Думать - это как?

(заметки на полях, будут пополняться)

Я вот думаю, что эта тема стоит целой жизни и множества (при желании) книг в том числе. Я думаю, что большинство не думает. Я думаю, что само понятие "думать" не отражает того, что происходит на самом деле. Я думаю, что разделение на "думать" и "чувствовать" ошибочно, или же ошибочны трактовки такого разделения, когда "чувствовать" отделяют от "думать" настолько, что уже не рассматривают частью мышления. И очень напрасно.

Если всмотреться во взаимосвязи процесса мышления, как это в целом происходит, то вполне может оказаться, что именно чувства, в случае так называемого "простого" или "среднего" человека, направляют мысли, а не наоборот. Если продолжать так смотреть, мол, есть мысли, а есть чувства, есть интеллект, а есть эмоциональный интеллект.

Пришло время пересмотреть эти подходы, и это делается, но не отражается в базе, в энциклопедиях и словарях. И очень зря.

*

Предлагаю читателю, прежде чем продолжить чтение, оставить небольшой отклик, никуда не заглядывая, своими словами. Что такое - "думать"? Как это?

*

Есть разные версии-модели-реконструкции того, что же такое мышление. Эти версии очень сложны и даже простой их пересказ распугает читателей.

Поэтому попробую невозможное - кратко изложить суть того что я бы подразумевал под думанием.

Основное - цель. "Бесцельное" думание происходит постоянно. Мозг любит поболтать сам с собой (иногда называют этот процесс внутренним диалогом), покрутить прошлое с разных сторон, спроецировать мечты-желания в будущее через опыт прошлого... Это само собой разумеется, но это не целенаправленное мышление. Поэтому первым вопросом будет - как сделать думание целенаправленным. Точнее, как научиться не отвлекаться от цели. Саму цель обычно ставит ситуация. Тогда можно говорить о дисциплине мысли, мышления. И такая дисциплина существует, только под разными иными названиями.

*

Вопрос 0.

Так ли уже бесцельно "бесцельное" думание. Почему и для чего оно происходит?

*

Вопрос 1.

Однако, иногда встречаются сложные случаи. Например, человек впечатлился некой формулой, и желает ею жить. Для конкретности пусть будет молитва ниже, приписываемая разным авторам.

"
Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого.
"

Теперь вопрос. Или задача, как угодно. Каждый, при желании, пусть задаст его себе. Сколь долго я смогу удерживать эту молитву в сознании как приоритет для всех моих сознательных действий? Что нужно для интеграции этой молитвы в себя настолько, чтобы она автоматически "работала" как часть моего характера?

*

Вопрос 2.

Я в ситуации разговора начинаю ощущать нарастающий гнев в связи с явно провокационным поведением собеседника. Что мне нужно сделать, пока не поздно и гнев не заставил меня войти в состояние ссоры? Речь не о полезных советах домашних хозяек, желающих подработать и стряпающих бесчисленные сайты "контента". Речь о том, что реально сработало в вашем опыте, и работает "железно", и как вы этого добились. И можно ли это назвать думанием.

*

Вопрос 3.

Если для вас существует решение вопроса 2, то разумно ли говорить о "думании" и "чувствовании" отдельно? Ведь в вопросе 2 решение находится через думание, не так ли.

*

Вопрос 4.

Пробовали не дотрагиваться до лица совсем? Это рекомендуют как профилактическую меру при пандемии такого заболевания как COVID-19. Засеките время с момента принятия решения не трогать лицо, и затем посмотрите на часы в тот момент, когда поймаете себя на том, что уже дотронулись до лица без ведома сознания. Какой результат? Сколько минут? Часов? Что случилось раньше - решение, что достаточно и можно сознательно дотронуться (например, придя домой и помыв руки) - или поймали себя на том, что уже дотронулись до лица без ведома сознания. Очень интересно узнать результаты.


*

PS мой герой по ссылке ниже, похоже, собирается разобраться с этими вопросами всерьёз, и не только с ними :) Он уже кое-кого отыскал, подбираясь к цели.

http://proza.ru/2022/10/19/1460


Рецензии
В школе и институте на фоне тупого запоминания я становлюсь
марионеткой чистой воды.Если включать критическое мышление, то
способность к запоминанию очень слаба.
Наверное образование,имеющее действительную ценность можно по
лучить только самообразованием.
В начале этого года в моем сознании произошло революционное
изменение:я бросил концентрировать внимание на изучении шахматной
Теории и игру на Личессе.

Самопознание...Чтобы понять так называемых авторов нужно внимательно анализировать их сочинения. Тогда можно составить список
авторов с которыми есть смысл общаться.
Пока такой поток сознания...

Виталий Поляков 2   25.01.2024 10:39     Заявить о нарушении
- Наверное образование,имеющее действительную ценность можно по
лучить только самообразованием.

== Соглашусь. Что не мешает куда-то ходить, с кем-то взаимодействовать, важно чтобы это было побуждение собственной страсти и выстраивание собственных теорий, а не простое "усвоение", хотя и простого усвоения на сегодня уже почти днём с огнём, в основном перекос в сторону "мнений", по принципу "имею мнение хрен оспоришь". И дело не в том, что хочется спорить. А в том, что мнение - штука переменчивая, и перемагничивается технологиями на раз-два.

Феронин   25.01.2024 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.