Теософ эпохи Водолея, февраль 2023
Годовая подшивка I, номер 12, февраль 2023 г.
Блог: www.TheAquarianTheosophist.com почта: indelodge@gmail.com
Ежемесячный журнал Независимой ложи теософов и её совместных сайтов
Изучение теософии:
Знание за пределами слов
Изучающим эзотерическую философию часто бывает трудно до конца понять основные факты. Среди них, тот факт, что философское знание не заключается в словах и не передаётся ими. [1] Знание может передаваться или получаться каким-то другим способом. На помощь можно рассчитывать, но не более чем на помощь записанных учений. Мне потребовалось довольно много времени, чтобы осознать многочисленные последствия этого факта.
Между 1999 и 2002 годами я выявил и подтвердил документами глубокую пропасть, разделяющую подлинное учение теософии и псевдоэзотерические фантазии, появившиеся в период между 1892 и 1933 годами. Я тогда наивно полагал, что рациональное, искреннее изучение подлинного учения может породить эффективное теософское действие.
Позднее, уже сотрудничая с последователями Елены Петровны Блаватской из разных стран, я постепенно пришёл к убеждению, что изучение подлинных учений ничего не гарантирует. Кроме лжеучений существует ещё одна проблема – привычка к поверхностному мышлению.
Самыми главными моментами подлинного изучения являются следующие: правильная цель, независимый поиск и непосредственная передача, т. е. процесс, в котором подлинный текст является ценным инструментом, но, тем не менее, лишь инструментом.
Изучающему нужно три убежища. Во-первых, прибежище в Учителе, то есть в мудрости собственной духовной души. Во-вторых, убежище в подлинном учении. Для этого пилигрим должен обладать проницательностью, чтобы отвергать лжеучения, так как «не всё то золото, что блестит» в эзотерических движениях. И, наконец, убежище в сообществе искренних искателей (неважно много ли их или мало), разделяющих одно и то же учение и педагогический процесс.
Если относительно крупная на материальном плане организация публикует все сочинения Елены Петровны Блаватской, но делает это из чисто интеллектуального любопытства или в поисках оккультного престижа, или даже из лучших побуждений и предлагает их публике наряду с многочисленными формами псевдодуховных фантазий, существующих на сегодня, то, на самом деле, истинная теософия не распространяется, хотя тексты подлинные. В таком случае происходит деградация подлинных текстов, которые рассматриваются просто как набор слов, для понимания которых не было приложено усилий во время экспериментального изучения эзотерической философии.
Тогда правильные и достоверные слова читаются так же, как если бы семилетний ребенок (искреннее желание которого – поиграть в футбол во дворе) слушал произведения Шекспира или глубокую по смыслу и трудную для понимания повесть Достоевского.
Карма изучения зависит от точки зрения, с которой человек смотрит на учение. Цель или намерение, которое позволяет пилигриму понять Блаватскую, состоит в том, чтобы приносить благо человечеству и всем существам. Сознательная альтруистическая доброжелательность должна быть в центре души пилигрима.
Учитель мудрости писал:
«Единственно тот, у кого в сердце есть любовь к человечеству, кто способен глубоко усвоить идею возрождающегося Братства на практике, имеет право на обладание нашими тайнами. Только он один, только такой человек, никогда не злоупотребит своими способностями, так как не надо будет опасаться, что он обратить их на корыстные цели. Человек, который не ставит благо человечества выше своего собственного блага, не достоин стать нашим чела, он не достоин стать выше относительно знаний, чем его ближний». [2]
Какова мотивация учёного попугая, который в глубине души своей ничего не знает о теософии? Он хочет быть просветлённым. Он стремится быть духовно прославленным и казаться более мудрым, чем другие. Однако до тех пор пока нравственность, самопожертвование и добрая воля не займут центрального места у таких людей, теософии не будет, даже если изучающие её запоминают наизусть страницу за страницей из всего того, что написала Елена Петровна Блаватская.
Знание слов может породить впечатляющий поверхностный престиж, а их использование может укрепить бюрократический институт. Но теософия — это нечто другое.
Истинное знание неотделимо от непривязанности, отваги и смирения. Его основа — забвение самих себя, а также отречение. Истинное знание всегда сокрыто, безмолвно и внешне незаметно. Немногие понимают его, но оно порождает некоторую мудрость. Именно благодаря ей, ученик понемногу может освобождаться от собственного невежества. (ККА)
СНОСКИ:
[1] См. Письмо XLIX или 49 в «Письмах Махатм», особенно стр. 282-283. Традиция дзэн и философский даосизм также ясно показывают, что мудрость или учение в значительной степени нельзя выразить словами.
[2] «Письма Махатм», Письмо XXXVIII, стр. 252.
000
Свидетельство о публикации №223021701610