многократные трудности в течение учебного процесса.
- Я не спорю и согласен с тобой, Вера. – Борис спокойно взглянул на супругу. – Но всё же в первую очередь я волнуюсь о детях, в том числе наших внуках.
- И я не менее чем ты волнуюсь о них, - отвечала его подруга, - но как живут и трудятся их наставники – учителя – это всё отражается на нашем поколении.
- Помните один из лозунгов Советской власти «Всё лучшее детям!» - Вклинился я в диалог супругов. – Вот такое напоминание полезно для всех.
- Но почему же такое напоминание не всех тревожит?! – Вновь возмутилась Вера. – Почти с каждого телеканала постоянно звучит слёзный призыв и мольба о помощи страдающим от серьезных болезней и умирающим детям. Пусть будет стыдно тем, кто препятствует этой помощи ради своего благополучия. Это негуманно и крайне несправедливо. В чём же виноваты нынешние больные дети, чтобы их лишали достойной помощи.
Взволнованная эмоциональная речь немолодой женщины подействовали на меня по оказанию ей поддержки в справедливо сказанных слов и я прочёл афоризм Вольтера: «Что бы ты ни делал, попирай все препятствия и люби тех, кто любит тебя». Далее я продолжил своё высказывание:
- К детям наша любовь взаимная, в крайнем случае должна быть таковой, ведь каждый из нас в прошлом был ребёнком. Вспомните кинофильм военной поры «Жила-была девочка». Играла главную роль этой девочки школьница Нина Иванова, можно утверждать саму себя. Фильм создавался в 1944 году по «горячим следам» в освобождённом от фашистской блокады Ленинграде. А через 12 лет, в 1956 году, став профессиональной актрисой – обаятельной женщиной Нина Иванова сыграла главную роль учительницы в фильме «Весна на Заречной улице» со своим партнёром Николаем Рыбниковым.
Борис тут же встрепенулся:
- Алексей Баталов тоже начал играть в кино ещё школьником и в том же военном 44-м году в фильме «Зоя», снятый о подвиге Космодемьянской, правда в эпизодической роли. А слава пришла ему позже после выхода на экраны картин «Летят журавли», «Дорогой мой человек» и многих других с его участием.
- Вероятно упомянутых деятелей искусства, - вновь заговорила Вера, - с детства привлекала любая возможность высказать свои чувства к минувшим и настоящим событиям. Как выразился Георг Гегель: «Самая серьёзная потребность есть потребность познания истины».
- Да, никак нам не забыть военные годы, каждый раз возвращаясь к тем грозным и тяжелым временам. – Вздохнул я. – Вот и в настоящее время это зло вдруг возникло на территории бывшей дружественной республики СССР. Нынешний глава самостийной Украины, выпрашивая у западных стран новую партию оружия, однажды изрёк, заверяя своих поставщиков, что Россия скоро выдохнется, так как боеприпасы у неё вот-вот иссякнут.
- Да Запад чрезмерно заинтересован уже в который раз обладанием территории Украины. – Заметил Борис. – Тут уместны слова Оскара Уайльда: «Мы бросили бы многое, если бы не боялись, что другие его подберут». Однако, довольно странно то, что те государства, которые в прежние годы существовали в едином содружестве в качестве республик СССР или стран Варшавского Договора, стали наиболее злобными в отношении России. Даже Болгария, которую Россия освободила от Османского ига. Естественно, другие государства, наблюдая за ненормальным взаимоотношением бывших друзей, делают из этого соответствующие выводы, боясь сотрудничать с нашей страной, и соглашаются подчиняться противнику, в данной ситуации США. Очень жаль граждан Донбасса, которые фактически восемь лет жили в блокаде под угрозой уничтожения национальными фашистами, и в настоящее время живут в условиях военного времени. Пожелаем же им мира на долгие годы!
- Искренне присоединяюсь к твоим сочувствию и пожеланию, но не на долгие, а на многие годы! – Поправил я друга. – Когда человек живёт под страхом уничтожения или он тяжело заболевает, страдая, каждый год ему покажется очень долгим.
- Одобряю твоё уточнение, Азарий. – Согласилась Вера. – Одно и то же понятие можно преподнести и воспринимать по-разному. Например, я не могу признать утверждение некоторых людей, что знаменитые персоны живут в своё удовольствие, по крайней мере не все из них. Для совершенствования своей профессиональной деятельности им приходится следить за своим внешним видом, здоровьем, идя на самопожертвование: добровольно ограничивая себя в отдыхе, пище, сне, обрекая на страдания разлучаясь с семьёй при длительных командировках, лишая себя простых человеческих удовольствий.
- Я совершенно с тобой согласен. – Поддержал супругу Борис. – Особенно на такие ограничения вынуждены идти спортсмены. Недавний пример – чемпионат мира по футболу в одной из арабских стран.
Я решил развить спортивную тему, тем самым в дальнейшем избежать обсуждения каких-либо проблем, и продолжил разговор:
- Я не предполагал, что марокканские футболисты в Катаре добьются больших успехов – займут ведущее место (не ниже четвёртого) и даже не знал, что в их стране играют в футбол, а все пристрастия местных бедуинов – это скачки на верблюдах.
- А ты заметил, что в этой африканской команде в основном заняты игроки из Европы и Америки? – Продолжил Борис. – А вот в Канадской и в большинстве северных командах играли почти все негры, то есть африканцы. Но меня более всего заинтересовал матч Марокканцев с Хорватами. Балканская команда выиграла у африканцев благодаря своему более богатому опыту на международных соревнованиях.
- Но более захватывающим матчем чемпионата, по моему мнению, всё-таки оказался финал. – Подытожил я. – Французам всю игру приходилось догонять аргентинцев как в основное так и в дополнительное время, но по пенальти европейцы всё же не смогли одолеть южноамериканцев – уступили им. К сожалению, симуляций на чемпионате было предостаточно, за что игроки получали много жёлтых карточек.
- В азарте игры футболисту, вообще любому спортсмену очень трудно сдержать эмоции – оставаясь примерным игроком. – Как бы оправдывал профессиональных игроков Борис.
- Ты прав, Боря! – Согласилась с ним Вера. – Шахматист Виктор Корчной был раньше примерным коммунистом, регулярно платил взносы, участвовал в общественных мероприятиях. Но проигрывая чемпионаты стал примерным диссидентом, покинув СССР, ведя за рубежом замкнутую, осторожную жизнь.
- Ситуация заставляет, вероятно, вести такую осторожную жизнь. – Задумчиво произнёс Борис. – Я слышал от наших военнослужащих, побывавших на Донбассе, лозунг, который необходимо соблюдать на той территории: «Даже отдыхая не забывай, что ты на войне, тем более на фронте!» Вот такое предостережение.
На этом мы новогоднюю дискуссию завершили и, возвращаясь к самой первоначальной нашей теме разговора, я спросил друга, какой по его мнению незабываемый факт рождения его внука я должен отобразить в своём литературном труде, это во-первых; а во-вторых, по моему же мнению я ещё не достиг нужного профессионализма в означенном творчестве, поэтому изложение материала по интересующей его теме возможно окажется недостаточно качественным.
- Дорогие мои мужчины! – Прервала меня Вера. – Вот как и в том далёком 2006 году при Вашей встрече в возбуждённом состоянии Вы вновь сейчас что-нибудь друг другу наговорите и наобещаете. Вот лучше обещайте мне, что не будете больше ничего обещать друг другу?!
В знак согласия с дамой мы подняли в честь неё прощальный новогодний тост.


Февраль 2023 года


Рецензии