Паломница из Стопудовска

Полихрония Ивановна Многодельская приехала в Энск из Стопудовска – крупного промышленного города с одной единственной церквушкой, зажатой угрюмыми многоэтажками. Полихрония не посещала богослужения в родном городе, хотя считала себя человеком глубоковерующим. Куличи на Пасху всегда (даже при Брежневе) пекла и яйца, разумеется, красила.

Сначала в храм её не пускала ответственная должность с ненормированным рабочим днём. Думала, вот пойду на пенсию и тогда… Пошла. И что? Откуда ни возьмись появились другие препятствия, теперь психологического рода.

Батюшка из стопудовской церквушки показался Полихронии Ивановне уж больно суровым. Всех подавлял своим авторитетом в километровом радиусе, словно сдерживая натиск на храмовую территорию угрюмых многоэтажек. При его появлении в церковном дворе смолкала всякая тварь, включая бродячих собачек и пролетающих птичек. Даже гул автомобилей притихал.

Или это у Полихронии Ивановны при виде сурового настоятеля закладывало уши. Она не слышала, что священник призывал её участвовать в церковных таинствах, регулярно исповедоваться и причащаться, а не просто свечки ставить.

Но религиозные потребности, присущие человеку от рождения, требовали удовлетворения, и Полихрония пристрастилась к паломническим поездкам по разным святым местам. Иногда в составе группы, а чаще самостоятельно. Вот как сейчас.
Вскоре паломница всерьёз задумалось о покупке второго холодильника, так как на первом место для магнитиков закончилось.

Смена настоятеля в Стопудовске мало сказалась на ритме жизни Полихронии Ивановны. Пожилого угрюмого протоиерея сменил молодой весёлый иерей, ещё вчера служивший диаконом в областном центре. А позавчера – гонявший мяч на спортплощадке во дворе семинарии. Он и по храму передвигался так стремительно и извилисто, словно прорывался забить гол в ворота противника. За эту гиперподвижность и не взлюбила его с первого взгляда Полихрония, в ближайший же праздник укатившая в дальний монастырь.

В Энск она приехала на пару дней, намереваясь поставить свечку в знаменитом местном монастыре на воскресной литургии. Остановилась у младшей сестры, которая себя глубоковерующей не считала, но после смерти мужа добросовестно еженедельно приходила в храм помолиться о его упокоении, а заодно и о спасении своей души. Настоятель Преображенской церкви в городе Энске отец Иоанн Велимудров считал сестру Полихронии Ивановны прилежной прихожанкой своего храма.

Идти в Преображенскую церковь гостья наотрез отказалась. Что она ехала за столько километров, чтобы в простом приходском храме ставить свечки? К тому же отца Иоанна она немного побаивалась, зная его привычку «прославлять» своих знакомых в литературных произведениях. Читала несколько беспощадных сказок о насельницах Энского монастыря.

 С сестрой толком ни о ком не посплетничали. Вечером та допоздна была в храме, подоспела её очередь за подсвечниками следить. Утром ни свет ни заря, почитав на кухоньке предпричастное правило, сестра снова убежала на службу.

Полихрония никогда не любила спешки. Тем более не понимала, как можно бежать в храм. Она-то и на свидание в молодости не спешила. А поскольку женихи ей подались какие-то нетерпеливые (не могли часок-другой подождать), то и замуж она не вышла.
Визит в Энский монастырь Полихрония Ивановна запланировала нанести к поздней Литургии. Подражая младшей сестре, она постояла перед иконой с раскрытым молитвословом в руках. Не поняла ни слова из прочитанного. Вероятно, молитвенному настрою препятствовало повышенное давление.

Выпила таблетку. Измерила давление. Давление оказалось пониженным. Выпила другую таблетку. Молитвенный настрой не появился.

Выпила чашечку кофе с постной булочкой. Появилась изжога. Выпила порошок от изжоги. Желание молиться притупилось. Появилось желание навести порядок на кухне. Помыла чашку. Протёрла стол, стул, пол, кухонную плиту. Перемыла посуду, уже помытую сестрой вечером. Решила постирать кухонное полотенце. Нашла ещё кучу нестиранного белья. Забросила в стиральную машину.

Чтобы не бездельничать до окончания стирки, разморозила холодильник. Подумала, что не худо бы, пока размораживается холодильник, приготовить обед. Вернётся сестра из храма, а дома её борщ дожидается. Будет сюрприз.

С борщом вышла промашка. Полчаса искала ингредиенты, но так и не смогла найти всё необходимое. Борщ вышел супом с пригоревшим луком. (Лук пригорел, пока бельё на балконе развешивала). 

Вдобавок Полихрония Ивановна забыла это варево посолить, как ей показалось, и по забывчивости посолила три раза.

Свидетельство кулинарного преступления ни в коем разе нельзя было оставлять на плите до прихода из храма сестры, и оно отправилось в канализацию.

Канализация забилась. Снизу постучали по батарее. Затем пришли. Полихрония Ивановна увидела в глазок чету соседей среднего возраста и скандального вида. Дверь она им, естественно, не открыла.

Что за люди! Не таков масштаб трагедии, чтобы битый час на лестнице неприличные слова в её адрес посылать. Вот в прошлом году, пока Полихрония к мощам какого-то святого ездила (какого именно, она не поняла), в её спальне трубу прорвало. Так у соседей снизу вода выше аквариума поднялась, и рыбки по всей квартире расплылись. И то пострадавший хозяин не так разнообразно ругался. А потом и вовсе притих, увлёкшись рыбалкой.

Когда лестничная клетка опустела, Полихрония уже справилась со всеми последствиями своей бурной деятельности и, тихонько заперев дверь, на цыпочках вылетела на улицу. Поступилась-таки своим принципом не бегать в храм.

Прибежала к окончанию проповеди архиепископа Добродуша, который (оказывается) сегодня служил в Энском монастыре позднюю Литургию.

-… И вот, что я вам скажу по поводу прочитанной ныне притчи, дорогие сёстры и благочестивые паломники обители сей, - говорил владыка, невольно бросив взгляд на влетевшую в храм Полихронию Ивановну. – Блужданием на стране далече можно назвать всю нашу жизнь и деятельность по своей лишь воле, а не по воле Отца нашего Небесного. Всех дел житейских не переделать. Нужно уметь их вовремя поставить на паузу и обратиться к Богу. Тем более, тогда, когда это делает вся Церковь – в воскресные и праздничные дни. Не ждите особых молитвенных настроений. Они – дар Божий за наши духовные усилия. Не ищите особых духоносных пастырей, живущих за тридевять земель. Зачастую священник ближайшего к вашему дому храма и является тем духовным помощником, которого вам послал Господь…

Полихрония Ивановна была так потрясена пережитым утром и услышанным на проповеди, что забыла в этот день поставить свечку. Зато купила в монастырской лавочке фирменную энскую матрёшку, расписанную матушкой Ленью. В подарок для молодого батюшки из родного Стопудовска.

16-17 февраля 2023г.

Из цикла "Сказки Энского монастыря"


Рецензии
Понравилось! Поучительно! Не в бровь, а в глаз! Суета-сует - обыденность прихожан :) Помню самого жена увлекла в паломничество. Дорогой пели молитвы. Настроение было возвышенным. Но вот заехали на святой источник. Вид моих товарок, обвешенных огромными бутылями со святой водой, заполнившей микроавтобус, что не пройти, изрядно снизил чувство благодати :)

Сергей Александрович Русаков   06.11.2023 09:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.